Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 17:13, реферат
Интерес к феномену науки, законам ее развития столь же стар, как и сама наука. С незапамятных времен науку исследовали и теоретически, и эмпирически. В каждой науке формулируются не только высказывания о познаниях в той или иной предметной области, но и общие правила и предписания, относящиеся к построению, методике и терминологии.
1. Введение……………………………………………………………………………… 3
2. Логико-методологическая концепция К.Поппера………………………………..4
3. Теория научных революций Т.Куна………………………………………………..6
4. Методология исследовательских программ И.Лакатоса……………………….9
5. Эволюционная модель развития науки Ст.Тулмина……………………………11
6. Вместо заключения: теория фазовых переходов Э.Эзера…………………….13
7. Список литературы……………………………………………………………………15
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Логико-методологическая концепция К.Поппера………………………………..4
3. Теория научных революций Т.Куна………………………………………………..6
4. Методология исследовательских программ И.Лакатоса……………………….9
5. Эволюционная модель развития науки Ст.Тулмина……………………………11
6. Вместо заключения: теория
фазовых переходов Э.Эзера……………
7. Список литературы…………………………………
Интерес к феномену науки, законам ее развития столь же стар, как и сама наука. С незапамятных времен науку исследовали и теоретически, и эмпирически. В каждой науке формулируются не только высказывания о познаниях в той или иной предметной области, но и общие правила и предписания, относящиеся к построению, методике и терминологии.
К концу XX века философская теория развития науки считается в значительной степени сформированной. Концепции Т.Куна, К.Поппера и И.Лакатоса, Ст.Тулмина, П.Фейерабенда и М.Полани занимают достойное место в сокровищнице мировой философской мысли. Однако, в силу своей многогранности и актуальности вопросы философии науки продолжают приковывать к себе внимание философов и ученых различных специальностей.
Настоящая работа посвящена рассмотрению основных западных философских концепций XX века, затрагивающих вопросы поиска и анализа законов развития науки.
4
2. Логико-методологическая
концепция Карла Поппера.
Карл Поппер - один из наиболее влиятельных представителей западной философии науки XX века. Он является автором большого количества работ по проблемам философии, логики науки, методологии и социологии, многие из которых, например “Логика и рост научного знания”, “Открытое общество и его враги”, “Нищета историцизма” и др., к настоящему времени опубликованы на русском языке.
Имя К.Поппера часто связывается с таким философским течением как “фаллибилизм” (от английского fallible - подверженный ошибкам, погрешимый). Основанием для этого явился выдвинутый Поппером “принцип фальсифицируемости” систем. Фальсифицируемость универсальных высказываний определяется как их способность формулироваться в виде утверждений о несуществовании. “Не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации. Это означает, что мы не должны требовать возможности выделить некоторую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны потребовать, чтобы она имела такую логическую форму, которая позволяла бы посредством эмпирических проверок выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта”.
Развитие научного знания, согласно Попперу, - это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, более удовлетворительными. В целом теорию этого процесса можно представить в виде следующей структуры: 1) выдвижение гипотезы, 2) оценка степени фальсифицируемости гипотезы, 3) выбор предпочтительной гипотезы, то есть такой, которая имеет большее число потенциальных фальсификаторов (предпочтительнее те гипотезы, которые рискованнее), 4) выведение эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов, 5) отбор следствий, имеющих принципиально новый характер, 6) отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации, если же теория не фальсифицируется, она временно поддерживается, 7) принятие конвенционального или волевого решения о прекращении проверок и объявлении определенных фактов и теорий условно принятыми. Другими словами, наука, согласно Попперу, развивается благодаря выдвижению смелых предположений и их последующей беспощадной критике путем нахождения контрпримеров.
При всех тех модификациях,
которым подвергалась на
Онтологическим основанием модели служит
его концепция “Третьего мира”, которая
становится частью общей теории объективности
научного знания. В своей работе “Объективное
знание” автор выдвигает тезис о том,
что можно различить следующие три мира:
“во-первых, мир физических объектов или
физических состояний, во-вторых, мир состояний
сознания, мыслительных (ментальных) состояний
и, возможно, диспозиций к действию, в-третьих,
мир объективного содержания мышления,
прежде всего содержания научных идей,
поэтических мыслей и произведений искусства.”.
Третий мир возникает как результат взаимодействия
физического мира и сознания, как естественный
продукт человеческой деятельности. Необходимым
условием его возникновения является
появление языка. Именно закрепляясь в
языке, знание превращается в “объективный
дух”, приобретает объективный характер.
Поппер подчеркивает,
что “третий мир” в
Обитателями третьего мира являются теоретические системы, проблемы и критические рассуждения, сюда же относятся и содержание журналов, книг и библиотек. Процесс развития научных теорий происходит в “третьем мире” и имеет собственную логику развития. “Моя логика исследования содержала теорию развития знания через попытки и ошибки, точнее, через устранение ошибок. А это значит - через дарвиновскую селекцию, через отбор, а вовсе не через ламарковскую инструкцию, то есть обучение”. Эту аналогию Поппер в конце жизни разработал, создав схему четырех фаз динамики теорий:
1). Проблема (не наблюдение);
2). Попытки решения - гипотезы;
3). Устранений ошибок - фальсификация гипотез или теорий;
4). Новая и более точная постановка проблемы в результате критической дискуссии”.
Таким образом, попперовские “научные революции” целиком относятся к миру идей, не затрагивая мир ученых. Оставаясь рациональным, поведение последних не может быть иным, кроме немедленного согласия с рационально оправданной заменой теоретических построений. В “открытом обществе” ученых немыслима какая-либо иная, кроме интеллектуальной, борьба, соперничают идеи, но не люди, единственный и определяющий интерес которых состоит в бескорыстном служении науке. Поэтому мы не находим у Поппера сколько-нибудь разработанной “структуры научных революций”.
6
3. Теория научных
революций Т.Куна.
Концепция социологической
и психологической
Кун считает, что развитие
науки представляет собой
Центральное место
в концепции Куна занимает
понятие парадигмы, или совокупности
наиболее общих идей и
Все эти компоненты парадигмы воспринимаются членами научного сообщества в процессе их обучения, роль которого в формировании научного сообщества подчеркивается Куном, и становятся основой их деятельности в периоды “нормальной науки”. В период “нормальной науки” ученые имеют дело с накоплением фактов, которые Кун делит на три типа: 1) клан фактов, которые особенно показательны для вскрытия сути вещей. Исследования в этом случае состоят в уточнении фактов и распознании их в более широком кругу ситуаций, 2) факты, которые хотя и не представляют большого интереса сами по себе, но могут непосредственно сопоставляться с предсказаниями парадигмальной теории, 3) эмпирическая работа, которая предпринимается для разработки парадигмальной теории.
Однако научная деятельность
в целом этим не исчерпывается.
Развитие “нормальной науки”
в рамках принятой парадигмы
длится до тех пор, пока существующая
парадигма не утрачивает
Кун считает, что выбор
теории на роль новой
переубедить тех, кто отказывается
войти в круг. Логические посылки и ценности,
общие для двух лагерей при спорах о парадигмах,
недостаточно широки для этого. Как в политических
революциях, так и в выборе парадигмы нет
инстанции более высокой, чем согласие
соответствующего сообщества”. На роль
парадигмы научное сообщество выбирает
ту теорию, которая, как представляется,
обеспечивает “нормальное” функционирование
науки. Смена основополагающих теорий
выглядит для ученого как вступление в
новый мир, в котором находятся совсем
иные объекты, понятийные системы, обнаруживаются
иные проблемы и задачи: “Парадигмы вообще
не могут быть исправлены в рамках нормальной
науки. Вместо этого нормальная наука
в конце концов приводит только к осознанию
аномалий и к кризисам. А последние разрешаются
не в результате размышления и интерпретации,
а благодаря в какой-то степени неожиданному
и неструктурному событию, подобно переключению
гештальта. После этого события ученые
часто говорят о “пелене, спавшей с глаз”,
или об “озарении”, которое освещает
ранее запутанную головоломку, тем самым
приспосабливая ее компоненты к тому,
чтобы увидеть их в новом ракурсе, впервые
позволяющем достигнуть ее решения”.
Таким образом, научная революция как
смена парадигм не подлежит рационально-логическому
объяснению, потому что суть дела в профессиональном
самочувствии научного сообщества: либо
сообщество обладает средствами решения
головоломки, либо нет - тогда сообщество
их создает.
Мнение о том, что
новая парадигма включает