Роль гипотезы в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:01, реферат

Краткое описание

Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи любят повторять выражение Д.И.Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода "спусковым механизмом" для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ5.docx

— 18.54 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ «ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»  В Г.ТАГАНРОГЕ

Факультет естественно-научного и гуманитарного образования

кафедра философии

Реферат на тему:

«Роль гипотезы в социологическом исследовании»

 
 
 

 

 

г. Таганрог

2012




 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы М-31:

      Ибрагимова  Наиля

Проверил: доцент кафедры философии

Ивлиев В. А.

 

 

Какова же роль гипотезы в социологическом исследовании?

 

Роль  гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи любят  повторять выражение Д.И.Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода "спусковым механизмом" для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте.

 

Как найти  хорошую гипотезу? Многие ученые цитируют по этому поводу шутку М.Р.Коэна, который как-то заметил, что гипотезы возникают у людей, которые думают. До настоящего времени процесс постановки гипотез не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение этой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других исследований, можно назвать некоторые источники гипотез.

 

Это, во-первых, обыденное сознание, которое, как  известно. возникает в процессе повседневной жизни людей. Оно включает в себя знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т.п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы.

 

Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Этот метод давно известен в науке. Сущность его заключается в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный.

 

Сам по себе объект исследования может быть численно очень большим: десятки и сотни  тысяч людей, составляющих население  региона, области, города; тысячи работников промышленного предприятия, научного учреждения или учебного заведения  и т.д. Естественно, исследователь  заинтересован опросить каждого  из них. Однако есть ли в этом необходимость? Например, если анкетному опросу подлежит группа студентов численностью в 20-30 человек (и даже аудитория в 200-500 человек), то опрос действительно  может быть сплошным, то есть охватывать каждого студента. Но когда речь идет о многих тысячах человек, соответственно возрастает число работников, занятых  сбором информации, проверкой годности анкет, кодировкой открытых вопросов и  т.д. Другими словами, чем больше анкет, тем, естественно, больше времени  требуется на их обработку, больше тратится средств и энергии на исследование. Вот почему в тех случаях, когда  объект исследования насчитывает 500 и  более человек, единственно правильным следует признать применение выборочного  метода.

 

Объект исследования, который территориально, производственно  и во времени "локализован" и  на который распространяются выводы исследования, называется генеральной  совокупностью.

 

В свою очередь, определенное число элементов генеральной  совокупности, отобранных по строго заданному  правилу, составляют выборочную совокупность. В момент исследования она должна представлять собой как бы микромодель  генеральной совокупности. Другими  словами, требуется, чтобы структура  выборочной совокупности максимально  совпадала со структурой генеральной  совокупности по основным изучаемым  качественным характеристикам и  контрольным признакам. Для того чтобы добиться этого, нужно строго соблюдать правила выборки.

 

Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й).

 

Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные части  и из каждой части пропорционально  отбираются единицы для обследования (например, по 20% респондентов из каждой части).

 

Метод гнездовой  выборки. В качестве единиц отбора выступают  не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом  их. Данная выборка будет представительна, если состав групп схож между собой.

 

Метод основного  массива. Представляет опрос 60-70% генеральной  совокупности.

 

Метод квотной  выборки. Наиболее сложный метод, применяемый  при большой генеральной совокупности и требующий для отбора респондентов использования не менее 4-х признаков.

 

Репрезентативным  считается такое исследование, при  котором отклонение в выборочной совокупности по контрольным признакам  не превышает 5%. Практика работы социологов позволяет с достаточной надежностью  проводить репрезентативные опросы, руководствуясь элементарными правилами. При пилотажном опросе небольшой  генеральной совокупности (например, в рамках факультета численностью до 100-250 чел.) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах вуза достаточно будет опросить 10% от общего числа студентов.


Информация о работе Роль гипотезы в социологическом исследовании