Религия и философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:05, реферат

Краткое описание

Среди различных сфер духовной деятельности человека выделяют, в частности, такие, как религия и философия. Как правило, их считают разными, хотя во многом соприкасающимися друг с другом сферами, а иногда и прямо противопоставляют друг другу.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Определение……………………………………………………………..
Формирование религиозных и философских представлений……
Философия и религия………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 24.51 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….
  2. Определение……………………………………………………………..
  3. Формирование религиозных и философских представлений……
  4. Философия и религия………………………………………………….
  5. Заключение………………………………………………………………
  6. Список использованной литературы………………………………...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Среди  различных сфер духовной деятельности  человека выделяют, в частности,  такие, как религия и философия.  Как правило, их считают разными,  хотя во многом соприкасающимися  друг с другом сферами, а  иногда и прямо противопоставляют  друг другу.

Определение Религии и Философии.

   Задачи философии и религии одинаковы. Они призваны дать людям такое мировоззрение, которое максимально отвечало бы объективному назначению человека и человечества, нашей мировой Миссии. С этим мировоззрением должно быть удобно и эффективно жить. Оно должно давать направление жизням, ориентировать их на уверенное и соразмерное развитие Целого. 
 
  Религия - естественная, органичная форма объяснения мира, имеющая глубокие корни еще в природе до человека. 
   Ее появление тесно связано с возникновением психики и сознания, которые возможны только при наличии веры в то или иное объяснение сущего - всего, чему являемся мы свидетелями и в чем участвуем. Хотя бы простейшее объяснение: мир существует потому, что он существует. Но, чем выше сознание, тем сложнее вера его. Уровень осознания Бога соответствует уровню развития вида и его положению в мире.

   Религия - высшая форма веры. Она объясняет человеку, зачем он живет, работает, рожает детей, подкрепляет его, руководит им. Указывает наше положение в мире, ориентирует "я" во Вселенной, дает версию смысла существования. 

   К этому призвана и философия; но она расширяет стоящие перед человеком задачи. Мы должны не просто существовать, но познавать и развивать мир. - Утверждает она. Философия пытается объяснить то, во что принято верить. Философия - синтез науки, религии и поэзии; поэтическая вера в науку; искусство на базе знаний своего времени прозревать будущее.Философия - творение веры "научными методами". Мировоззренческие концепции, которые не становятся верой, религией, называются философиями. 
   В философии, как в религии, есть пророки, верующие и служители. Человек, создающий или открывающий новое, - пророк; не раздумывая принимающий что-то - верующий; хранящий и разъясняющий веру другим - служитель.  
Такое разделение можно распространить на все сферы интеллектуальной, духовной человеческой деятельности.

Формирование  религиозных и философских представлений.

     Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

     Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления  человеком мира и, возможно, оно,  согласно последним научным данным, возникло около 40 — 50 тысяч  лет тому назад. Появление религии  было обусловлено таким уровнем  и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект  оказался способным отделить  свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной  действительности. В дальнейшем, по  мере своего развития, человек  мог конструировать собственные  представления об окружающей  его среде,- опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами  умственной деятельности, то есть  образами, фетишами, словами.

     В течение многих тысячелетий  религиозные верования носили  политеистический характер. Это  означало, что у каждого рода  и племени существовало несколько  богов, которым они поклонялись.  Религию этого периода в ее  истории, строго говоря, еще нельзя  считать концептуально сформировавшимся  мировоззрением. Это было скорее  мироощущение, которое можно характеризовать  как натуралистическую религию,  природную религию, так как  в понимании, отражении окружающего  мира человек, подобно пуповине, был крепко связан с природой. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.

     Первые боги античности были  созданы по образу и подобию  людей. Так, древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими качествами, как доброта, великодушие, милосердие, жестокость, мстительность и коварство. Существенным отличием богов от людей являлось их бессмертие, хотя и они, подобно людям, не могли изменить или повлиять на судьбу, которая предопределяла, в конечном счете, их участь. Могущественный Зевс в «Илиаде» Гомера не может самолично разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он обращается за советом к судьбе, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Судьба Гектора, любимца Зевса, предрешена, так его жребий смерти опускается вниз, и Зевс ничего не может изменить. Гектор погибает от копья Ахилла.

     Боги и герои греческого мифотворчества  являлись персонажами, активно  общавшимися с обыкновенными  смертными, с которыми они вступали  в любовные союзы, помогая своим  любимцам и избранникам. Древнегреческие  боги, наделенные человеческими  качествами, многократно увеличенными  и возвышенными, не только символизировали  собой силу и мощь, великодушие  и жестокость — через эти  образы древние греки могли  лучше понять свои человеческие  возможности, осмыслить собственные  намерения и поступки, объективно  оценить свои силы.

     В первобытных обществах и,  в частности, в ранних классовых  государствах религия по своему  характеру являлась родоплеменной,  а в дальнейшем становится  национально-государственной и политеистической. В последующем религиозные учения  превращаются в монотеистические  и некоторые из них становятся  мировыми. Первой по времени появления  мировой религией является буддизм  (VI—V вв. до н. э.), второй — христианство (1 в.), и затем ислам (VII в.). Эти религии объединяют людей общей верой независимо от их национальной принадлежности, языка или общественно-политического устройства.

     Еще раз напомним, что мифологическое, религиозное как формы сознания  были первыми из известных  мироощущений человека окружающего  его мира. Они выступали не  столько способом понимания явлений,  предметов, вещей, сколько своеобразной  поддержкой человеку хоть в  какой-то ориентации и объяснении  происходящего.

  О роли религии в истории человечества, ее взаимоотношении с философией в последующие годы будет сказано  через призму взаимодействия христианства с европейской философией. Эти  ограничения обусловлены необходимостью показать сейчас только характер этих взаимоотношений и их взаимовлияние.

  Известно, что философское осмысление мира начинается значительно позднее  мифологического и религиозного. Это положение в полной мере распространяется на культурную жизнь Древней Греции. Задолго до появления философов  милетской школы (Фа-леса, Анаксимандра и Анаксимена) в Древней Греции уже существовало мифологическое и религиозное мироощущение, что само по себе неудивительно, так как философское осмысление — это более высокий уровень постижения мира и вполне закономерно его более позднее по времени появление. Итак, мифологическое и религиозное мироощущение способствовали в известной степени появлению философии, но и философия, как к античности, так и в последующие столетия, способствовала становлению Христианства. Укажем лишь на некоторые примеры этого взаимно сотрудничества.

     Как уже говорилось, в античной  Греции существовало многобожие. Первый, кто выдвинул и в известной  степени обосновал идею о монотеизме (единобожии) был Ксенофан, древнегреческий  философ и поэт. Он подверг  жесткой критике Гомера и Гесиода,  известных древнегреческих поэтов, за антропоморфизацию богов и  их политеизм. Ксенофан считал, что богов нельзя мыслить антропоморфически,  и политеизму он противопоставил  монотеистическую концепцию, в  соответствии с которой бог  должен быть единым, так как  в противном случае он не  мог бы быть выше и лучше  других. В последующем в этом  же направлении развивались философские  идеи Эмпедоклом, Гераклитом и  Анаксагором. Но самый большой  вклад в развитие религии внес  Платон. Его идеи о различении  мира явлений от мира вечных  сущностей, его учение о бессмертии  души, об универсальности и первенстве  идеи блага и, главное, его  учение о сущности божественного  мира, как о системе идей, составляют  непреходящий вклад греческого  гения в развитие человеческого  мышления, представлений о мире  и божественном.

     Характеризуя античный период  в истории развития человеческой  цивилизации в целом, следует  указать на теснейшее переплетение  религиозного и философского  мироощущений, происходящих в мире  событий. Первые из дошедших  до нас литературных памятников, например, древнеиндийские «Веды»  представляли собой примеры религиозно-философского  видения мира. Этот процесс симбиоза  религии и философии продолжался  если не тысячелетиями, то, по  крайней мере, столетиями. И в  этом нет ничего удивительного,  так как и религия и философия  были недостаточно развиты, чтобы  самостоятельно объяснять происходящие  в мире события. Со временем  религия и философия начинают  отделяться друг от друга и  приблизительно в одно и то  же время формируются как независимые,  правда, все еще относительно, друг  от друга формы общественного  сознания. Первыми известными проявлениями  этого являются становление буддизма  в Индии и философии в Древней  Греции, что произошло приблизительно  в одно и то же время, а  если конкретно, то в VII—V вв. до н.э. 

Философия и религия.

  Рассмотрев  формирование религиозного и  философского представления, мы  обнаруживаем, что разделение сфер  «религии» и «философии» типично  лишь для следующих культур:

1. Античной (Древняя Греция, древний Рим).

2. Христианской (Европа, христианские страны Ближнего  Востока и Северной Африки, Россия).

3. Мусульманской.

4. Иудейской.

   Рассмотрим, какое содержание на  протяжении веков вкладывалось  в слово «философия». Слово это, как известно, впервые прозвучало в древней Греции. Иногда считают, что, мол, раз слово впервые прозвучало там, то и сама философия возникла там же. Такой подход неверен. Древняя Греция была, пожалуй, наиболее развитой страной как в политическом плане (демократия - беспрецедентная по тем временам форма правления в сплошь «монархическом» мире), так и в плане материальной культуры. Но в плане религии Греция была более отсталой, чем другие цивилизации того времени (Израиль, Индия, Китай, буддистский мир), давно уже «додумавшихся» до монотеистических или пантеистических форм религии. Примитивное древнегреческое язычество, может быть, и удовлетворяло широкие массы, но не могло удовлетворить духовных запросов мыслящего индивида. Так возникло такое явление, как «философы» - лица или группы лиц, искавшие «мудрость» или проповедующих то или иное учение. Заметим, что философия в древней Греции была делом частных лиц. Возникшие в сравнительно поздний период античности учебные заведения, где преподавали философию (Академия Платона, Лицей Аристотеля) тоже были негосударственными.

   Следующий этап - возникновение христианства. Если ранние христиане и ощущали родство с какой-нибудь из предыдущих традиций, то в первую очередь с иудейской. Греческая философская традиция для христианства была «внешней». Отношение к ней доходило иногда до полного отрицания, как, например, у Тертуллиана. Для христиан того времени слово «философия» в первую очередь ассоциировалось с греческой традицией. Противопоставление христианства греческой философии было не противопоставлением «религии вообще» «философии вообще», а противопоставлением двух конкретных традиций.

   Касаясь положения философии в Средние века в Западной Европе, обычно говорят, что философия играла подчинённую по отношению к религии роль. Упоминают обычно известное средневековое положение о философии как «служанке богословия», не сознавая, однако, что, собственно, имеется здесь в виду. Слово «философия» в Средние века по-прежнему ассоциировалось с античной традицией. Из представителей этой традиции были известны Платон, неоплатоники, но наиболее известным и популярным автором был Аристотель, которого часто называли просто Философ. Средневековая схоластика пыталась использовать аристотелевский категориально-логический аппарат для нужд богословия. Философия была служанкой богословия в том смысле, в каком метод или инструмент является «служанкой» того, что делается при помощи этого метода или инструмента.

Информация о работе Религия и философия