Роль гуманитарных и технических наук в развитии техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 10:25, реферат

Краткое описание

Такой раздел философии, как философия техники занимается исследованием причин возникновения техники. Основоположником этого раздела считается Эрнст Капп (1808-1896), написавший «Основные направления развития техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». Предметом более пристального изучения данная область стала только в ХХ веке.
С конца сороковых годов XX века началось обсуждение философских вопросов техники. До немецкого философа М.Хайдеггера техника оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее "триумфальному шествию Разума и Добра". Хайдеггер сделал сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека, поскольку человек "выдан" технике, "затребован" ею.

Содержание

Введение 3
1. Роль технических наук в развитии техники 5
2. Гуманизация техники 8
Заключение 10
Список литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии техники.docx

— 26.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Философия техники»

на тему «Роль гуманитарных и технических наук в развитии техники»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Такой раздел философии, как философия техники занимается исследованием причин возникновения техники. Основоположником этого раздела считается Эрнст Капп (1808-1896), написавший «Основные направления развития техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». Предметом более пристального изучения данная область стала только в ХХ веке. 

С конца сороковых годов XX века началось обсуждение философских вопросов техники. До немецкого философа М.Хайдеггера техника оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее "триумфальному шествию Разума и Добра". Хайдеггер сделал сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека, поскольку человек "выдан" технике, "затребован" ею.

Ярко и наглядно ужас человека перед технической мощью показал Аурелио Печчеи, создатель всемирно известной организации - Римского клуба - объединившего ученых, исследующих так называемые глобальные проблемы современности, т.е. те процессы, которые угрожают будущему человеческой цивилизации. В книге "Человеческие качества" А. Печчеи отмечал: "Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника ... Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего."

 

 

Тенденции развития человечества последних десятилетий в основном связаны с развитием техники, механизмов и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль технических наук в развитии техники

Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать, и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.

Периоды становления:

1. В первый  период (донаучный) последовательно  формируются три типа технических  знаний: практико-методические, технологические  и конструктивно-технические.

2. Во втором  периоде происходит зарождение  технических наук (со второй половины 18 в. до 70-х гг. 19 в.). Происходит, во-первых, формирование научно-технических  знаний на основе использования  в инженерной практике знаний  естественных наук и, во-вторых, появление  первых технических наук.

3. Третий  период - классический (до середины 19 века) характеризуется построением  ряда фундаментальных технических  теорий.

4. Для четвертого  этапа (настоящее время) характерно  осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук  не только с естественными, но  и с общественными науками, и  вместе с тем происходит процесс  дальнейшей дифференциации и "отпочкования" технических наук от естественных  и общественных. 

В современных справочных изданиях технические науки определяются как связанные с «изучением и научной разработкой техники», с «изучением техники или работой в области техники». Предметом технических наук являются «природные процессы и закономерности, действующие в особых условиях, в условиях искусственно созданных систем, которые позволяют целенаправленно, во имя  потребностей людей применять и использовать эти процессы, законы, а также материалы природы». Предметом их исследования являются не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей.

Также предметом технических наук является технический объект, описываемый совокупностью технических и естественных свойств. Специфика технических наук определяется, во-первых, по их отношению к естественным (и точным), общественным (и гуманитарным) наукам и, во-вторых, их предметом, целевой установкой, задачами и методологией. Целевая установка и задачи технических наук состоят в их практической направленности, связи вырабатываемых ими знания с потребностями производства практической деятельности людей. Они призваны разработать знания о методах и  средствах создания искусственных систем, а также об обеспечении их нормального функционирования. С одной стороны, технические науки тесным образом связаны с естественными науками, а с другой имеют различия с ними. Взаимодействуя с техническими, естественные науки, открывая новые законы природы, дают теоретическую основу для дальнейшего развития технических наук, создают необходимый запас научных знаний для прогресса техники, в особенности сейчас, когда революция в науке порождает революцию в технике и взаимодействует с ней. В отличие от естественных наук, технические науки решают следующие задачи: как законы природы могут быть применены и использованы в интересах человека. Основываясь на данных естественных и точных наук, технические науки связаны с общественными и гуманитарными науками через решение, прежде всего, экономических и социальных задач. В свою очередь, социально-экономические цели, определяя техническую политику, влияют на развитие технических наук, их методологию, обусловливают в той или иной степени выбор методов исследования.

По степени общности выделяют следующие методы технических наук:

1) всеобщие  методы (принципы и законы материалистической  диалектики);

2) общенаучные (анализ, синтез, эксперимент, наблюдение, моделирование);

3) частнонаучные (например методы сопротивления  материалов);

4) специальные (методы характерные только для  данной науки, например метод  Хрущева, Брунова, Берковича для  определения прочности металла).

Для технических наук характерно разнообразие специальных методов, которые тесно связаны с конкретными структурными и функциональными особенностями отдельных объектов. Появляются специальные процедуры исследования тех или иных функциональных и структурных характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гуманизация техники

Как известно, научно-техническая революция, приведя ко все убыстряющемуся развитию техники, поставила ее между обществом и природой. Но конструкторы новых машин решали, и нередко до сих пор решают, технические задачи, не задумываясь над возможностями человека, который будет управлять созданными ими машинами.

В психологии труда давно уже и у нас, и за рубежом наметилось и другое направление, которое назвали гуманизацией техники, а все направление работы получило уже общепризнанное название инженерной психологии, которая плодотворно развивается в содружестве с физиологией и гигиеной труда и кибернетикой. Но в отличие от кибернетики, пытающейся увидеть в человеке машину, инженерная психология, напротив, в машине видит человека.

Цель гуманизации – понять свой объект, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и содержания объекта познания, своего отношения к нему.

В последнее время появилась тенденция расширять инженерную психологию до почти полного отождествления с психологией труда, что лишает ее более узкого, но почетного содержания.

Инженерная психология — это отрасль психологии труда, занимающаяся гуманизацией техники. Она часть эргономики. Исследуя взаимодействие коллектива и отдельного человека с разнообразными техническими устройствами, она разрабатывает методы приспособления техники к психологическим свойствам людей.

В ней можно выделить три основных вопроса, различных по сложности: 
1. какой из двух (или нескольких) сравниваемых вариантов оборудования лучше?; 
2. что хорошо и что плохо с психологической точки зрения в изучаемом объекте?; 
3. какие психологические требования должны быть предъявлены к новой конструируемой машине или прибору?  
 Последний вопрос наиболее труден, и для ответа на него, помимо общетеоретических исследований, необходимы.сведения, полученные при решении первых двух вопросов. Инженерная психология, сомкнувшись с технической эстетикой, раскрывает вопрос «что лучше» не только в смысле «что удобней», но и «что красивей». 
 Есть две системы взаимодействия людей с техническими средствами производства:

1. Система «человек — машина», уравнивающая человека с машиной и определяющая взаимодействие одного лица с техническими средствами его труда;

2. Система «коллектив — человек — машина», определяющая, прежде всего, взаимодействие группы людей, совместно эксплуатирующих технические средства производства, а затем уже действия каждого члена коллектива по управлению порученной ему машиной. 
 Исследованием первой системы ограничивается инженерная психология стран капитализма, оставляющего оператора, оторванного от коллектива, один на один с машиной. Вторая система наиболее полно охватывает задачи инженерной психологии, определяя область ее исследований.

Решая общие задачи в таком объеме, инженерная психология непосредственно участвует в научной организации труда и научно-технической революции, вооружая не только конструкторов, но и новаторов производства закономерностями и методами приспособления машин к психологическим свойствам рабочих для создания наилучших условий их труда и повышения его производительности и удовлетворенности им. 
 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня люди попали в зависимость от техники. Ежегодно миллионы людей погибают в автомобильных и авиакатастрофах. Однако развитие техники, несмотря на явные беды от ее применения, продолжается. Основным источником новых технических изобретений служит наука. Сначала появляются идеи, понятия, теории, а затем они воплощаются в технические проекты и разработки. Наука расширяет наши знания об окружающем мире, истории и самом человеке. Опыт науки воплощается в развитии техники. И тем самым изменяется образ жизни людей. Например, современная научная медицинская энциклопедия составляет около 50 томов. Появились больницы, поликлиники, аптеки, медицинские университеты. Развитие вычислительной техники и средств связи привело к созданию сети ИНТЕРНЕТ. Отныне компьютер предоставляет новейшую информацию со всех стран мира.

Наука оказала решающее воздействие на развитие энергетики, космонавтики, транспорта. Для разработки новой техники стимулирующее воздействие имеют социальные потребности и заказы. Например, строительство новых типов автомобильных дорог потребовало внедрения новых видов строительной техники. Распространение новых болезней поставило перед медициной сложнейшие задачи эффективной борьбы с ними (чума, холера, сибирская язва, оспа, туберкулез, спид). В условиях осложнения экологической ситуации на развитие техники оказывают влияние требования охраны окружающей среды (атмосферы, воды, почвы).

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. http://www.detskiysad.ru/ped/ped257.html

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%EB%EE%F1%EE%F4%E8%FF_%F2%E5%F5%ED%E8%EA%E8

3. http://www.newreferats.ru/referats/90/21125/1.html

4. http://philosophy.wideworld.ru/books/socphilosopy/3/3/

 

 

 


Информация о работе Роль гуманитарных и технических наук в развитии техники