Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:24, контрольная работа
Современная религиозная философия представлена широким спектром философских учений. Пожалуй, главными из них являются неотомизм и персонализм.
Введение 3
1 Неотомизм 4
2 Неопротестантизм 6
3 Религиозный модернизм 17
4 Переонализм 19
Заключение 21
Список использованных источников 22
Министерство образования Республики Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ
Почти все философские учения идеализма пропагандируют философскими средствами идеи сверхъестественного и зависимость от него судьбы человека. Почти все они утверждают религиозное мировоззрение, имеют религиозную идейную направленность. И, тем не менее (это показал Л. Фейербах) имеется отличие философского идеализма от религии: на место религиозного над мирового бога он ставит человеческий разум и доказывает его божественность. Поэтому к религиозной философии следует отнести лишь те философские системы, которые непосредственно включены в теологию, обосновывают те или иные религиозные догматы и способствуют формированию и закреплению религиозных верований. К религиозной философии относились патристика (особенно учения Августина), томизм, т.е. философия Фомы Аквинского и др.
Современная религиозная философия представлена широким спектром философских учений. Пожалуй, главными из них являются неотомизм и персонализм.
.
Неотомизм возник во второй половине ХIХ в., когда в 1879 г. папа Лев Х111 обратился с энцикликой (посланием) «О восстановлении в католических школах христианской философии в духе ангельского доктора святого Фомы Аквинского». В самом Ватикане, затем в Бельгии и других странах были созданы центры и кафедры и даже институты по развитию томизма. Границы влияния неотомизма охватывают католические страны: Италию, Испанию, Бразилию и др.
Представители неотомизма Ж.
Маритен, Г. Веттер, И. Бохенский,
В. Маркони и др. подчеркивают,
что в неотомизме сохраняются
все исходные принципы томизма.
Философское учение
Важное место в неотомизме занимает теодицея, т.е. оправдание явного противоречия между верой во всемогущего, всемудрого и благого бога и существующими в мире зле и несправедливости. Главным аргументом теодицеи является апеллирование к свободе воли человека. Сама по себе свобода воли признается как величайшее благо, источник нравственности как свободного волеизлияния (духовности). Но это благо содержит в себе возможность злоупотребления им. И в этой возможности корень всего зла в мире. Таким образом с бога снимается вся ответственность за царящее в мире зло. Надежды на мир, свободный от зла, объявляются не только иллюзорными, но и богохульными. Они не возвеличивают, а только умоляют бога и не совместимы с христианством, поскольку основаны на убеждении, что мир мог бы быть устроен лучше, чем устроил его создатель.
Итак, мир не может быть изменен, ибо бог не может быть изменен. Отсюда требование католической церкви – нужно принять мир таким, каким он есть, восхваляя его творца. В этой формуле заключена квинтэссенция всего томизма, в том числе и неотомизма.
Протестантская теология как одна
из форм выражения религиозного сознания
имеет ряд специфических
Первое направление определяется часто как «фундаменталистское». Оно ставит во главу угла вечность и неизменность библейских заповедей, перед лицом которых, с точки зрения приверженцев этого направления, все человеческие, исторические и социальные установления людей, нормы их жизни и деятельности — не имеют существенного значения, представляются преходящими и извращенными. Некоторые сторонники этого направления склонны рассматривать запечатленные в Библии сказания (скажем, миф о сотворении мира и т. п.) как действительно имевшие место события, а священное писание как буквальное выражение «слова бога», не допускающее никакого произвольного толкования, связанного с условиями и обстоятельствами человеческой жизни.
Второе направление (в противовес первому его иногда называют «модернизмом»), напротив, стремится подчеркнуть значение человеческого действия, культурных и научных достижений, социальных установлений людей, возводя над всем этим ореол божественности и высшего религиозного смысла. Мирские достижения людей рассматриваются здесь как отвечающие божественным замыслам, а само «священное писание» соответственно перетолковывается и приспосабливается к конкретным потребностям человеческой деятельности.
Позднейшие критики этого направления назвали его «либеральным христианством», связывая его с гуманистическо-либеральной традицией прошлого. Несмотря на то, что либеральное христианство уже давно не определяет лицо протестантской теологии, в последнее время заметно его некоторое оживление. Это вызвано прежде всего реакцией на некоторые крайние выводы неоортодоксального протестантизма — третьего, наиболее влиятельного направления в современной протестантской теологии. Протестантские теологи поняли необходимость осознать и оценить многие явления современности, в частности роль и место христианского мировоззрения в эпоху научно-технической революции, попытаться выявить причины кризиса религиозного сознания в современном обществе и найти пути преодоления такого кризиса. Как и сторонники предшествующего либерального протестантизма, они допускают известное сближение религиозного и светского сознания: человеку современного общества, для которого «бог умер», они стремятся предложить обновленный и более подходящий для него образ бога. Эти новейшие искания протестантских теологов пока еще не вылились, однако, в сколько-нибудь цельное движение, сравнимое как с предшествующим либеральным протестантизмом, так и сменившим его неоортодоксальным протестантизмом.
Третье
направление (так называемая неоортодоксия)
связано с именами К. Барта, Э. Бруннера,
Рейнольда и Ричарда Нибуров, П. Тиллиха
и др. Направление это получило распространение
в Европе в начале XX в. (его возникновение
обычно связывают с выходом «Комментариев»
К. Барта к «Посланиям к римлянам» апостола
Павла в 1918 г.) и именовалось первоначально
«диалектической теологией». Как свидетельствует
само название, неоортодоксы претендовали
на «диалектическую» связь в своем учении
тех моментов, которые, по их мнению, были
абсолютизированы и тем самым извращены
в указанных выше направлениях, а именно
— божественного и человеческого, «священного
писания» и мирской деятельности человека.
Позднее Барт, основатель данного движения,
отказался от такого названия, хотя и сейчас
оно остается знаменем многих теологов.
Идейная эволюция отдельных представителей
этого направления, выход в ряде случаев
за рамки сугубо теологи-
ческой проблематики, заимствование идей
светской философии, родственной по духу
протестантизму, обсуждение наиболее
актуальных тем современной философии
в целом дали повод современным историкам
теологии и философии на Западе говорить
о более широком движении в современном
протестантизме — о неоортодоксальном
протестантизме.
Социально-духовная
ситуация кризиса буржуазного общества,
связанная с переходом капитализма в государственно-
«Комментарии» К. Барта представляли собой первую работу в протестантской теологии начала XX в., содержавшую положения почти прямо противоположные тем идеям, которые господствовали тогда в европейской протестантской литературе. Барт выступил с критикой распространенных представлений о человеке как об автономном, самодовлеющем индивиде, обладающем способностями и возможностями распоряжаться своей судьбой, преобразовывать мир и в конечном итоге построить на земле идеальный миропорядок. Барт расценил эти представления, как одно из величайших заблуждений и тягчайших грехов человека, как присвоение человеком прерогатив бога, как незаконное «самообожествление» человека, как неоправданное забвение одной из основных истин религии, а именно противоположности («инакости») бога и человека. «Никакой мост, никакая преемственность не связывают гончара и глину, творца и его творение. Они несоизмеримы. Различие между ними качественное и абсолютное». Пусть бог будет богом, а человек — человеком — таков постоянный рефрен, в который Барт вкладывает мысль о необходимости для человека отказаться от своего эгоцентризма, от постоянных соблазнов ставить себя на место бога и признать свою абсолютную зависимость от божественной воли.
Господствовавшее во время выхода работы Барта либеральное христианство всячески проповедовало идею «неразрывности» (или «непрерывности») человеческого мира и бога, идею единства человеческой и божественной реальностей. У. Раушенбуш, основатель так называемого «социального евангелия», движения внутри либерального христианства, писал даже, что «бог является не только духовным представителем человечества, он тождествен с ним».
Сам принцип «неразрывности» толковался в либеральном христианстве довольно широко: неразрывная связь усматривалась как между человеком и природой, так и между церковью и миром, богом и человеком и, наконец, между религией и наукой. В этом смысле либеральная теология, по существу, представляла собой наиболее обмирщенный вариант христианства, приспособленный к практике и идеям времен свободного предпринимательства, «просперити» буржуазного общества. Идея «неразрывности» бога и человека была лишь формой религиозного освящения предпринимательской активности человека.
Новые ортодоксы увидели в концепции своих предшественников отход от истинно христианского представления о человеке и переход на позиции антропоцентризма, свойственного нерелигиозному сознанию вообще, всей светской философии, всегда страдающей, по их мнению, романтизмом. Наибольшее единодушие неопротестантских теологов наблюдается именно в критике «иллюзий» либерального христианства относительно значения социальной активности человека, попыток либерального христианства приблизить религиозную догматику к мирской морали, совместить ее с верой в социальный прогресс.
В соответствии
со своим тезисом о «
В противоположность этому теологи новой ортодоксии ставят идеальный миропорядок, т. е. царство божье, целиком вне истории. Отсюда и резкая критика либеральной идеи прогресса, эволюционизма, развенчание значения социальной и исторической активности как способной приблизить в той или иной мере к идеалу.
Если либеральными теологами одним из основных определений человека признается его «социальность», а сама «способность человека к социальному единению» трактуется как гарантия достижения идеала человечества, т. е. царства божьего, и «добровольная социализация души» как путь «спасения», то их критики — неопротестанты рассматривают всю сферу социального бытия человека как сферу отчуждения человека от своего подлинного бытия, как отход от бога, как выражение его греховности. Так, П. Тиллих пишет, что любые действия человека остаются в сфере «гражданской справедливости», моральных и юридических норм, в которой в принципе невозможно «спасение». Человек может овладеть наукой, подчинить себе природу, он может совершенствоваться сам, может улучшать политическую организацию общества, но все это тем не менее никак не приближает его к «подлинности», не уменьшает его разрыва с богом, «не спасает» человека. Более того, все эти «движения вперед» якобы лишь усугубляют «неподлинность» человеческого бытия и еще больше удаляют человека от его сущности. Вся сфера человеческого существования, связанная с его мирской жизнью, или, что то же самое, с его социальной жизнедеятельностью, объявляется в неопротестантизме сферой не подлинности потому, что именно здесь человек якобы больше всего и «соблазняется к греху». Именно здесь, по мнению неоортодоксов, человек, достигая определенных успехов, склоняется к мысли о своей автономности, к мысли о себе как субъекте социального и исторического действия и в конечном итоге к мысли о кардинальном переустройстве своей жизни. А подобная претензия преодолеть социальную ограниченность — будь то посредством самосовершенствования личности, социального реформирования, научного прогресса, социальной революции или нравственного возрождения — объявляется неоортодоксами греховной.
Информация о работе Религиозная философия в контексте современной европейской культуры