Релятивизм Гераклита Эфесского. Атомизм Демокрита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия развивалась не изолированно — она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия.

Содержание

1. Античная философия. Социально-исторические предпосылки формирования античной философии. Полис и его роль в развитии древнегреческой мысли……….3
2. Натурфилософский этап (досократики). Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначале мира…………………………………………………………5
3. Релятивизм Гераклита Эфесского. Атомизм Демокрита………………………………9
4. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) о бытии……………………………..11
5. Классический этап. Антропологическая проблематика софистов. Сократ: учение о человеке и методе познания (майевтика). Платон: теория идей и учение о познании. Понимание блага. Социальная утопия «идеального государства». Аристотель: Метафизика – учение о форме и материи, четырех причинах. Этика: понимание блага и справедливости, человеческой добродетели. Политика: «правильные» и «неправильные» формы государства…………………………………………………..13
6. Эллинистическо-римский этап. Атомизм Эпикура, Левкиппа и Тита Лукреция Кара. Эпикуреизм о человеческом счастье. Стоицизм: внутренняя свобода и человеческая стойкость. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий о благе и долге. Скептицизм (Пиррон, Агриппа): релятивизация познания……………………………………………………22
7. Список литератры…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 80.18 Кб (Скачать файл)

Вариант I. (А-Б)

Содержание         Лист №

  1. Античная философия. Социально-исторические предпосылки формирования античной философии. Полис и его роль в развитии древнегреческой мысли……….3
  2. Натурфилософский этап (досократики). Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначале мира…………………………………………………………5
  3. Релятивизм Гераклита Эфесского. Атомизм Демокрита………………………………9
  4. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) о бытии……………………………..11
  5. Классический этап. Антропологическая проблематика софистов. Сократ: учение о человеке и методе познания (майевтика). Платон: теория идей и учение о познании. Понимание блага. Социальная утопия «идеального государства». Аристотель: Метафизика – учение о форме и материи, четырех причинах. Этика: понимание блага и справедливости, человеческой добродетели. Политика: «правильные» и «неправильные» формы государства…………………………………………………..13
  6. Эллинистическо-римский этап. Атомизм Эпикура, Левкиппа и Тита Лукреция Кара. Эпикуреизм о человеческом счастье. Стоицизм: внутренняя свобода и человеческая стойкость. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий о благе и долге. Скептицизм (Пиррон, Агриппа): релятивизация познания……………………………………………………22
  7. Список литератры……………………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально исторические предпосылки  формирования античной философии. Полис  и его роль в  развитии древнегреческой  мысли. Натурфилософский этап античной философии (досократики) милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначале  мира.

 Античная  философия  развивалась не изолированно  — она черпала мудрость Древнего  Востока, культура которого уходит  в более глубокую древность, где  еще до греков происходило  становление цивилизации: формировалась  письменность, зачатки науки о  природе и развивались собственно  философские воззрения. Это относится  к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место  влияние и более отдаленных  стран Востока — Древнего Китая  и Индии. Но различные поучительные  заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей. Миф с греческого «рассказ» На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология - это результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы и людей. Мифология являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря строже, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начала.

Социально-исторические предпосылки культуры Ренессанса.

Утерянная Средневековьем, культурно-историческая связь с античной мифологией, была восстановлена в эпоху Возрождения (XIV в. - начало XVII в.), ставшую величайшим переворотом в системе духовной культуры. Эпоха Возрождения - это эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, усиления социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, эпоха титанов мысли и духа.

Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения, явилось становление буржуазного индивидуализма. В эту эпоху "с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым". Ренессанс приносит с собой новый тип личности. Это уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма и даже подчас хищничества, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные проблемы.

Люди  эпохи Возрождения легки на подъем, инициативны, готовы в любую минуту рисковать ради дела, это - кипучие натуры, которые и вокруг себя создают поле высокой духовной и деловой напряженности, постоянно учащают пульс жизни. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь сообразно своим потребностям. У нее появились досуг, создаваемый обеспеченностью, свобода, а вместе с ними вкус к комфорту, земным благам. Ренессансный человек красив сам и любит окружать себя красивыми вещами. Планка эстетических ценностей резко поднялась верх. И в то же время это личность весьма противоречивая: она окружена массой врагов, завистников, конкурентов, она постоянно интригует, лавирует, хитрит, она вся в напряженной борьбе - против конкурентов, политических партий и др. В этой борьбе человек предельно целеустремлен и далеко не безгрешен. Для достижения своих целей он не пред чем не останавливается - в ход идут подкуп, коварство, вероломство, яд и нож. Универсальным правилом жизни становится абсолютный, голый эгоизм. В "потустороннем" мире ренессансный индивид никого и ничего не боится. Не боится даже Бога, хотя он и не атеист. Он просто живет "на свой страх и риск". Для него нет моральных авторитетов. Таким образом, ренессансный индивидуализм требовал не только замены старых моральных норм - новыми, но и минимизации роли моральной регуляции в социальном общении.

Полис  и его роль в  развитии древнегреческой  мысли.

Ключевое слово, определяющее индивидуальную особенность  Древнегреческой цивилизации полис, рабовладельческий полис. Полис - это греческая разновидность города-государства, поскольку таковые были и на Ближнем Востоке. Архаический полис это столица карликового государства, в состав которого кроме него входили также деревни. По занимаемой территории типичный греческий полис был небольшим поселением (100-200 кв. км.), где может проживать от 5 до 10 тыс. человек. Самыми крупными полисами были Спарта (8400 кв. км.) и Афины (2500 кв. км.), население которых составляло до 200 тыс. человек. Были и мелкие полисы из нескольких сотен человек. В греческом полисе как городе-государстве рано исчезла царская власть (за отсутствием реальной надобности), была существенно ущемлена роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни. Город-государство полис это  сообщество свободных граждан-собственников, гражданская община, ядром которой  был город с прилегающей деревенской  округой. Главным жизненным пространством полиса, его центром считалась агора - рыночная площадь. Здесь проходили народные собрания, люди продавали свои товары, покупали, обменивались информацией, занимались политикой. В полисе имелась цитадель, которую греки называли акрополем, т.е. верхним городом. Это была, как правило, укрепленная часть города, находившаяся на холме. Здесь хранилась государственная казна полиса, храмы олимпийских богов и героев.

Греки не представляли себе  нормальной человеческой жизни  вне полиса. Лишь такой образ жизни они считали достойным свободного человека, настоящего эллина и в этом они видели свое отличие от всех варварских народов. Жители полиса составляли одну общину-полис. В отличие от Востока в общину-полис входило не только сельское, но и городское население. Членом общины мог стать каждый при условии, что он должен быть греком по национальности, свободным и владеющим частной собственностью. Все члены общины обладали политическими правами, могли заниматься государственной деятельностью. Поэтому греческий полис и называют гражданской общиной. Государство в Греции существовало не над общиной, а вырастало из общины. Внутри полиса постепенно формировалось гражданское право, складывались своды законов, определяющие права и обязанности членов полиса, которые составляли основы полисной солидарности. Граждане на деле ставили интересы полиса выше личных. Так повинностью зажиточных людей (литургия) в пользу полиса выступала как почетная обязанность. Бедные в полисе могли жить за счет богатых. Полис занимался не только внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию. Все граждане полиса были потенциальными воинами, членами полисного ополчения, бравшимися за оружие в случае необходимости. Таким образом, полноправный член полиса соединял в себе гражданина, собственника и воина.

К началу архаического периода большинством полисов управляла родовая знать, аристократия. С расширением торговли начало усиливаться среднее сословие (торговцы, ремесленники), которое стало  добиваться права участия в политической жизни полиса. В полисе возникали беспорядки, для устранения которых греки выбирали правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого правителя называли тираном. Нередко тирания была направлена на ограничение или пресечение притязаний на власть родовой знати и объективно служила развитию внутриполисной демократии, а сам тиран выступал как защитник прав демоса большинства граждан полиса. К началу V в. до н.э. тирании, сыграв свою роль в борьбе с родовой знатью, в большей части полисов сменяются на демократические порядки.

 В целом же для  полиса были характерны 2 типа  правления:

- олигархическое (власть меньшинства);

-демократическое (власть большинства).

Двумя основными факторами развития греческой  демократии были: высокое значение народного собрания и выборность власти. По своей социальной структуре полис делился на три слоя: полноправные граждане члены общины-полиса; не члены полиса крестьяне, потерявшие землю и метеки (иностранцы); рабы (рабами становились только военнопленные). Рабство в Греции воспринималось как нечто естественное, а свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям.

Натурфилософский этап античной философии (досократики) милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначале  мира.

           Натурфилософия (от латинского – природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на абстрактные понятия, вырабатываемые в ходе возникновения и развития философии. Натурфилософия представляет собой первый этап в развитии всей греческой философии, первые философы именовались соответственно фюсиками (от греческого - природа) или фюсиологами, а первые философские трактаты, как правило, были посвящены исследованию природы, ее устройства (трактаты "О природе" были написаны и Фалесом, и Гераклитом, и Анаксимандром, и Анаксименом, и Парменидом). В 6 и даже в 5 вв. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе - отдельно от философии. Стихийно-материалистические тенденции древнейшей философской мысли, стремившейся к вытеснению мифологии и к замене ее понятиями общечеловеческого опыта и естествознания, приобрели форму натурфилософии. Внутри нерасчленённого единства первоначальных философских понятий и понятий научных, воззрения, относящиеся к природе, играют роль во многих отношениях решающую: первые древнегреческие философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, фюсиологами, но вместе с тем их научные представления о мире определяли постановку и решение ими вопросов философских. Для науки древних греков характерно обилие почти одновременно зарождавшихся научных гипотез и типов философских учений. Философы, действовавшие в 6-5 вв. до н.э. - Фалес, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан - при всех различиях между ними полагали, что все вещи, возникающие различным способом и различным способом погибающие, должны были произойти из какого-то одного и причём вещественного начала. Такова "вода" Фалеса, "воздух" Анаксимена, "огонь" Гераклита, "земля" Ксенофана. В целом для натурфилософских исканий характерны эмпиризм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, преимущественная ориентация на материально-вещественный аспект мира, второстепенность антропологической и этической проблематики (за исключением Гераклита). В центре внимания всей ранней философии - космос, стремление понять сущность природы, мира в целом. Отсюда главным становится вопрос о первоначале мира ("из чего всё произошло").

Особенно  характерны натурфилософские тенденции  для школы, сформировавшейся в городе Милете (культурном центре Ионии, Малая  Азия) в 7-6 вв. до н.э. Основные представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Эта школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания. С нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии и картографии, метеорологии, астрономии, биологии, и возможно, математики. Всё это составляло единую науку "о природе", или естественную историю, которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, противопоставлявшую божественное (небесное) человеческому (земному) и ввела всеобщность физических законов. Главным для всех милетских теоретиков остается закон сохранения или отрицания абсолютного "возникновения" и "уничтожения" ("рождения" и "гибели") как антропоморфных (человекообразных) категорий. Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология. Анаксимандр заменяет "рождение" и "гибель" на "соединение" и "разделение", Анаксимен описывает все физические процессы в терминах "сгущения" и "разрежения".

В ряду первых натурфилософских гипотез  важное место занимает атомистическая гипотеза, разрабатываемая Левкиппом, который впервые ввел понятие  атомов (с греческого - неделимый) как далее уже неделимых частиц бытия, из которых состоят все вещи, и его учеником Демокритом (5 в. до н. э), который стремился создать на основе этого понятия ясное и обоснованное учение. Согласно Левкиппу и Демокриту, атомы не обладают какими-либо качествами, отличаясь друг от друга лишь фигурой, величиной и расположением в пространстве и находятся в непрерывном движении (уподоблявшемся Демокритом движению пылинок в воздухе).

Милетская Школа (6 в. до н.э.) – первая греческая  философская школа, представители  которой Фалес, Анаксимандр, Анаксимен жили в г. Милете. Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: физики, астрономии, географии, метеорологии, математики. Они ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Сочинения первых греческих философов не сохранились, традиционно считается, что их труды носили заглавие О природе. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен выдвинули свои теории происхождения и устройства космоса, порывающие с традиционной мифологией. Исходя из принципа сохранения: «ничто не возникает из ничего», учили о едином вечном, бесконечном, «божественном», материальном первоначале видимого многообразия вещей, источнике жизни и существования космоса.

Информация о работе Релятивизм Гераклита Эфесского. Атомизм Демокрита