Ренессансный гуманизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:05, реферат

Краткое описание

Гуманизм — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин «гуманизм» в этом плане является в чем-то синонимом слова «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». Гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и неземными нуждами.
Социальные взгляды гуманистов также отличались от общепринятых феодальных. Они считали равными все слои населения, ибо каждый человек есть образ Божий и потому все люди — и феодалы и вассалы – равны.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

Ренессансный гуманизм

Гуманизм — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин «гуманизм» в этом плане является в чем-то синонимом слова «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». Гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и неземными нуждами.

Социальные взгляды гуманистов также отличались от общепринятых феодальных. Они считали равными все слои населения, ибо каждый человек есть образ Божий и потому все люди — и феодалы и вассалы – равны. Гуманисты всегда прибегали в первую очередь к христианским аргументам, так как никогда не противопоставляли себя Церкви. Они считали, что возрождают истинную Церковь, истинную веру в Бога.

Как уже было сказано, гуманисты  проявляли главный интерес к этическим вопросам, поэтому для гуманистической философии не характерна онтологическая и гносеологическая проблематика. Гуманисты были в первую очередь этиками, а не философами в том понимании, к которому мы уже привыкли.

Возрождается и философия эпикуреизма, пропагандирующая наслаждение, — в первую очередь духовное, а не чувственное. Достижению этого наслаждения служили многие художественные произведения философов-гуманистов и других представителей культуры Ренессанса.

Восхваляя разум человека, гуманисты  видели в разумной человеческой природе  образ Божий, то, чем Бог наделил  человека, чтобы человек совершенствовал  и улучшал свою земную жизнь. Как  разумное существо, человек является творцом и именно в этом подобен  Богу. Поэтому долг человека — участвовать в мире, а не уходить от него, улучшать мир, а не аскетически отстраненно взирать на него как на нечто ненужное для спасения.

Таковы вкратце основные черты  гуманистического миросозерцания. Попытаемся проследить, как развивался гуманизм, на примере отдельных представителей этого философского направления.

 

ФранЧеско Петрарка (1304–1374)

Первым ренессансным философом является Франческо Петрарка. Основные свои идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна». В начале первого трактата Петрарка говорит, что он ничего не знает, что он невежда в философии. А далее он делает вывод: о Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных, человеческих делах. Петрарка иронически замечает: мы живем в счастливое время, потому что раньше был один, два, самое большее семь мудрецов, теперь же их буквально толпы, стада, которые наполнили все университеты.

Схоласты взяли за образец для  себя философию Аристотеля, однако аристотелизм в трактатах схоластиков  во многом извращен. Поэтому Петрарка оговаривается, что, выступая против современной  философии, он выступает не против Аристотеля как философа, а против аристотеликов. Петрарка впервые вновь поднимает интерес к такому гению античной философии, как Платон. Именно с Петрарки ведет свое начало платоническая линия в философии Возрождения.

Петрарка возражает против «варварской  латыни», на которой пишутся трактаты и ведутся диспуты в университетах. Этой латыни, в которой нет ничего живого, он противопоставляет латынь, на которой писали Вергилий, Цицерон  и другие древнегреческие поэты  и философы.

Главная проблема для Петрарки – познание не Бога, а человека, ибо познанием Бога должны заниматься небожители. Попутно он замечает, что если не все небожители преуспели в познании Бога, а некоторые даже отпали от Него, то, что же говорить о человеке? Человек тем более не может познать Бога и поэтому должен изучать только сам себя. Поэтому акцент в философии Петрарка ставит на познании человеком самого себя, всего многообразия всех своих чувств такими, какие они есть.

Лоренцо Валла (1407–1457)

Самым значительным после Петрарки философом-гуманистом можно назвать  Лоренцо Валлу. Основное его произведение — «О наслаждении». Лоренцо Валла был незаурядным лингвистом, что следует из названия и другой работы — «О красотах латинского языка», в которой он выступал как критик варварской латыни. Он возражает против терминов, вводившихся сторонниками Иоанна Дунса Скота  и призывает возвратиться к живому латинской языку, не уродовать его нововведениями. Валла делает также вывод о том, что реалистическое философствование также не может быть истинным, так как не может соответствовать нормальному человеческому языку.

Философия Лоренцо Валлы видит  свой идеал в фигуре Эпикура, но возрождает она не его атомизм, а отношение  к жизни, трактовку понятия «наслаждение». Валла понимает эпикуреизм именно как предпочтение наслаждения всем остальным человеческим ценностям, и иногда даже сожалеет о том, что у человека всего пять органов чувств, а не 50 или 500, чтобы получать наслаждение в гораздо большем объеме. Кроме такого рода преувеличений, Валла приводит и более серьезные аргументы, доказывая, что чувства, помимо того, что дарят нам способность испытывать наслаждение, служат еще и для познания мира. Благодаря чувствам живое существо сохраняет свою жизнь, а наслаждение является тем критерием, благодаря которому оно может избегать опасности или стремиться к тому, что помогает ему выжить. Валла делает фундаментальный вывод: жить без наслаждения невозможно, поэтому наслаждение является истинным благом, истинной ценностью, и католики лукавят, когда говорят, что наслаждение не является истинным благом. Ибо чего боится христианин после смерти? Мучений в аду. А чего он ждет от рая? Вечного наслаждения. Валла считает, что его взгляд на наслаждение не противоречит христианству, а является более честным и последовательным.

Человек существует для наслаждения, и все высказывания типа «лучше смерть за родину, чем позор» Валла называет глупостью, ибо вместе со смертью  человека умирает для него и его  родина. Поэтому лучше предать  родину (или кого угодно), но остаться в живых. Добродетель может пониматься только как полезность для человека, а критерием полезности для Валлы  является наслаждение или не наслаждение.

МАРСИЛИО ФИЧИНО (1433–1499)

Марсилио Фичино считается фигурой  уникальной не только в истории Возрождения, но и вообще в мировой культуре. Он пишет и свои работы: «О христианской религии», «Платоновская теология о  бессмертии души», «О жизни», толкование на «Пир» Платона и др. В частности, в первой работе Фичино высказывает  мысль о том, что существует некая  всеобщая религия, все остальные  религии в той или иной мере причастны ей, а христианство является ее высшим и лучшим проявлением. Благодаря  покровительству Медичи Марсилио Фичино стал католическим священником.

Философию Фичино рассматривал как  сестру религии, а мир — по образцу платоников, считая его иерархически упорядоченным. Иерархия мира насчитывает, по мнению Фичино, пять ступеней: Бог, ангелы, душа, качества и материя. Душа находится посередине этой иерархии и связывает все ее звенья. Таким образом, центром иерархии оказывается не Бог, а человек. Картина эта не пантеистическая, а скорее пенентеистическая, ибо все происходит из Бога и Бог объемлет Собою все. Качества — некая ступень перехода к множественности мира, то, что дает качественное многообразие предметам мира.

Мир находится в постоянном движении, которое присуще лишь одушевленным существам, поэтому и мир — это движение души, являющейся связующим элементом мира. Душа находится везде в природе, все связано душой. Мир находится в единстве благодаря тому, что берет начало от Бога. Поскольку мир берет начало от Бога, он охватывается красотой; поскольку мир связывается Богом, он связывается любовью; поскольку мир в конце концов соединится с Богом, он связывается наслаждением.

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463-1494)

Пико делла Мирандола рано стал интересоваться античной и восточной философией.  В 1486 г. Мирандола пишет знаменитые «900 тезисов», в своих тезисах Пико делла Мирандола собрал все, что он знал о всех философиях, и создал свою философскую систему, которая претендовала на объединение различных философий на основе античного платонизма. Однако о готовящемся диспуте узнал папа римский, и диспут был запрещен, а тезисы осуждены.

В основе философии Мирандолы лежит  неоплатонизм. Мирандола предлагает иерархическое построение мира, и  утверждает, что мир имеет три  уровня: ангельский, небесный и элементарный. Эти миры соподчиняются, они вечны, ибо Бог, творящий его вечен. Пико делла Мирандола не отрицает библейскую картину мира, однако считает, что  в Библии даны лишь некоторые образы, которые философ должен аллегорическим образом истолковать. Он делает вывод: вещь, избавленная от несовершенства, есть Бог.

Большой вклад внес Мирандола в  понимание природы в научном  смысле, ибо он был, пожалуй, первым из философов, который стал утверждать, что Бог, понимаемый в неоплатоническом смысле, создает мир сообразно  некоторым математическим законам.

Идею о математическом устроении  вселенной Пико высказывал в полемике против астрологов, о которых он написал целую книгу («Рассуждения против астрологов»). Астрологи, как считал Мирандола, не правы в том, что ищут некоторые вымышленные причины всех явлений. Природа имеет причинно-следственную структуру, которая может быть описана языком математики. К тому же астрология принижает человека, показывая полное отсутствие у него всяческой свободы. Если все зависит от расположения звезд и планет, то свободы у человека нет, так зачем же говорить тогда о грехе, о наказании за грех?

Человек, по мысли Пико, представляет собой четвертый мир — не ангельский, не небесный и не элементарный. Этот четвертый мир не находится ни на каком из этих уровней, человек абсолютно свободен и потому может поместить себя сам на любой из уровней этого мира. Он может стать выше ангелов и опуститься ниже животных.

Таким образом, в мыслях Пико делла Мирандолы мы видим стремление сохранить христианство, понять его с точки зрения современного интереса к человеку на новых, гуманистических позициях, поставить в центр мира человека, а не Бога, и внести в христианство все истины из разных философских систем.

Никколо Макиавелли (1469–1527)

Интереса к философии и религии  Макиавелли не испытывал, но, будучи человеком  своего времени, он вынужден был обращаться к вопросам философии и религии. Свое отношение к Богу он сформулировал  следующим образом: Бог есть не тот  Бог, Которого в виде некоего высшего  существа представляют себе христиане, а некоторая фортуна, судьба, направляющая мир в соответствии со своими законами.

Общество возникает вполне естественно  из стремления людей к самосохранению. Люди объединяются — и возникает общество. Для управления обществом люди выбирают начальников. Таким образом, появляется власть, которая назначает для охраны общества армию, полицию и др. Характер функционирования и возникновения общества не имеет какой-то высшей религиозной или нравственной цели. Мораль возникает на более поздней стадии и представляет собой то, что полезно для каждого члена общества и для общества целиком. Для соблюдения морали создаются законы, для охранения людей создаются армия и власть, а для духовного единства общества создается религия.

Христианство создавалось также  для духовного единства народа, но это была ошибка — христианство есть религия несовершенная, поскольку основана на культе не тех человеческих качеств, которые нужны обществу. Христианство слишком уповает на потустороннее, на загробное воздаяние и не ценит действительность, ценит слабость, а не мужество. Макиавелли стоит на позициях греческого язычества — это именно та религия, которая могла бы действительно объединить общество. В силу того, что у нас господствует христианская религия, мир наш несовершенен и власть в нем принадлежит не достойным людям, а мерзавцам. Языческая же религия возвышает мужество, добродетели, храбрость, славу — именно те черты характера, которые нужны настоящему гражданину.

Таким образом, по Макиавелли, политика абсолютно автономна; она есть порождение не морали и не религии — наоборот, мораль и религия есть порождение политики. Поэтому политическая цель есть высшая цель, для достижения которой годятся все методы. Если мы скажем, что какой-то метод безнравствен, а какой-то неприменим, потому что противоречит религиозным установлениям, то Макиавелли возражает: низшее не может быть аргументом высшему, мораль и религия сами есть порождение политики, поэтому от Макиавелли и ведет родословную знаменитая формула: «Цель оправдывает средства». Нравственность и религиозные нормы не могут служить аргументами против некоей политической цели. Критерием оценки могут быть только польза и политический успех.

Джордано Бруно (1548-1600)

Другим мыслителем, сильно повлиявшим на современную ему эпоху, был  младший современник Монтеня — Джордано Бруно

В работах Бруно все время  встречаются известные нам неоплатонические термины: «единое», «ум», «душа», «материя». Правда, понимает он их не как Плотин (не как уровни бытия), а в духе Кузанского, для которого Бог есть максимум и минимум, высшее единство мира. Для Джордано Бог также является Единым, что является исходным пунктом  для понимания мира. Единое есть и причина бытия (ибо Бог есть Единое), и само бытие (ибо все  бытие едино). Поэтому Бог и  мир есть одно и то же. В мире соединяются  все его противоположности — возможность и действительность, дух и материя. Мир не рождается и не уничтожается, поскольку мир и Бог есть одно и то же. В мире, как и в Боге, совпадают все противоположности, поэтому нельзя разделять мир на материю и форму. Будучи противоположностями, они совпадают, поэтому нельзя помыслить материю без формы, как и форму без материи. Поэтому же нельзя и определить Бога, ибо определение предполагает некоторое ограничение, а Бог, включая в Себя все определения, все противоположности, превосходит какое-либо определение.

Джордано Бруно возражает против аристотелевского разделения материи  и формы и указывает, что не существует никакой первоматерии. Материя и форма существуют всегда вместе, поэтому материя вечна. Мир не сотворен во времени, он так же бесконечен и вечен, как и Бог.

Во вселенной, которая, как и  Бог, является бесконечной, нет никакого центра. Ни землю, ни человека мы таковым  считать не можем. Во вселенной все  однородно, любая точка может  быть одновременно названа и центром, и окружностью. Земля не находится  в центре мира, а является одной  из планет, которых в мире бесконечное  множество.

В теории познания Бруно следует  за мыслью Николая Кузанского и повторяет  ту же самую иерархию способностей человека: ощущения, обобщение, рассудок, интеллект, ум. Каждый раз человек, начиная свои познания от чувственных вещей, обобщает чувства, абстрагируется от них, делает обобщение, а затем производит рассудочный анализ, восходя от них к некоторым определениям, а затем от определений восходит еще выше — к мистическому созерцанию всего во всех противоположностях. Превосходя ограниченность дискурсивного мышления, ум созерцает Бога, объединяющего в Себе все противоположности.

Информация о работе Ренессансный гуманизм