Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:26, реферат
В работе показано многообразие взглядов на проблему творческой интуиции и важность этой проблемы сегодня. Практический интерес представляет приведение характерных черт интуиции, полезных для “опознания” интуитивных компонентов в творчестве. Предложено несколько попыток классифицировать данное явление, что представляется одним из самых сложных моментов в исследовании проблемы в целом. Для определения места интуиции в научном познании приводятся новейшие исследования в области нейрофизиологических основ функционирования человеческого мозга в процессах творческой деятельности. Освещается новый нетрадиционный взгляд на природу чувственной и интеллектуальной интуиции с позиций синергетики, где даются рекомендации по инициированию интуиции.
Введение.
1. Цель работы…………………………………………………………….… 3
2. Постановка проблемы и обоснование ее выбора. ...…………………… 3
3. Обзор литературы по данной теме. …………………………………….. 4
Основная часть.
1. Историческая и логическая эволюция проблемы интуиции. ……….… 5
2. Характерные черты творческой интуиции. ……………………………. 7
3. Интуиция как результат особого механизма функционирования человеческого мозга. …………………………………………………...….. 10
4. Интуиция как самодостраивание. …………………………………….... 14
5. Заключение………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Национальный исследовательский
Томский политехнический
Институт
дистанционного образования
промышленная теплоэнергетика.
Философия
Реферат: Роль интуиции в научном познании
Исполнитель: |
| ||||
студент группы |
З-6501 |
------------------------------ |
23.01.2013 | ||
Руководитель: |
| ||||
преподаватель |
------------------------------ |
||||
Томск ¾ 2013
1. Цель работы…………………………………………………
2. Постановка проблемы и обоснование ее выбора. ...…………………… 3
3. Обзор литературы по данной теме. …………………………………….. 4
1. Историческая и логическая эволюция проблемы интуиции. ……….… 5
2. Характерные черты творческой интуиции. ……………………………. 7
3. Интуиция как результат особого механизма функционирования человеческого мозга. …………………………………………………...….. 10
4. Интуиция как самодостраивание. …………………………………….... 14
5. Заключение……………………………………………………
В работе показано многообразие взглядов на проблему творческой интуиции и важность этой проблемы сегодня. Практический интерес представляет приведение характерных черт интуиции, полезных для “опознания” интуитивных компонентов в творчестве. Предложено несколько попыток классифицировать данное явление, что представляется одним из самых сложных моментов в исследовании проблемы в целом. Для определения места интуиции в научном познании приводятся новейшие исследования в области нейрофизиологических основ функционирования человеческого мозга в процессах творческой деятельности. Освещается новый нетрадиционный взгляд на природу чувственной и интеллектуальной интуиции с позиций синергетики, где даются рекомендации по инициированию интуиции.
Узнаем, какое место занимает интуиция в научном познании
Интуиция в науке и творчестве, опасности интуиции.
Научное познание – очень сложный и во многом загадочный процесс. Как совершаются научные открытия? Каким образом в сознании ученых рождаются новые научные представления и идеи? Зачастую сами их авторы просто не в состоянии объяснить, как и почему это произошло. Но когда ученые все же предпринимают попытки рассказать о процессе своего творчества, дело редко обходиться без ссылок на “догадку”, “озарение”, “прозрение” и т.п. Интуиция! Вот что, по-видимому, играет самую существенную, даже более того – решающую роль в создании новых научных представлений и идей, согласно едва ли не единодушному признанию их творцов.
Интуиция, если собрать все высказывания о ней, оказывается поистине вездесущей: она дает направления исследованиям, формирует наглядные мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследовании. Короче, трудно назвать какой-либо познавательный процесс, ведущий к новым научным результатам, который сами деятели науки связывали бы с интуицией.
Как известно в мире происходит постоянный рост числа людей, занятых в области науки, в том числе и их доля в составе населения. Таким образом, научно-исследовательская работа быстро превращается в массовую специальность и проблема научного открытия, рождения новых идей становится все более актуальной.
Особенно актуальна проблема научного творчества и интуиции, как главного его инструмента, в нашей стране. Неправомерное подчеркивание в нашем обществе таких понятий, как класс, народ, массы на протяжении многих десятилетий привело к понижению возможностей личного творчества. Подобное подавление индивидуальности неизбежно способствует снижению творческой инициативы у человека, утрате им чувства собственного достоинства. Поэтому сейчас необходимо изменить устаревшие представления о творчестве, трактуя его не только, как особого рода деятельность, но и как проявление полноценности жизни, адекватного отношения к себе и к миру. Следует учитывать недостатки сложившейся системы образования. Не секрет, что в вузах готовят много технически грамотных работников и значительно меньше талантливых, оригинально мыслящих специалистов. Наибольшее внимание уделяется насыщению студентов специальными знаниями, но не развитию общего творческого потенциала личности.
Кроме того, механизм интуиции имеет достаточно общий характер, т.е. присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности. Интуитивные компоненты обнаруживаются во многих профессиях и разнообразных жизненных ситуациях. Прежде всего, это практически все художественное творчество. В юриспруденции от судьи требуется знать не только “букву” но и “дух” закона. В филологии интуиция важна для развития “языкового чувства”. Очень часто интуиция проявляется в медицине, когда врач может точно поставить диагноз “с первого взгляда”, затрудняясь объяснить свое решение. Нередко интуиция оказывается спасительницей для работников “скоростных профессий”.
Таким образом, в жизни каждого человека, независимо от его профессии, встречаются ситуации, когда при недостатке информации и времени для принятия ответственного решения, срабатывают интуитивные механизмы.
В книге Грановской Р.М. и Березной И.Я. “Интуиция и искусственный интеллект” развивается новый и конструктивный взгляд на интуицию. Она рассматривается как результат взаимодействия моделей мира в представлениях человека. Показано, как ее развитие, связанное с преодолением человеком своих осознанных и подсознательных внутренних барьеров, ведет к раскрепощению форм мировосприятия, способствующих творчеству. Излагаются доступные методы стимулирования интуиции.
В брошюре Кармина А.С. и Хайкина Е.П. “Творческая интуиция в науке” делается попытка анализировать природу творческой интуиции. Творческая интуиция рассматривается как особый познавательный прогресс, сущность которого заключается в своеобразном взаимодействии наглядных образов и абстрактных понятий. Описываются характерные черты творческой интуиции, ее основные разновидности. Раскрываются “механизмы”, с помощью которых она проявляется. Освещается ее роль в развитии науки и познания в целом.
Похожие аспекты проблемы освещены в книге Бунге М. “Интуиция и наука”. Кроме того, в ней освещается историческое развитие взглядов на место интуиции в научном познании.
Проблема интуиции имеет
богатейшее философское наследие. Без
учета историко-философских
Под интуицией древние мыслители понимали непосредственное усмотрение (в буквальном смысле слов) реально существующего положения вещей. Такого рода знание получило впоследствии наименование чувственной интуиции. Простота и наглядный характер этой формы знания лишали ее всякой проблемности.
Впервые черты философской проблематики в вопросе об интуиции наметились в учениях Платона и Аристотеля. Но именно здесь была отвергнута чувственная природа интуитивного познания. Интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления.
Однако первостепенную значимость в качестве высшей способности к познавательной деятельности интуиция приобретает в философии нового времени. Френсис Бэкон – родоначальник английского материализма 17 в. – занимает в истории философии особое место. С его произведениями в науку пришли нерешенные проблемы познания и метода. Чему отдаст предпочтение наука будущего: ощущениям или разуму, методу интуитивного постижения или логического рассуждения. Не решаясь использовать чувственную интуицию древних, скептически он относился и к интеллектуальной интуиции средневековья. Зато его разработка индуктивного метода была необходимой предпосылкой исторической эволюции проблемы интуиции.
В роли полноправной и полнокровной философской концепции интуитивное знание выступило в эпоху рационализма 17 в. От натурализма Бэкона материалистическая линия пройдет затем через Томаса Гоббса к Бенедикту Спинозе. Естествознание и математика 17 в. вступили в эпоху так называемого механистического естествознания с господствующим в нем метафизическим способом мышления.
Арифметика, геометрия, алгебра достигли почти современного уровня развития. Галилей и Кеплер заложили основы небесной механики. Получают распространение атомическое учение Бойля, механика Ньютона. Кеплер, Ферма, Кавальери, Паскаль подготавливают своими открытиями дифференциальное и интегральное исчисления.
Такое бурное развитие естествознания и математики в 17 в. выдвинуло перед наукой целый ряд гносеологических проблем: о переходе от единичных фактов к общим и необходимым положениям науки, о достоверности данных естественных наук и математики, о природе математических понятий и аксиом и т.д. Требовались новые методы в теории познания, которые позволяли бы определить источники необходимости и всеобщности выведенных наукой законов. Интерес к методам научного исследования повышается не только в естествознании, но и в философской науке, в которой появляются теории интеллектуальной интуиции.
Отправным пунктом рационалистической концепции было разграничение знания на опосредованное и непосредственное, т.е. интуитивное, являющееся необходимым моментом в процессе научного исследования. Появление такого рода знания, по мнению рационалистов, обусловлено тем, что в научном познании (и особенно в математическом) мы наталкиваемся на такие положения, которые не могут быть доказаны и принимаются без доказательств. Это прямое усмотрение истины вошло в историю философии, как учение о существование истин особого рода, достигаемых прямым, “интеллектуальным усмотрением” без помощи доказательств.
Рене Декарт является одним из “первооткрывателей” философской проблемы интуиции. Декарт тесно увязывает и с логическим процессом, считая, что последний просто не может начаться без некоторых исходных, предельно ясных положений. При этом не делается никакого противопоставления интуитивного и дискурсивного знания.
Различные трактовки
и подходы к проблеме интуиции
в истории философии начиная
с 17 в. развиваются в диалектической
взаимосвязи с задачами, выдвигаемыми
естественными науками и
Не останавливаясь на этом вопросе более подробно, отметим лишь что проблема места интуиции в научном познании и далее продолжала интересовать просвещенное человечество и до сих пор проблема не утратила своей актуальности. И хотя на этом пути сделано, несомненно, много взгляды ученых как на место интуиции, так и на механизмы ее действия зачастую неоднозначны и противоречивы. Ниже как раз и остановимся на некоторых современных воззрениях на данную проблему.
В данной главе выделим наиболее характерные черты научной интуиции. Прежде всего, это необходимо для выделения интуиции из прочих механизмов познавательной деятельности человека.
Среди таких черт, чаще всего, выделяют следующие:
1. Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством прямого логического вывода.
2. Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.
3. Безотчетная уверенность в абсолютной истинности результата (это никоим образом не снимает необходимости дальнейшей логической обработки и экспериментальной проверки).
4. Внезапность и неожиданность полученного результата.
5. Непосредственная очевидность результата.
6. Неосознанность механизмов творческого акта, путей и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату.
7. Необычайная легкость, невероятная простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.
8. Ярко выраженное чувство самоудовлетворения от осуществления процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.
Итак, все, что совершается интуитивно, должно быть внезапно, неожиданно, непосредственно очевидно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время само по себе логично и основано на предшествующем чувственном опыте[1].
Остановимся на вопросе о классификации форм интуиции. Чаще всего исследователи ссылаются на классификацию, предложенную М. Бунге. Бунге различает, прежде всего, чувственную и интеллектуальную интуиции.
Чувственная интуиция по Бунге имеет следующие формы:
I. Интуиция как восприятие
1. Интуиция как восприятие, выражающаяся в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.
2. Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.
3. Способность интерпретации.
II. Интуиция как воображение
1. Способность представления или геометрическая интуиция.
2. Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков и функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.