Религиозный рационализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:05, лекция

Краткое описание

Рационализм -основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое. Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум.

Вложенные файлы: 1 файл

религиозный рационализм.docx

— 22.43 Кб (Скачать файл)

 

Рационализм -основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое. Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт.

Рационалисты стремились исходить из самоочевидных и ясных  начал, и при помощи дедукции выводить из них все остальное. Истинные посылки  и правильный ход рассуждения  позволяют познать все, что только доступно человеческому познанию вообще. Опыт, эксперимент при этом рассматривается  не сколько как способ получения нового знания, сколько как иллюстрация полученных рационалистическим путем выводов Философию Рене Декарта можно считать образцовой системой рационализма. Главной задачей своей жизни Декарт считал построение системы наук при помощи рационального метода, исходя из подлинно достоверных начал. С этой целью он подверг все знания, которыми может обладать человек радикальному сомнению: все, в чем существует хотя бы малейшее сомнение, должно быть отброшено. Согласно Декарту сомнению подлежит вся информация, полученная нами от других людей и от наших органов чувств (поскольку и другие люди, и наши чувства могут обманываться). Единственная истина, в которой невозможно усомниться -- cogito ergo sum -- "я мыслю, следовательно, я существую" Другая сложная проблема, с которой сталкивается рационалистическая теория -- проблема основания для существования мира. Поскольку согласно учению Спинозы и Лейбница, Бог, обладая бесконечным могуществом, содержит в себе идеи бесконечных миров, непонятно, на каком основании в существование производится именно наш мир? Согласно Лейбницу каждый из возможных миров обладает особой степенью совершенства, поэтому божественная мудрость распознает самый совершенный из миров, благость его избирает, а могущество -- производит.

                                           * * *

Рационализм теологический — такое направление в религии, которое признает применение разума для выяснения и толкования религиозного учения не только позволительным, но и необходимым.

.Как известно,в философии давно сложилась позиция считать одной из важнейших черт религиозного сознания его иллюзорный характер, поэтому , укоренилась традиция противопоставлять религиозное сознание рационалистическому мышлению.

Но на самом деле, Во-первых, рационализм составляет оппозицию не религии, а мистике, а, во-вторых, на самом деле религиозное сознание включает в себя, в том числе, и мощную рационалистическую составляющую, которая выражается в тех, чаще идеологических, представлениях о сверхъестественном, которые для своего восприятия апеллируют не к религиозной вере, а к разуму.

 Более того, фрагмент  рационального в религиозном  сознании укоренен даже гораздо  глубже- основополагающее для религиозного сознания представление о сверхъестественном на самом деле состоит из достаточно высокого уровня абстракций и хотя бы уже поэтому является продуктом деятельности разума, (в частности, в таких интеллектуальных операциях, как отвлеченность, гипостазирование, ассоциирование. )Таким образом, в самих своих истоках религиозное сознание основывается на довольно сложных мыслительных процессах. Правда, этот его исходный рационализм  исходит подсознательно ,в чем и можно усмотреть причину ошибочного утверждения о чуждости религии рациональному познанию.

Ансельм Кентерберийский (ок. 1033–1109), выдвигает свое знаменитое онтологическое доказательство бытия божия (сыгравшее именно в философии, а не в теологии громадную роль,тк философия не рассматривается как раба веры, а вмешивается в дела “веры” и определяет теологический поиск. ),.Крайний теологический рационализм Ансельма проявился в его трактате «Почему Бог вочеловечился?», где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке. По убеждению Ансельма, между верой и непосредственным видением Бога есть и среднее звено- именно понимание веры с помощью разума.  Ансельм пытается установить основы веры, разрешить трудности, возникающие при изучении  вопросов веры Хотя  разум и не способен полностью постичь то, что является предметом веры, но он может логически обосновать необходимость веры, доказать истинность догматов. Именно поэтому в своих работах Ансельм много внимания уделяет логическим доказательствам религиозных истин.

От ансельмовского принципа "не только верить, но и понимать" был один только шаг до абеляровского - веровать должно лишь такой истине, которая стала понятна для разума.

Абеляр (1079-1142французский философ и теолог )уже открыто и настойчиво провозглашает задачу рационально обосновать богооткровенные истины, понудить современников к необходимости размышлять и исследовать веру с помощью разума.

В труде "О божественном единстве и троичности" он пытается разрешить 

проблему, как сделать  веру понятной при помощи доводов  разума, ибо нельзя верить в то, что  непонятно. В противоположность  позиции Ансельма "верю, а потому знаю" он формулирует принцип "познаю то, во что верю". В отличие от теологического рационализма Ансельма он формирует основы такого рационализма, который почти намечает возможность обретения самостоятельности философией, отделения ее от теологии.

Казалось бы только Богу доступна абсолютная истина, но, тем  не менее, человек в силу своей  способности к мышлению, обладает способностями поистине безграничными, значит ему тоже доступна она.Рационализм считает мышление объективным, как логика, а логика - это нечто, от человека не зависящее, как бы абстрактно правильное. Поэтому рационалисты пришли к мнению, что Бог - это чистый разум, как бы абсолютный разум. Ведь разум - это есть высшая вещь, высшая точка в человеке, а Бог - это высшее, значит, Бог должен быть абсолютным разумом. Разум есть и у человека, именно он его и сближает с Богом. Т.е. человеческий разум ближе к Богу, чем, например, его эмоции или действия. И получается, что главный способ приближения к Богу - это правильно думать. И это безусловная, совершенно обязательная идея религиозного рационализма. Как можно стать ближе к Богу? Если Бог - это чистое рассуждение, чистый разум, наиболее правильная логика, то чем правильнее ты думаешь, тем ты ближе к Богу.


Информация о работе Религиозный рационализм