Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 10:25, реферат
Такой раздел философии, как философия техники занимается исследованием причин возникновения техники. Основоположником этого раздела считается Эрнст Капп (1808-1896), написавший «Основные направления развития техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». Предметом более пристального изучения данная область стала только в ХХ веке.
С конца сороковых годов XX века началось обсуждение философских вопросов техники. До немецкого философа М.Хайдеггера техника оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее "триумфальному шествию Разума и Добра". Хайдеггер сделал сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека, поскольку человек "выдан" технике, "затребован" ею.
Введение 3
1. Роль технических наук в развитии техники 5
2. Гуманизация техники 8
Заключение 10
Список литературы 11
Реферат
по дисциплине «Философия техники»
на тему «Роль гуманитарных и технических наук в развитии техники»
Содержание
Такой раздел философии, как философия техники занимается исследованием причин возникновения техники. Основоположником этого раздела считается Эрнст Капп (1808-1896), написавший «Основные направления развития техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». Предметом более пристального изучения данная область стала только в ХХ веке.
С конца сороковых годов XX века началось обсуждение философских вопросов техники. До немецкого философа М.Хайдеггера техника оценивалась только положительно, как последнее, эффективное орудие, способствующее "триумфальному шествию Разума и Добра". Хайдеггер сделал сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшую опасность для человека, поскольку человек "выдан" технике, "затребован" ею.
Ярко и наглядно ужас человека перед технической мощью показал Аурелио Печчеи, создатель всемирно известной организации - Римского клуба - объединившего ученых, исследующих так называемые глобальные проблемы современности, т.е. те процессы, которые угрожают будущему человеческой цивилизации. В книге "Человеческие качества" А. Печчеи отмечал: "Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника ... Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего."
Тенденции развития человечества последних десятилетий в основном связаны с развитием техники, механизмов и т.п.
Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать, и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.
Периоды становления:
1. В первый
период (донаучный) последовательно
формируются три типа
2. Во втором
периоде происходит зарождение
технических наук (со второй половины
18 в. до 70-х гг. 19 в.). Происходит, во-первых,
формирование научно-
3. Третий
период - классический (до середины
19 века) характеризуется построением
ряда фундаментальных
4. Для четвертого
этапа (настоящее время) характерно
осуществление комплексных
В современных справочных изданиях технические науки определяются как связанные с «изучением и научной разработкой техники», с «изучением техники или работой в области техники». Предметом технических наук являются «природные процессы и закономерности, действующие в особых условиях, в условиях искусственно созданных систем, которые позволяют целенаправленно, во имя потребностей людей применять и использовать эти процессы, законы, а также материалы природы». Предметом их исследования являются не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей.
Также предметом технических наук является технический объект, описываемый совокупностью технических и естественных свойств. Специфика технических наук определяется, во-первых, по их отношению к естественным (и точным), общественным (и гуманитарным) наукам и, во-вторых, их предметом, целевой установкой, задачами и методологией. Целевая установка и задачи технических наук состоят в их практической направленности, связи вырабатываемых ими знания с потребностями производства практической деятельности людей. Они призваны разработать знания о методах и средствах создания искусственных систем, а также об обеспечении их нормального функционирования. С одной стороны, технические науки тесным образом связаны с естественными науками, а с другой имеют различия с ними. Взаимодействуя с техническими, естественные науки, открывая новые законы природы, дают теоретическую основу для дальнейшего развития технических наук, создают необходимый запас научных знаний для прогресса техники, в особенности сейчас, когда революция в науке порождает революцию в технике и взаимодействует с ней. В отличие от естественных наук, технические науки решают следующие задачи: как законы природы могут быть применены и использованы в интересах человека. Основываясь на данных естественных и точных наук, технические науки связаны с общественными и гуманитарными науками через решение, прежде всего, экономических и социальных задач. В свою очередь, социально-экономические цели, определяя техническую политику, влияют на развитие технических наук, их методологию, обусловливают в той или иной степени выбор методов исследования.
По степени общности выделяют следующие методы технических наук:
1) всеобщие
методы (принципы и законы
2) общенаучные (анализ, синтез, эксперимент, наблюдение, моделирование);
3) частнонаучные
(например методы
4) специальные
(методы характерные только
Для технических наук характерно разнообразие специальных методов, которые тесно связаны с конкретными структурными и функциональными особенностями отдельных объектов. Появляются специальные процедуры исследования тех или иных функциональных и структурных характеристик.
Как известно, научно-техническая революция, приведя ко все убыстряющемуся развитию техники, поставила ее между обществом и природой. Но конструкторы новых машин решали, и нередко до сих пор решают, технические задачи, не задумываясь над возможностями человека, который будет управлять созданными ими машинами.
В психологии труда давно уже и у нас, и за рубежом наметилось и другое направление, которое назвали гуманизацией техники, а все направление работы получило уже общепризнанное название инженерной психологии, которая плодотворно развивается в содружестве с физиологией и гигиеной труда и кибернетикой. Но в отличие от кибернетики, пытающейся увидеть в человеке машину, инженерная психология, напротив, в машине видит человека.
Цель гуманизации – понять свой объект, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и содержания объекта познания, своего отношения к нему.
В последнее время появилась тенденция расширять инженерную психологию до почти полного отождествления с психологией труда, что лишает ее более узкого, но почетного содержания.
Инженерная психология — это отрасль психологии труда, занимающаяся гуманизацией техники. Она часть эргономики. Исследуя взаимодействие коллектива и отдельного человека с разнообразными техническими устройствами, она разрабатывает методы приспособления техники к психологическим свойствам людей.
В ней можно
выделить три основных вопроса, различных
по сложности:
1. какой из двух (или нескольких) сравниваемых
вариантов оборудования лучше?;
2. что хорошо и что плохо с психологической
точки зрения в изучаемом объекте?;
3. какие психологические требования должны
быть предъявлены к новой конструируемой
машине или прибору?
Последний вопрос наиболее труден, и для
ответа на него, помимо общетеоретических
исследований, необходимы.сведения, полученные
при решении первых двух вопросов. Инженерная
психология, сомкнувшись с технической
эстетикой, раскрывает вопрос «что лучше»
не только в смысле «что удобней», но и
«что красивей».
Есть две системы взаимодействия людей
с техническими средствами производства:
1. Система «человек — машина», уравнивающая человека с машиной и определяющая взаимодействие одного лица с техническими средствами его труда;
2. Система
«коллектив — человек — машина», определяющая,
прежде всего, взаимодействие группы людей,
совместно эксплуатирующих технические
средства производства, а затем уже действия
каждого члена коллектива по управлению
порученной ему машиной.
Исследованием первой системы ограничивается
инженерная психология стран капитализма,
оставляющего оператора, оторванного
от коллектива, один на один с машиной.
Вторая система наиболее полно охватывает
задачи инженерной психологии, определяя
область ее исследований.
Решая общие
задачи в таком объеме, инженерная психология
непосредственно участвует в научной
организации труда и научно-технической
революции, вооружая не только конструкторов,
но и новаторов производства закономерностями
и методами приспособления машин к психологическим
свойствам рабочих для создания наилучших
условий их труда и повышения его производительности
и удовлетворенности им.
Сегодня люди попали в зависимость от техники. Ежегодно миллионы людей погибают в автомобильных и авиакатастрофах. Однако развитие техники, несмотря на явные беды от ее применения, продолжается. Основным источником новых технических изобретений служит наука. Сначала появляются идеи, понятия, теории, а затем они воплощаются в технические проекты и разработки. Наука расширяет наши знания об окружающем мире, истории и самом человеке. Опыт науки воплощается в развитии техники. И тем самым изменяется образ жизни людей. Например, современная научная медицинская энциклопедия составляет около 50 томов. Появились больницы, поликлиники, аптеки, медицинские университеты. Развитие вычислительной техники и средств связи привело к созданию сети ИНТЕРНЕТ. Отныне компьютер предоставляет новейшую информацию со всех стран мира.
Наука оказала решающее воздействие на развитие энергетики, космонавтики, транспорта. Для разработки новой техники стимулирующее воздействие имеют социальные потребности и заказы. Например, строительство новых типов автомобильных дорог потребовало внедрения новых видов строительной техники. Распространение новых болезней поставило перед медициной сложнейшие задачи эффективной борьбы с ними (чума, холера, сибирская язва, оспа, туберкулез, спид). В условиях осложнения экологической ситуации на развитие техники оказывают влияние требования охраны окружающей среды (атмосферы, воды, почвы).
1. http://www.detskiysad.ru/ped/
2.https://ru.wikipedia.org/
3. http://www.newreferats.ru/
4. http://philosophy.wideworld.
Информация о работе Роль гуманитарных и технических наук в развитии техники