Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:03, контрольная работа
Станем сомневаться во всем, что прежде полагали за самое достоверное; даже в математических доказательствах и их обоснованиях, хотя сами по себе они достаточно ясны, ведь ошибаются же некоторые люди, рассуждая о таких вещах. Главное же усомнимся потому, что слышали о существовании бога, создавшего нас и могущего творить все, что ему угодно, и мы не знаем, не захотел ли он создать нас такими, чтобы мы всегда ошибались даже в том, что нам кажется самым достоверным.
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский
государственный университет экономики
и управления - "НИНХ”
Номер группы: ЮРО92
Наименование специальности: Юриспруденция
Студент: Миронова Александрина Андреевна
Номер зачетной книжки: 092992
Учебная дисциплина: философия
Кафедра: философии
Номер варианта контрольной работы: 2
Дата регистрации институтом:
Дата регистрации кафедрой:
Проверил:
2009 год
Вариант
2.
Рене
Декарт. Начала философии.
1. Почему для разыскания истины необходимо сомнение?
Станем
сомневаться во всем, что прежде полагали
за самое достоверное; даже в математических
доказательствах и их обоснованиях, хотя
сами по себе они достаточно ясны, ведь
ошибаются же некоторые люди, рассуждая
о таких вещах. Главное же усомнимся потому,
что слышали о существовании бога, создавшего
нас и могущего творить все, что ему угодно,
и мы не знаем, не захотел ли он создать
нас такими, чтобы мы всегда ошибались
даже в том, что нам кажется самым достоверным.
2. Что является первым несомненным заключением?
Заключение я мыслю, следовательно, я существую истинно,
и оно, поэтому,
есть первое и вернейшее из всех заключений,
представляющееся тому, кто методически
располагает свои мысли.
3. В чем основное различие между телом и душой?
Исследуя,
что такое мы, предполагающие теперь, что
вне нашего мышления нет ничего подлинно
существующего, мы, очевидно, сознаем,
что для того, чтобы существовать, нам
не требуется ни протяжение, ни фигура,
ни нахождение в каком-либо месте, ни что-либо
такое, что можно приписать телу, но что
мы существуем только потому, что мыслим.
Следовательно, наше понятие о нашей
Душе или нашей мысли предшествуют тому,
которое мы имеем о теле, и понятие это
достовернее, так как мы еще сомневаемся
в том, имеются ли в мире тела, но с несомненностью
знаем, что мыслим.
4. Что такое мышление?
Под
словом «мышление» я разумею все то, что
происходит в нас таким образом, что мы
воспринимаем его соответственно сами
собою; и поэтому не только понимать, желать,
воображать, но также чувствовать означает
здесь то же самое, что мыслить.
5. Каким путем Декарт доказывает существование Бога?
Когда
душа, рассматривая различные идеи и понятия,
существующие в ней, обнаруживает среди
них идею о существе всеведущем, всемогущем
и высшего совершенства, то потому, что
она видит в этой идее. Она легко заключает
о существовании бога, который есть это
всесовершенное существо. В истинности
этого заключения душа убедится еще больше,
если заметит, что у нее нет идеи, или понятия,
о какой-либо иной вещи, относительно которой
она столь же совершенно могла бы отметить
необходимое существование. Ибо очевидно,
что нечто, знающее более совершенное,
чем оно само, не само создало свое бытие,
так как оно при этом придало бы себе самому
все те совершенства, создание о которых
оно имеет, и потому оно не могло произойти
ни от кого, кто не имеет бы этих совершенств,
то есть не был бы богом.
6. Какие два вида мыслей выделяет Декарт? В чем он видит разницу между ними?
Без
сомнения, все виды мыслительной деятельности,
отмечаемые нами у себя, могут быть отнесены
к двум основным: один из них состоит в
восприятии разумом, другой - в определении
волей. Признаю, что мы ни о чем не можем
судить без участия нашего рассудка, ибо
нет оснований полагать, чтобы наша воля
определялась тем, чего наш рассудок никоим
образом не воспринимает. Восприятие рассудком
распространяется на то немногое, что
ему представляется, поэтому познание
рассудком всегда весьма ограничено. Воля
же в известном смысле может показаться
беспредельной, ибо мы никогда не встретим
ничего, что могло бы быть объектом воли
кого-либо иного, даже безмерной воли бога,
на что не могла бы простираться и наша
воля.
7. Что такое ясное и отчетливое восприятие?
Ясным
я называю такое восприятие, которое очевидно
и имеется налицо для внимательного ума.
Отчетливым же я называю восприятие, которое
настолько отлично от всего остального,
что содержит только ясно представляющееся
тому, кто надлежащим образом его рассматривает.
8. Каковы, по Декарту, два вида восприятий (вещи и истины)?
Все,
что подлежит нашему восприятию, я делю
на два разряда: в первый входят вещи, имеющие
некоторое существование, во второй - истины,
которые вне нашего мышления - ничто. Касательно
вещей мы имеем мы имеем прежде всего некоторые
общие понятия, относящиеся ко всем им,
а именно понятия, какие мы имеем о субстанции,
длительности, порядке, числе, и, пожалуй,
еще некоторые другие. В то же время, когда
мы мыслим, что из ничего не может произойти
ничто, мы не думаем, что это положение
есть существующая вещь или свойство какой-либо
вещи, - мы принимаем его за некоторую вечную
истину, пребывающую в нашей душе и называемую
общим понятием, или аксиомой.
9. Что такое субстанция? Два рода субстанций (душа и тело).
Разумея
субстанцию, мы можем разуметь лишь вещь,
которая существует так, что не нуждается
для своего существования ни в чем, кроме
самой себя. Тело является субстанцией,
а душа - качеством (атрибутом) этой субстанции.
10. Что такое атрибут? Каковы, по Декарту, атрибуты субстанций?
Любой
атрибут достаточен для познания субстанции,
однако у каждой субстанции есть преимущественное,
составляющее ее сущность и природу свойство,
от которого зависят все остальные. Одни
качества или атрибуты даны в самих вещах,
другие же - только в нашем мышлении.
11. Причины наших заблуждений.
Первой
и основной причиной наших заблуждений
являются предубеждения нашего детства.
Вторая причина та, что мы не можем забыть
эти предубеждения. Третья - наш ум утомляется,
внимательно относясь ко всем вещам, о
которых мы судим. Четвертая заключается
в том, что наши мысли мы связываем со словами,
которые их точно не выражают.
12. Чему нужно следовать, чтобы правильно философствовать?
Чтобы
серьезно предаться изучению философии
и разысканию всех истин, какие только
мы способны постичь, нужно прежде всего
освободиться от наших предрассудков
и подготовиться к тому, чтобы откинуть
все взгляды, принятые нами некогда в веру,
пока не подвергнем их новой проверке.
Затем должно пересмотреть имеющиеся
у нас понятия и признать за истинные только
те, которые нашему разумению представятся
ясными и отчетливыми. Сравнив же то, что
мы узнали, рассматривая вещи по порядку,
с тем, что думали о них до такого их рассмотрения,
мы приобретем навык составлять себе ясные
и отчетливые понятия обо всех познаваемых
вещах.
Задача
2
"Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело с обобщениями, выходящими за пределы отдельной науки или комплекса наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело с определением моральных ценностей".
Определить:
1. О какой функции философии говорит автор?
2. На каких особенностях (чертах) философского знания основана эта функция?
Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. Также под «функцией» понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач. В данной задаче автор имеет в виду две функции: аксиологическую и интегративную.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и другие. Цель аксиологической функции - быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX - начала ХХ вв. и др.). Ее содержание заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений. Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремится их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер. Формирование диалектического мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скептицизма. Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твёрдости убеждений в правильности чьей-то позиции. Наоборот, философия даёт прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин. Философия даёт людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению “барьеров коммуникации”, порождаемых узостью специализации. Содержание отдельных философских систем, как бы ни казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны, постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.
Интегративная функция (восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.
Применительно к функциям философии термин «интегративный» связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту относительной самостоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недостающих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей большую гармоничность и оптимальность, т. е. повышает степень ее упорядоченности, организованности. Мы будем применять термин «интеграция» в смысле, противоположном понятию «дезинтеграция».
В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие «пограничные» науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как в примерах с электрохимией и физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегративной и интегративной).
Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их интегративная роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (пример -- кибернетика, социальная экология), а также недавно появившийся тип проблемных наук, не имеющих своим предметом те или иные формы движения материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример, онкология, решающая проблему опухолевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.