Религия как способ духовного освоения мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:25, доклад

Краткое описание

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость, т.е. буквально означает «любовь к мудрости». Таким образом, философия предполагает именно любовь, стремление к знанию (истине), а не столько само знание (истину) как таковое.

Вложенные файлы: 1 файл

религия.docx

— 29.90 Кб (Скачать файл)

 

Доклад

Религия как способ духовного  освоения мира

 

 

 

 

Введение

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость, т.е. буквально означает «любовь к мудрости». Таким образом, философия предполагает именно любовь, стремление к знанию (истине), а не столько само знание (истину) как таковое.

Сегодня философия понимается как специфический духовный способ освоения действительности человеком. Она ставит и пытается ответить на вечные вопросы, любые ответы на которые  отсылают нас к следующему «почему?», тем самым имея в виду вопрос: почему вообще что-либо существует? В  конечном итоге философия всегда задает вопросы о мире в целом.

Почему вообще мир есть? Что существует на самом деле? Возможно ли познание мира? Какое знание является истинным? Какое место занимает человек  в этом мире? Зачем человек живет? И др. Иначе говоря, философия представляет собой совокупность взглядов, оценок, принципов норм, установок, определяющих самое общее видение, понимание мира, отношение человека к этому миру, выступающих в роли ориентиров и регуляторов поведения человека, т.е. мировоззрением.

Выделяют несколько исторически  сложившихся типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское. Непосредственными предпосылками философского мышления являются мифология, религия и элементы научного знания, зародившиеся еще в древности.

 

 

1.Религия как  форма мироощущения

На определенных этапах исторического  развития в качестве наиболее массовой формы общественного сознания выступает религия. По Фейербаху, корень религиозных представлений следует искать в реальных условиях жизни людей и в их своеобразном преломлении в сознании; религия рассекает мир человека надвое, наряду с действительным возникает мир фантастический, господствующий над первым. Это определение вполне может быть принято в качестве рабочего определения религии. В нем в сжатом виде зафиксированы и социальные корни религии, и главный признак религиозного сознания – вера в сверхъестественное. Эта вера на разных стадиях исторического развития религии принимала различные конкретные формы: обожествления животных и сил природы в условиях первобытного общества и антропоморфные религии с переходом к классовому обществу.

Религия включает в себя три основных элемента:

1) представления (мифологический элемент);

2) религиозное чувство (эмоциональный элемент);

3) религиозные действия (культовый  или обрядовый элемент).

Основу религиозного мировоззрения  составляет вера в существование  сверхъестественного (Бога или богов).

Религия (лат. religio – благочестие, святость и лат. religare – связывать, соединять) – форма мироощущения и миропонимания, спецификой которой является культовая система, т.е. система обрядов, направленных на установление непосредственных отношений с абсолютным началом. В отличие от мифа религия не «смешивает» земное и сакральное, а, напротив, «разводит» их на противоположные полюса. Абсолютное начало, таким образом, «выносится» в трансцендентную (в противоположность имманентному, то, что находится за границами сознания и познания) область.

На проблему возникновения  религии существуют несколько точек  зрения:

1)религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу в (молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма.

2)промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии. Концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Однако позднее она была подвергнута критике.

3)эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.

Религия имеет свои социальные, гносеологические и психологические  корни.

Социальными корнями религии первоначально выступают низкий уровень производительных сил и обусловленный им примитивный уровень сознания, невежество человека, его беспомощность перед силами природы.

Всякая религия имеет причину своего возникновения в познавательной деятельности человека. Прежде всего это способность человека к абстрактному мышлению и возможности - на этой основе - к отлету мысли в сторону. Ведь любое божество есть абстракция. К гносеологическим корням религии относится и способность человека к самосознанию. Для того, чтобы удвоить внешний мир, человек должен был сам раздвоиться, то есть осознать себя не только как физическое тело, но как существо, имеющее душу, внутренний духовный мир. Религиозное сознание невозможно без самосознания. Для уяснения гносеологических корней религии необходимо иметь в виде следующие моменты:

1. Если бы возникновение и функционирование религии было связано только с ее социальными корнями, то религия действительно появилась бы в начальной точке исторического развития общества, при нулевом уровне развития производительных сил.

Гносеологические и социальные корни религии действуют не автономно, а лишь в системе, и коль скоро исчезнут социальные корни религии, сама по себе способность человека к абстрактному мышлению перестанет быть фактором, воспроизводящим это специфическое отражение мира.

2. Религиозная фантазия отличается от фантастического отражения действительности в науке и искусстве. Религия не может существовать без веры в реальность сверхъестественного. Искусство отражает действительность, оценивает ее с определенных позиций, но оно не рассматривается и не может рассматриваться как сама действительность.

Религия выполняет определенные социальные функции, ради которых она возникла и существует. Она состоит в религиозном "восполнении" действительности, в религиозном утешении.

 

 

2.Функции религии

Функции религии - это способы действия религии в обществе, но реализоваться они могут только во взаимодействии элементов религии как структуры. Элементы и структуры религии складываются и изменяются в ходе истории.

Основные функции (роли) религии:

Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Каковы бы ни были разногласия  в определении понятия религии, все исследователи согласны с  тем, что она выполняет важнейшие  функции в общественной жизни. Для  отдельно взятых человеческих индивидов, как полагает М. Иингер, религия становится средством решения «последних, конечных» проблем жизни, выступает как «отказ капитулировать перед смертью», как попытка не позволить вражде восторжествовать в человеческих отношениях. «Религиозное существование включает веру человека в то, что зло, боль, разрушение и гибель, несправедливость и бесправие относятся не к случайным, но к фундаментальным условиям жизни и что все же есть силы и действия (священные), благодаря которым человек способен преодолеть зло во всех его обличиях'».

 

 

3.Понятие атеизма

Атеизм - неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил или существ (например, бога, богов, дьявола, духов, ангелов и тому подобное) или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание религии. Атеизм – одна из наиболее последовательных форм свободомыслия в критике религиозных взглядов на мир. А теизм – закономерный элемент культуры, вызванный к жизни социальными потребностями.

В античные времена атеистами  называли всех, кто отрицал божества, государственные культы или народные верования. Покушение на веру в богов  воспринималось и оценивалось как  покушение на существующий строй. Платон усматривал в атеизме «величайшее  из зол», источник смут, беззакония и  безнравственности. Надо было обладать большим мужеством, чтобы, подобно  Критию, жившему в конце V — начале IV в. до н. э., открыто заявить, что он не признает никаких богов, не признает перед лицом беззакония и произвола по отношению к слабым и беззащитным. Это был атеизм, который отрицал Бога во имя утверждения человека, видел свою цель в том, чтобы освободить его от «тягостного гнета религии», как писал римский философ Лукреций Кар.

В Новое время атеизм получил  развитие в связи с буржуазными  революциями и зарождением естествознания. Французские материалисты XVIII в. Дидро, Гольбах, Гельвеций рассматривали  религию и церковь как опору  деспотизма и тирании. В религиозных  учениях они видели предрассудки и суеверия, воплощение невежества, обрекающего человечество на слепоту  и рабство. Они считали лицемерной религиозную мораль, утверждали несовместимость  религии с наукой и просто со здравым  смыслом, разумным пониманием человеческих интересов.

В развитии атеизма видную роль сыграл немецкий философ Л. Фейербах (1804 - 1872 гг.). Вне природы и человека, как считал Л. Фейербах, нет ничего. Бог — создание человеческой фантазии. Богу человек приписывает свои черты, он их как бы проецирует вовне, «отчуждает»  от себя и переносит на «небо».

Сложилась также анархическая разновидность атеизма. Крупнейший идеолог анархизма М. Бакунин считал государство и религию признаками низкой ступени развития общества. Поскольку государство опирается на религию, анархисты выдвигали требования «взрыва» государства и немедленной отмены религии, насильственного его искоренения. В атеизм вкладывалось оправдание насилия, индивидуализма. Религиозному фанатизму противопоставлялась нетерпимость: не призыв к свободе совести, но, по сути, другая разновидность фанатизма - атеистическая нетерпимость по отношению к религии. Идеи Бакунина оказали влияние на развитие тактики политического террора в революционном движении. Атеизм служил обоснованием террора, истолковывался как оправдание того, что политика должна быть свободна от моральных обязательств: цель оправдывает средства.

Атеизм сыграл немаловажную роль в утверждении научного метода мышления, доказывая, что мир может  и должен быть объяснен из него самого, естественными причинами, без ссылок на сверхъестественное, чудо. Есть только одна истина - та, которую в процессе познания, опираясь на опытные данные, усилиями собственного разума добывает человек. Атеизм видит в человеке творца своей судьбы и мира, в котором тот живет. Атеизм пронизан гуманистическим пафосом: человеку дана только одна жизнь, другой не будет, и если он хочет счастья и добра, справедливости и человечности, то вправе рассчитывать только на самого себя в стремлении устроить свою жизнь на разумных и справедливых началах. Атеизм способствовал широко развернувшемуся в XVI - XVII вв. процессу секуляризации - освобождению искусства, морали, права, науки, философии, политики от церковного контроля, диктата религиозной догмы, т. е. рождению светской культуры.

Информация о работе Религия как способ духовного освоения мира