Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:01, реферат
Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи любят повторять выражение Д.И.Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода "спусковым механизмом" для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ «ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА» В Г.ТАГАНРОГЕ Факультет естественно-научного и гуманитарного образования кафедра философии |
Реферат на тему: |
«Роль гипотезы в социологическом исследовании» |
г. Таганрог 2012 |
Выполнил студент группы М-31:
Ибрагимова Наиля
Проверил: доцент кафедры философии
Ивлиев В. А.
Какова же роль гипотезы в социологическом исследовании?
Роль
гипотезы в социологическом
Как найти хорошую гипотезу? Многие ученые цитируют по этому поводу шутку М.Р.Коэна, который как-то заметил, что гипотезы возникают у людей, которые думают. До настоящего времени процесс постановки гипотез не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение этой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других исследований, можно назвать некоторые источники гипотез.
Это, во-первых, обыденное сознание, которое, как известно. возникает в процессе повседневной жизни людей. Оно включает в себя знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т.п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы.
Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Этот метод давно известен в науке. Сущность его заключается в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный.
Сам по себе объект исследования может быть численно очень большим: десятки и сотни тысяч людей, составляющих население региона, области, города; тысячи работников промышленного предприятия, научного учреждения или учебного заведения и т.д. Естественно, исследователь заинтересован опросить каждого из них. Однако есть ли в этом необходимость? Например, если анкетному опросу подлежит группа студентов численностью в 20-30 человек (и даже аудитория в 200-500 человек), то опрос действительно может быть сплошным, то есть охватывать каждого студента. Но когда речь идет о многих тысячах человек, соответственно возрастает число работников, занятых сбором информации, проверкой годности анкет, кодировкой открытых вопросов и т.д. Другими словами, чем больше анкет, тем, естественно, больше времени требуется на их обработку, больше тратится средств и энергии на исследование. Вот почему в тех случаях, когда объект исследования насчитывает 500 и более человек, единственно правильным следует признать применение выборочного метода.
Объект исследования, который территориально, производственно и во времени "локализован" и на который распространяются выводы исследования, называется генеральной совокупностью.
В свою очередь, определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу, составляют выборочную совокупность. В момент исследования она должна представлять собой как бы микромодель генеральной совокупности. Другими словами, требуется, чтобы структура выборочной совокупности максимально совпадала со структурой генеральной совокупности по основным изучаемым качественным характеристикам и контрольным признакам. Для того чтобы добиться этого, нужно строго соблюдать правила выборки.
Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й).
Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой части пропорционально отбираются единицы для обследования (например, по 20% респондентов из каждой части).
Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом их. Данная выборка будет представительна, если состав групп схож между собой.
Метод основного массива. Представляет опрос 60-70% генеральной совокупности.
Метод квотной
выборки. Наиболее сложный метод, применяемый
при большой генеральной
Репрезентативным
считается такое исследование, при
котором отклонение в выборочной
совокупности по контрольным признакам
не превышает 5%. Практика работы социологов
позволяет с достаточной
Информация о работе Роль гипотезы в социологическом исследовании