Религия в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:11, реферат

Краткое описание

Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек - Бог", в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. ….3
Глава 1. Локально ограниченные религии……………………………………6
Глава 2. Мировые религии. ……………………………………………………..9
Глава 3. География религий. ……………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………………….......30

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Религия в современном мире 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 

Спец.  
 
 
 
 

Проверил:  
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………. ….3

Глава 1. Локально ограниченные религии……………………………………6

Глава 2. Мировые религии. ……………………………………………………..9

Глава 3. География религий. ……………………………………………………14

Заключение  ………………………………………………………………………...27

Список  используемой литературы………………………………………….......30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три  блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что  проявляется в организации связи "человек - Бог", в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации. Своеобразным ключом к пониманию роли религии в происходящих процессах служит свободное от крайностей, научное представление об этом феномене. Понятие "религия" происходит от латинского "religare", что означает "связывать, соединять, объединять". Религия - это представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное представление человека о всеобщих мировых связях. Различают мировые и народностно-национальные религии. К мировым религиям религиоведы относят буддизм, христианство, мусульманство, т. е. такие религии, которые наднациональны по характеру и развиваются вне специфики мононационального самосознания определенной этнической группы. Складывание народностно-национальных религий - иудаизма, конфуцианства, синтоизма и др. - возможно лишь на базе моноэтнического сообщества (не более 10-15 процентов инородцев) вследствие наличия в общественном сознании данной этнической группы людей национальной исключительности. Развитые религии формируют религиозные системы, имеющие следующую структуру: 1 - вера в Бога; 2 - догматическое богословие; 3 - нравственное богословие и соответствующий ему морально-нравственный императив поведения; 4 - историческое богословие; 5 - система культовой (обрядовой) практики; 6 - наличие церквей (мечетей, молельных домов и т.д.), проповедников, служителей. Систематическим изложением религиозных взглядов, а также толкованием религиозных догматов занимается догматическое богословие. Догматы (от греч. глагола "думать, полагать, верить") есть несомненно истинные и бесспорные основоположения о Боге и человеке, составляющие символ веры в каждой религии. Отличительные признаки догматов: 1) умозрительность или созерцательность: они постигаются верой и не требуют рациональных доказательств-, 2) богооткровенность. догматы даны человеку непосредственно Богом, поэтому искренни, непререкаемы и неизменны, однажды и навсегда записаны в священных писаниях; 3) церковность догматы признаются всеми церквами данной религиозной системы, именно церкви хранят и дают толкования догматам как божественному откровению, убеждают верующих в их неизменности и истинности, 4) общеобязательность для всех членов церкви, все верующие должны безусловно верить в истинность догматов и обязательно руководствоваться ими в жизни, иначе следует отлучение от церкви. В качестве основных отличий религиозных систем выделяются особенности восприятия Бога (Бог как бы «растворен» в буддизме, троичен в христианстве, един в мусульманстве и т.п.). Каждая из религий в догматическом отношении решает свою важную проблему. Отличия также имеются в историческом богословии (т. е.) трактовка истории Вселенской церкви и конкретных церквей), в системе культовой или обрядовой практики, проявляются в деятельности священников и мирян. Итак, разность в понимании Бога и его способов общения с человеком приводит к функционированию различных религиозных систем, характеризующихся специфической религиозной практикой и самостоятельными религиозными объединениями. Вместе с тем религии были и остаются духовным стержнем развития земной цивилизации. Структура общества. Социальные отношения. Социальная сфера - это область жизнедеятельности человеческого общества, охватывающая систему социальных отношений, а также связи общества и личности. Содержанием социальной сферы являются отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни. Важнейшими компонентами социальной сферы являются различные проблемы общения, представляющие многоплановый процесс установления и развития человеческих контактов, обусловленный потребностями современной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, взаимодействие людей, их взаимопонимание. Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны. Социальная деятельность - это деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей. Конечно, люди занимаются самовоспроизводством, самоизлечением, самообразованием, сами себя кормят и развлекают. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активности, непосредственное обслуживание человека - настолько важное общественное дело, что общество не может его полностью доверить отдельным людям, семье. Общество включается в этот процесс через системы образования, здравоохранения, культурного отдыха и бытового и социального обслуживания своих граждан. Следует отметить, что все названные виды социальной деятельности всегда взаимосвязаны, перекрещиваются и взаимопроникают друг в друга. Таким образом, социальная сфера реально существует и проявляется в обществе именно в многообразной и сложной человеческой деятельности. В этом её важнейшие особенности. Поэтому неверно было бы представлять общественную жизнь так, что в ней где-то в одном измерении существуют социальные общности, их связи, а в другом - многообразная деятельность миллионов. Нет, вся социальная сфера - это и есть не что иное, как грань, сторона, часть деятельности людей. Социальная сфера общества очень сложна и многопланова. Это обусловлено, прежде всего, тем, что отношения между людьми, группами, обществами весьма различны в силу деления людей по природным признакам - расы, нации, народности, этнические группы, а также половозрастные группы. Люди различаются по социальным, политическим, территориальным, религиозным и гражданским признакам, обусловливающим принадлежность к каким-либо группам. Имеется масса и других признаков, ибо самое непознанное, пожалуй, сам человек, находящийся на стыке двух миров - природного и социального Сказанное позволяет выделить следующее значение социальной сферы: это такая среда, где реализуются межчеловеческие отношения. Формируются различные направления деятельности и потребности самых разных социальных общностей. Социальная сфера охватывает всё пространство жизни человека, группы, общностей и общества в целом: от условий их труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых, национальных и общечеловеческих ценностей и отношений. Основой (скелетом, каркасом) общества является его социальная структура. Структура - это совокупность частей, компонентов, элементов какого-либо объекта, а также связей между ними, обеспечивающих устойчивость этого объекта. Социальная структура чрезвычайно сложна. Её компонентами являются социальные общности, т.е. группы людей, объединенных по какому-либо признаку, которые охватывают все возможные состояния и формы бытия человека. Из этого следует, что социальная общность - понятие чрезвычайно сложное. В настоящем пособии под социальной общностью понимается любое достаточно устойчивое объединение людей на основе различных связей, например, территория проживания, деятельность, культура, владение материальными ценностями и др. Современное общество - это совокупность социальных общностей различного уровня. Глобальный уровень общества - это всё человечество в целом. Человечество может быть разделено по различным признакам, например, на классы по признаку отношения к собственности, на социальные слои и группы Сущность понятий "социальные организации", "слои" и "группы" будут рассмотрены далее. Здесь же важно понять, что любые общности: классы, нации, социальные организации, слои и группы могут выступать в качестве компонентов социальной структуры. Для понимания сущности связей между компонентами социальной структуры общества введем понятие социальных отношений. Социальные отношения - это специфический вид общественных отношений, выражающихся в форме и характере взаимодействия социальных субъектов по поводу их положения в обществе и их роли в общественной жизни. При этом понятие "социальные отношения" и "общественные отношения" - это не одно и то же. Известно, что общественные отношения складываются между социальными субъектами по поводу того или иного материального или духовного объекта. Если эти отношения по поводу средств производства - это экономические отношения, по поводу власти - политические отношения, по поводу юридических норм - правовые отношения. Социальные отношения складываются по поводу реализации собственно социального взаимодействия, возникающего между различными социальными общностями, классами, слоями, группами и индивидами. Социальные отношения всегда выражают положение людей и их общностей в обществе, потому что это всегда отношения равенства или неравенства, равноправия или неравноправия, справедливости или несправедливости Социальные отношения реализуются в форме: — социальных ролей и их особенностей (люди с высоким уровнем образования выполняют преимущественно умственную работу, с низким уровнем - преимущественно физическую работу, живущие в городах - в основном в промышленности, живущие в сельской местности - заняты преимущественно в сельском хозяйстве и т.д.); — социальных статусов, определяющих положение индивидов в общности, в группе (токарь, начальник цеха, директор и т.д.); — социальных норм (законов, традиций, обычаев и т.д., регламентирующих поведение людей в обществе). Перечисленные формы социальных отношений являются основными видами связей в социальной структуре общества.  

Глава 1. Локально ограниченные религии. 

Зороастризм

Весьма  древней локально ограниченной религией является зороастризм. Религия эта  возникла на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий  до н. э. в Юго-Западной или, по мнению отдельных исследователей, Средней  Азии и распространилась также в  восточной части Закавказья. Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратуштра. Важнейшая особенность зороастризма — ярко выраженный дуализм, представление о противоборстве доброго и злого начал. Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как "очищающая сила". Покойников последователи зороастризма хоронят в особых "башнях молчания". Они считают, что тела людей нельзя ни предавать земле, яи сжигать, так как трупы оскверняюг землю и огонь. Зоро-астрийцы верят в бессмертие души, загробную жизнь и конец мира. Священной книгой зороастризма является Зенд-Авеста. В VII в. после завоевания Юго-Западной и Средней Азии арабами позиции этой религии были сильно поколеблены, а затем она была вытеснена с этой территории почти полностью. Значительная группа зороастрийцев эмигрировала в Индию. Индийских зороастрийцев называют парсами. К настоящему времени зороастризм испытал значительные изменения, в нем заметно усилились монотеистические тенденции.

К зороастрийцам  примыкает секта йазидов (или  езидов), в вероучение которых наряду с зороастрийскими положениями вошли также элементы ислама и христианства. Являясь, как и зороастрийцы, дуалистами, йазиды, однако, почитают не только доброе начало, но и злое, изображая его в виде павлина. В связи с этим наблюдается предубежденное отношение к йазидам со стороны некоторых групп мусульман и христиан, которые считают эту секту "чертомолами", "поклонниками дьявола".

Мандеизм

В Юго-Западной Азии возникла еще одна сохранившаяся  до нашего времени религия - мандеизм. Она появилась в I в. н. э. в Двуречье и вобрала в себя ряд элементов христианства, иудаизма и более древних восточных верований. Для мандеизма характерны некоторые близкие христианству обряды, например крещение и причащение. Мандеи в качестве своего пророка почитают Иоанна Крестителя.

Индуизм

В раннеклассовой Индии в качестве местной религии  получил распространение бралманизм (1-е тысячелетие до н. э.). Во второй половине 1-го тысячелетия до н э. позиции брахманизма в южноазиатском  регионе стали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями. Лишь в первой половине 1-го тысячелетия н. э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма.

Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему  местных индийских верований. Индуизм политеистичен, однако некоторые индуистские теологи пытаются толковать его как пантеистическую религию (школа веданта). Главные божества - Брахма, Вишну и Шива. Основные принципы индуизма — это представления о дхарме (долге), карме (воздаянии) и сан-саре (перерождении) Индуисты имеют свои священные книги (Веды), однако для индуистской религии характерно отсутствие каких-нибудь строгих канонов. Индуизм освящает своим авторитетом кастовые различия в обществе.

В индуизме существуют два основных направления: вишнуизм (сторонники которого особо почитают бога Вишну) и шиваизм (адепты бога Шивы). Среди шиваитов выделяются почитатели женского начала - шак-тисты.

Во второй половине XIX в. в недрах индуизма возникло реформистское движение Арья самадж, имеющее в настоящее время значительное число последователей. Сторонники этого течения отвергают кастовый строй. В Арья самадж сильно упрощены ритуалы.

Джайнизм  и сикхизм

К локально ограниченным религиям Индии следует  отнести также джайнизм и сикхизм. Обычно считают, что джайнизм возник в VI в. до н. э., однако есть основания полагать, что корни этой религии гораздо древнее. Название религии происходит от имени полулегендарного пророка - Джины, почитаемого в качестве основателя религии. Джайнизм возник в обстановке острого недовольства широких слоев индийского общества кастовой системой, связанной с господствовавшим в то время брахманизмом. По джайнизму, спастись может каждый человек, вне зависимости от его сословной или кастовой принадлежности. Объектом почитания джай-нов являются их 24 пророка. В настоящее время среди джайнов много зажиточных людей - торговцев, ростовщиков и т. д.

Сикхизм намного моложе джайнизма. Он сложился в конце XV - начале XVI в. н. э. и представлял  собой на первых порах как бы протестантское течение в индуизме. Сикхизм монотеистичен, он не признает духовенства, отрицает публичные богослужения. Сикхи решительно выступили против кастового строя и провозгласили равенство людей. Со временем сикхизм стал постепенно утрачивать свой антифеодальный и демократический характер. Основное острие борьбы сикхов все более направлялось против иноверцев.

Даосизм

Религии Китая - даосизм и конфуцианство  — зародились соответственно в VI-III и VI-V вв. до н. э. Первоначально оба  учения были скорее не религиями, а философскими системами. Основателем даосизма считают полулегендарного философа Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения заключены в книге "Дао дэ цзин". В этой книге наряду с идеалистическими положениями имеется и ряд элементов стихийной диалектики и наивного материализма. Постепенно даосизм дает все больший крен в сторону идеализма и со II в. н. э. превращается в настоящую религию. В этот период складывается даосский пантеон божеств, причем одним из главных богов объявляется Лао-цзы. Появляется даосское жречество, занимающееся гаданиями, совершениями различных магических обрядов, продажей священных амулетов.

Конфуцианство

Философская система конфуцианства была создана  Кун-цзы (Конфуцием) . В отличие от даосизма, отражавшего интересы архаического, терявшего свое влияние жречества, конфуцианство было философией складывавшейся в Китае феодально-чиновничьей элиты. Одно из главных положений конфуцианства - так называемое учение о чжэн мин (буквально — выправление имен) - требовало от каждого человека твердо помнить свое положение в обществе. Вообще в конфуцианстве на первом месте стоят социально-этические мотивы, проблемы же мировоззренческого характера отходят на задний план. В первых веках нашей эры конфуцианская философская система постепенно трансформировалась в религию. Однако конфуцианство как религия имеет ряд особенностей, довольно резко отличающих его от прочих верований, и некоторые исследователи до сих пор считают учение Конфуция не религией, а этико-моральным учением. Конфуцианство совершенно не знает жречества, и его ритуалы и церемонии всегда выполнялись государственными чиновниками или главами семей. Тем не менее конфуцианство имеет свой пантеон божеств, обожествлен и сам Конфуций. Практикуются жертвоприношения. Весьма большое место в конфуцианстве занимают культ предков и вера в духов.

Синтоизм

Локально  ограниченная религия Японии - синтоизм по своему происхождению весьма сильно отличается от даосизма и конфуцианства. Синтоизм возник не в результате трансформации  философской системы, а в процессе развития примитивных родо-племен-ных верований (культ предков, культ природы и т. д.). В своей современной форме синтоизм - типичная религия классового общества. Сонм синтоистских божеств весьма велик, но верховным среди них считается солнечная богиня Аматэрасу. Для синтоизма было характерно обожествление особы японского императора. Формально культ императора был в 1945 г. упразднен, однако умерших японских императоров некоторые синтоисты по-прежнему почитают как богов.

Глава 2. Мировые религии

Помимо  локально ограниченных религий в  современном мире широкое распространение  получили так называемые мировые  религии. В настоящее время, по данным зарубежной статистики, их исповедует около половины населения земного  шара. Это - буддизм, христианство, ислам. В отличие от локально ограниченных религий, мировые религии не имеют национальных и политических границ, распространены в разных странах, на разных континентах, среди людей, говорящих на различных языках, и их исповедуют многие сотни миллионов верующих. Появление мировых религий, их развитие - результат закономерного процесса развития классового общества, развития государства и расширения контактов между странами — экономических, политических, культурных.

Возникновение буддизма

Древнейшая  из мировых религий — буддизм. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. в Северной Индии. Его появление было вызвано важными изменениями в индийском обществе: разрушением родо-гшеменных связей и порядков, усилением классового гнета и появлением крупных рабовладельческих государств. Прежние племенные религии перестали отвечать новым общественным условиям. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама -полулегендарный индийский царевич, разочаровавшийся в жизни и добровольно отрекшийся от удовольствий и роскоши царского двора. Основные положения буддизма изложены в "священных" книгах — так называемых Трипитака, или, на языке пали, Типи-така. Возникнув, по всей вероятности, в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме и сансаре. В то же время буддизм подверг критике кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения. Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее проявлениях — это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване - полном небытии. Положение буддизма о непротивлении злу насилием, а также призывы к терпению, отказу от борьбы за лучшую жизнь на земле обезоруживали трудящихся в борьбе с эксплуататорами.

Буддизм довольно рано стал дробиться на секты. К I в. н. э. религия раскололась на два направления -тхеравада и махаяна. Тхеравада, или хинаяна (малая колесница), возникшая в Восточной Индии, проповедует "узкий путь спасения". Согласно этому учению, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц - монашество. Тхеравада по своему характеру стоит ближе к ранним школам буддизма и гораздо решительнее требует отказа от всего мирского. Характерно, что в тхераваде Будда выступает еще не в роли бога, а в качестве человека исключительной моральной чистоты, великого учителя, указавшего другим людям путь к спасению.

Махаяна (большая колесница) обещает "широкий  путь спасения". Достигнуть нирваны, по этому учению, может не только монах, но и мирянин. Кроме того, последователь  ма-хаяны должен в первую очередь заботиться не о своем спасении, а о спасении других. Поэтому большое значение в махаяне придается прозели-тической деятельности. В отличие от тхеравады, признающей только па-лийский канон, махаяна берет на вооружение и ряд более поздних буддийских теологических сочинений, написанных на санскрите. Будда в этом учении уже не человек, а бог, причем вместо одного Будды появляются несколько будд (помимо будды Сакья-муни также будда Амитаба, будда Очирвани и т. д.). Большим почитанием пользуются и бодисатвы -лица, заслужившие переход в нирвану, но решившие остаться на земле для спасения других людей В махаяне появляются также суждения о рае и аде, отсутствовавшие в раннем буддизме.

Информация о работе Религия в современном мире