Религиозно-мифологические представления в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

Дать определение индуизма трудно через широту спектра объединительных им традиций и верований. Как правило, общим термином "индуизм" называют семейство разнородных традиций, которые принимают авторитет Вед. В то же время принадлежность любой традиции к индуизму не зависит от ее давности или от того, насколько ее вероучение и религиозные практики действительно основаны на Ведах. Некоторые течения, которые засчитывают к сфере индуизма, вообще не признают Веды откровениям. Они основываются на собственных писаниях и традициях, но при этом чествовал тех же богов и следуют основным морально-этическим постулатам индуизма.

Вложенные файлы: 1 файл

Буддизм как религия.docx

— 45.59 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический  университет»

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема «Религиозно-мифологические представления в Индии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы Б01-508-1                                                                      Зайцева С. Ю.                          

Проверил: преподаватель                                                                                           Джейранов Ф. Е.

 

 

 

 

Ижевск, 2011

1.Индуизм, джайнизм, сикхизм.

Дать определение индуизма трудно через широту спектра объединительных им традиций и верований. Как правило, общим термином "индуизм" называют семейство разнородных традиций, которые принимают авторитет Вед. В то же время принадлежность любой традиции к индуизму не зависит от ее давности или от того, насколько ее вероучение и религиозные практики действительно основаны на Ведах. Некоторые течения, которые засчитывают к сфере индуизма, вообще не признают Веды откровениям. Они основываются на собственных писаниях и традициях, но при этом чествовал тех же богов и следуют основным морально-этическим постулатам индуизма. Таким образом, индуизм не может рассматриваться как "категория" в классическом понимании этого слова : когда объекты однозначно или принадлежат к ней, или нет. Не будучи единственной религией, индуизм является семейством религий и традиций. В индуизме отсутствующая унифицированная система верований и общая доктрина. Нет в нем также централизованного органа управления. В истории индуизма, в отличие от других мировых религий, не было какого-то одного основателя. Невзирая на это, индуизм имеет свою собственную уникальную форму и черты, которые выделяют его в отдельную религию. Индуизм часто сравнивают с баньяновим деревом, которое постоянно пускает новые корни, которые со временем превращаются в стволы, которые также пускают побеги. Этот пример наглядно показывает не только разнообразие индуизму, но и взаимосвязь, которая существует между его разными течениями.

Служители культа индуизма говорят, что "индуистом нельзя стать —  им надо родиться".

В индуизме не существует общей, центральной доктрины, авторитетной для всех направлений индуизма, а  многие из последователей индуизма вообще не считают, что принадлежат к  какому-либо определенному направлению. Ученые, однако, выделяют в современном  индуизме четыре основных традиции: вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм.

Вайшнавизм — это теистическое философско-религиозное учение, главная черта которого — почитание Вишну как Верховной Личности Бога. Термин "вайшнавизм" образован от слова вайшнавы (санскрит "принадлежащие Вишну", "относящиеся к Вишну"). Это одно из самых распространенных направлений в индуизме, занимающее около 70%.

В вайшнавизме существует два направления, в одном из которых изначальной Верховной Личностью Бога считается Господь Вишну, в другом (бенгальский вайшнавизм) — Господь Кришна.

Основоположником бенгальского вайшнавизма был величайший индийский религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтанья Махапрабху (1486–1533 гг.), который провозглашал равенство всех людей перед Богом и считал, что универсальным духовным путем для всех людей, независимо от их вероисповедания, происхождения и национальности, является путь непрерывного любовного преданного служения Богу (бхакти-йога).

Благодаря такому универсализму, а также простоте практики бхакти-йоги, вайшнавизм получил широкое распространение по всему миру.

В отличие от других религиозных  течений, вайшнавизм делает акцент на практике преданного служения, показывая его преимущество и привлекательность по сравнению с освобождением (мокшей).

В основе данного учения лежат  Итихасы (Махабхарата и Рамаяна) и Пураны (Брахма-, Бхагавата-, Вишну-, Падма- и другие). Учение "Бхагават-Гиты" является частью Махабхараты, написанной мудрецом Вьясой около 5000 лет назад.

В вайшнавизме существует понятие сампрадаи. Это ветви, направления, по которым Господь Кришна (Господь Вишну) передал знание о Боге, о духовном и материальном мире и законам материального мира. Далее эти знания передавались по цепи ученической преемственности (парампаре), которая уделяла особое внимание тому, чтобы слова Бога передавались без искажений, и Его послание дошло до людей в своем первоначальном виде.

Всего существует четыре сампрадаи:

Шри-сампрадая. Знание было передано Богине Лакшми. Основателем парампары является духовный учитель Рамануджачарья.

Брахма-сампрадая. Знание было передано Господу Брахме. Основателем парампары является Мадхавачарья. Позднее получила своё дальнейшее развитие в философии ачинтья-бхеда-абхеда "непостижимое единство и различие", которую впервые изложил основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья Махапрабху.

Рудра-сампрадая. Знание было передано Господу Шиве. Основатель парампары — Валлабхачарья.

Кумара-сампрадая. Знание было передано четырем Кумарам. Основатель парампары — Нимбаркачарья.

Гаудиа-вайшнавизмявляется более распространенным, особенно на Западе, благодаря А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупаде, который возродил и вдохнул новую жизнь в учение Шри Чайтанья Махапрабху. С 1965 года он начал свою проповедь в Америке и теперь данное направление вайшнавизма известно всему миру. В 1966 году в было зарегистрировано Международное Общество Сознания Кришна (ИСККОН). В 1971 году данной практикой стали заниматься в России. Сейчас это общество действует более чем в 100 странах.

Шиваи́зм или шайви́зм— одно из основных направлений индуизма, традиция поклонения Шиве. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Непале и Шри-Ланке.

Течения шиваизма:

Шайва-сиддханта. В монистическом теизме Риши Тирумулара (ок. 200 г.) Шива является материальной и действенной причиной мира, имманентным и трансцендентным Богом. Душе, сотворенной Шивой, предназначено слиться с Ним. В плюралистическом реализме Мейкандара (ок. 1200 г.) Бог, души и мир безначальны и вечно сосуществуют. Шива является действенной, но не материальной причиной.

Пашупата-шиваизм. Эта школа, прослеживаемая со времен Лакулиши (ок. 200 г.), — бхеда-абхеда, то есть одновременно монистическая и теистическая. Она выделяет роль Шивы как высшей причины и личностного управителя души и мира. Освобожденная душа сохраняет индивидуальность в своем состоянии полного единения с Богом. Конечное слияние уподобляется исчезновению звезд на небе.

Вирашиваизм. Ставший популярным при Басаванне (1105—1167), этот вариант ограниченного недуализма, шакти-вишишта-адвайта, принимает как отличие, так и неотличимость души от Бога, уподобляя первую лучам, а второго — солнцу. Шива и космическая сила — одно и то же, но все же Шива находится за пределами Своего творения, которое реально и не иллюзорно. Бог является действенной и ма-териальной причиной.

Кашмирский шиваизм. Оформленная Васугуптой (ок. 800 r.), эта умеренно теистическая, крайне монистическая школа, известная также как пратьябхиджня-даршана, объясняет сотворение души и мира излучением Богом Шивой Своего динамического первоимпульса. Как «Я» всего сущего, Шива является имманентным и трансцендентным, реальным, но абстрактным Творцом-Хранителем-Разрушителем.

Шива-адвайта. Этот монистический теизм, сформулированный Шрикантхой (ок. 1050 г.), называется также шива-вишишта-адвайтой. Душа в конце концов не становится совершенно единой с Брахманом, но разделяет с Всевышним все превосходные качества. Аппайя Дикшита (1554—1626) пытался предс-тавить этот союз как абсолютную идентичность — шуддха-адвайту.

Сиддха-сиддханта. Явленный Риши Горакшанатхой (ок. 950 г.), этот монистический теизм известен как бхеда-абхеда, — охватывающий как трансцендентное бытие, так и имманентное становление Шивы. Шива является действенной и материальной причиной. Творение и конечное возвращение души и космоса к Шиве уподобляются пузырькам, рождающимся и лопающимся в воде.

Общие особенности школ шиваизма:

Шиваитские школы в очень многом отличаются друг от друга. Но все они обязательно пользуются следующим:

Пепел — бхасма или вибхути — повсеместно используется всеми шиваитскими школами. Это может быть пепел от яджни или иного ритуала с использованием огня. Но наиболее почитаем пепел с мест кремации — шмашанов. Пепел, нанесённый на тело, символизирует отрешённость от мира и указание на конечность существования в мире майи. Пепел наносят на лоб, грудь, шею и руки тремя горизонтальными полосами, или покрывают им всё тело. При его нанесении обычно читается мантра из Бхасма-джабала-упанишады:

«agniriti bhasma .. vāyuriti bhasma .. jalamiti bhasma .. sthalamiti bhasma ..

vyometi bhasma .. devā bhasma .. ṛṣayo bhasma ..» 

«Огонь — это бхасма! Воздух — это бхасма! Вода — это бхасма! Земля — это бхасма! Пространство — это бхасма! [Все] боги — бхасма! Риши — бхасма!»

Рудракша — «глаз Рудры» — вид вечнозелёных широколиственных деревьев семейства элеокарповых. Зёрна рудракши используются во всех шиваитских школах. Их используют как объект поклонения, делают из них четки и используют как украшения и обереги.

Ганджа, чарас — гашиш. Его считают прасадом (даром) Шивы. Используется некоторой частью шиваитских школ как в ритуальной практике, так и в индивидуальной аскезе (в основном представителями школ Агхоры). Согласно одной из упа-пуран, Шива путешествует по миру в облике аскета и у него на боку висит сумка с ганджой, которую Шива непрерывно курит. Для курения ганджи используют специальную керамическую или деревянную трубку — чиллум.

Шакти́зм— одно из направлений индуизма; основано на поклонении Шакти или Деви — Богини-Матери в индуизме — как абсолютной и изначальной форме Бога.

Шактизм характеризует сильная склонность к мистицизму. В древности отдельные секты шактизма практиковали ритуальные оргии, призванные ввести верующих в состояние экстатического единения с вселенской силой Шакти. Шактизм тесно переплетается с Тантрой, хотя не все направления шактизма являются тантрическими, и в целом выступает индуистской версией почитания Богини в других религиях.

 

Смарти́зм— одно из течений индуизма. Смартизм является реформированной древней брахманской традицией. Ведущей философской системой смартизма является адвайта-веданта, разработанная философом Шанкарой. Однако некоторые смартистские традиции являются сторонниками других философских школ.

Особенности

Наиболее уважаемые из религиозных текстов в традиции смартизма — смрити. Именно от смрити смартизм получил свое название. Шанкара попытался примирить различные традиции последователей Вед, очистив эти традиции от имевшихся в них парадоксов и противоречий. Он утверждал, что любому из различных индуистских богов можно поклоняться, согласно предписаниям, данным в смрити. Он доказал что поклонение различным божествам, не противоречат Ведам, так как все божества — различные проявления Брахмана. Его философия была принята многими, поскольку он преуспел в убеждении брахманов своего времени в том что его толкование наиболее близко к изначальному смыслу заложенному в Ведах. Брахман рассматривается Шанкарой как ниргуна (не персонализированный Абсолют) и как саргуна (личностная форма Брахмана, такого каким его видит для себя каждый конкретный человек). Таким образом, с точки зрения традиции смартизма, Абсолют может обладать атрибутами (саргуна) и является объектом поклонения в любой из своих форм, которую индивидуум вообразит себе в уме.

Адвайта является наиболее известной из всех школ веданты и основной философской школой смартизма. Адвайта в буквальном переводе означает «недвойственность». Её основоположником принято считать Шанкару (788—820), который продолжил философскую линию некоторых учителей Упанишад, в частности, линию своего парама-гуру Гаудапады. Анализируя три стадии опыта, он установил единственную реальность Брахмана, в которой индивидуальная душа и Брахман едины и неотличимы. Личностный аспект Бога, Ишвара, выступает как манифестация Брахмана для материального ума индивида, ещё находящегося под влиянием иллюзорной потенции, называемой авидья.

Джайни́зм— древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н. э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует не нанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 4,9 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира.

Джайнизм утверждает, что любое существо является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму.

Последователей джайнизма называют джайнами. Высшее звание в джайнизме — Джина — «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям[2], достигшим дхармы и освободившимся от сансары. Практикующие джайны следуют учениям двадцати четырёх особых Джинов, которые известны как тиртханкары («создатели переправы», «те, кто нашел и показал путь к спасению»). Традиционно считается, что двадцать четвёртым и последним тиртханкаром был Шри Махавира («великий герой», считающийся основателем современного джайнизма), живший с 599 по 527 год до н. э. Двадцать третьим тиртханкаром был Шри Парсва, живший с 872 по 772 год до н. э. Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать.

Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля. Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие и совершенное поведение, известные как «три драгоценности джайнизма», являются путем к освобождению души человека (к мокше) от сансары (круговорот рождений и смертей). Мокша достигается после освобождения от кармы. Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех, кто связан с землей посредством кармы, — сансаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному Джинами, чтобы достичь безграничной свободы.

Информация о работе Религиозно-мифологические представления в Индии