Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:01, реферат
Краткое описание
С самого начала изучения творчества оно связывалось с бессознательной работой психики (интуицией). Человеческое творчество может быть описано как сочетание общей детерминированной направленности и случайного, аналогичного мутации в теории эволюции. Наше сознание тесно взаимосвязано с упорядоченностью, а бессознательное, в свою очередь, – с хаосом. Сознательное выступает в роле упорядоченной силы, задающей направление развитию знаний, а момент возникновения нового становится лишенным осознанного контроля.
Содержание
Бессознательное и творчество Основные понятия интуиции Сверхсознание, как творческая интуиция Особенности интуитивного творчества Интуиция и эвристика Интуиция и инсайт Виды интуиции Коллективная интуиция Заключение.
С самого начала изучения творчества
оно связывалось с бессознательной работой
психики (интуицией). Человеческое творчество
может быть описано как сочетание общей
детерминированной направленности и случайного,
аналогичного мутации в теории эволюции.
Наше сознание тесно взаимосвязано с упорядоченностью,
а бессознательное, в свою очередь, – с
хаосом. Сознательное выступает в роле
упорядоченной силы, задающей направление
развитию знаний, а момент возникновения
нового становится лишенным осознанного
контроля.
Проблема бессознательного
в творчестве занимает в настоящее время
во многих науках (психологии, искусствознании,
литературоведении, нейрофизиологии и
пр.) большое место. Высказывается даже
точка зрения, что без проявления бессознательного
творчество невозможно. Более того, в отношении
художественного творчества утверждается,
что если художник способен вербализировать
замысел своего произведения, определить
его смысл, т. е. осознать его, – тем самым
он это произведение либо разрушает (если
осознание замысла произошло еще в процессе
формирования образа), либо выявляет (если
произведение уже создано) его фальшивую
«псевдохудожественную» природу.
Начиная чуть ли не с Архимеда
(а это одно из первых научных открытий,
о котором мы имеем «психологический отчет»)
все ученые подтверждают, что плодотворная
мысль прежде, чем родиться, какое-то время
вызревает, вынашивается без видимой работы
ума.1
В момент творчества, человеку
совсем не удаётся управлять образами,
произвольно появляющимися у него в голове.
Они вспыхивают и угасают спонтанно, часто
даже борются с изначальным замыслом творца
(рациональным планом). Следовательно
сознание является только экраном, на
котором проецируется человеческое бессознательное.
Выделяют также три формы неосознанной
творческой активности мозга: надсознание
– не поддающийся волевому контролю уровень
психической активности человека при
решении им творческих задач; подсознание
– неосознанные побудители творческой
активности и неосознанные регуляторы
способов выполнения действий; и предсознание
– промежуточное звено между сознанием
и бессознательным человека, отражающее
«назревшие тенденции».
Художник может вполне сознательно
и преднамеренно стремиться придать своему
произведению определенную форму, следуя
неким канонам, правилам, приемам, манере.
Но все равно в конечном результате он
сам не сможет, скорее всего, объяснить,
почему выбрал то, а не иное слово, почему
рука его так, а не иначе провела линию,
положила мазок, а глаз выбрал те, а не
иные пропорции. Это совершается интуитивно.
Основные понятия
интуиции.
Интуиция представляет собой
один из ключевых психологических аспектов
бессознательного в творчестве. Этот термин
происходит от латинского intuito rapido e pronto
– «быстро увиденный» и от латинского
глагола intueri - «видеть внутри», «пристально,
внимательно смотреть».
Интуитивному принятию решения
в современном мире придается большое
значение. Поиск пути решения задачи может
совершенно не осознаваться творцом. Могут
не осознаваться и ключевые моменты творчества,
которые реально определяют выбор. В процессе
творчества может появится главный образ
всей работы ещё до того, как художник
будет в состоянии его вербализировать,
то есть до того, как он его осознает.
Интуитивными считаются все
явления, в основе которых лежит неосознаваемый
когнитивный процесс. Если считать, что
любой неосознаваемый процесс – интуитивный,
то представление об интуиции становится
универсальным, расплывчатым и включающим
в себя разнородные явления. Представляется
принципиально важным отказаться от подобного
подхода и называть интуитивным только
некоторую часть неосознаваемых процессов.
Следовательно, возникает вопрос об особенностях
интуитивного процесса и его отличиях
от других неосознаваемых процессов.
Несмотря на то что в 60-70-е гг.
XX в. эта проблема стала в нашей стране
привлекать внимание психологов, до сих
пор понятие «интуиция» не имеет однозначного
определения, как, впрочем, и за рубежом.
Традиционное и самое общее определение
ее в западной психологии следующее: это
имеющиеся у нас знания, источник и способ
получения которых мы не можем объяснить.
Специфика интуиции заключается в особенностях
ориентиров поиска, объединяющих в комплекс
разноплановую информацию, содержащих
признаки разных модальностей – как поддающиеся
логическому учету, формальные, так и выходящие
за его пределы, неформальные.
Под интуицией в самом общем
смысле понимается эвристический процесс,
состоящий в поиске решения для задач,
которые логически не связаны. Сфера, в
которой проявляется интуиция, – это задачи
с неясным условием, где во всей красе
проступает свойственная человеческому
мышлению склонность к экстраполяции
(дополнению имеющейся и предвосхищению
еще неизвестной информации). Это не означает,
что в решении задачи с определенным условием
нет места актам интуиции – человек может
удачной догадкой предвосхитить решение,
находясь на такой стадии анализа и логического
рассуждения, когда объективно конечный
результат еще не может быть получен. Для
интуиции характерен известный элемент
непроизвольности.
По характеру используемой
информации решения, носящие интуитивный
характер, принципиально не отличаются
от решений, носящих аналитический характер.
В интуитивных решениях, несомненно,
используется меньший объем информации,
заключенный в условиях задачи, чем в решениях
дискурсионно-логических. Видимо, это
становится возможным благодаря тому,
что человек черпает недостающую информацию
из своего опыта, выходя за рамки непосредственно
данной ему задачи. Однако слишком большой
субъективный дефицит информации, отражающий
неполноту условий задачи, в определенной
степени тормозит проявление интуиции,
делая интуитивные акты более дробными,
управляющими меньшим шагом решения. Умеренный
информационный пробел обусловливает
более целостные спонтанные акты интуиции.
Интуиция – это способность
видеть те взаимосвязи и отношения, которые
самым простым способом ведут прямо к
цели. Это способ воспринимать и познавать
реальность без объяснений; ресурс, предоставляющий
дополнительный уровень информации, не
поступающей из аналитической части мозга.
Анализ интуиции изначально
столкнулся со специфической проблемой,
вызванной с тем, что когда слово «интуиция»
вошло в язык психологов и философов из
обычного языка, оно продолжило нести
в себе смысл, которую получило в письменной
и устной речи. Там к нему обращались, чтобы
обозначить появление некоторого знания
в голове у человека, но происхождение
этого знания ни как не объяснялось. Более
того, именно необъяснимость, непонятность,
загадочность происхождения какого-то
знания обычно и служит условием, при котором
это знание называют интуитивным. Таким
образом, необъяснимость интуиции представляется
как ее непременный, обязательный признак.
Однако непосредственность интуитивного
знания надо понимать не в абсолютном,
а в относительном смысле. Интуиция совсем
не означает отсутствие хода мыслей, влияющих
на интуитивные знания, а лишь их бессознательность.
Но не представленными в сознании
субъекта могут быть самые различные механизмы
его когнитивной деятельности. Это позволяет
полагать, что интуиция многолика. Основных
типов интуиции возможно определить шесть:
6. Эвристическая интуиция
(связанная с взаимодействием между
чувственными образами и понятиями, в
процессе которого на основе комбинирования
образов формируются понятия (концептуальная
интуиция) или с помощью понятий создаются
чувственные образы (эйдетическая интуиция)).
Неосознанность как признак,
объединяющий под именем интуиции в одну
группу эти когнитивные механизмы, представляет
собою их общую психологическую характеристику.
Таким образом, интуитивность,
понимаемая как непосредственность или
неосознанность, есть психологический
феномен, сопутствующий различным и весьма
неоднородным по своей природе когнитивным
процессам. Поэтому психологическое понятие
интуиции может использоваться лишь в
собирательном смысле, а не как обозначение
некоторого особого, специфического способа
получения знания.
Все типы интуиции представляют
собой доступные для логического понимания
элементы психической деятельности человека.
Вдохновенные поэтические описания интуиции
как таинственного «наития» при всей их
прелести и изысканности не могут служить
ориентирами для ее научного исследования.
Время, когда философы и психологи строили
концепции интуиции, упуская из виду различия
между эпистемологическим, психологическим
и «разговорным» ее толкованием, ушло
в прошлое. В современной психологии представления
об интуиции должны базироваться на рациональном
истолковании ее механизмов и учитывать,
что имя интуиции по традиции «навешивается»
на существенно отличающиеся друг от друга
когнитивные феномены.
Ф. Вауган полагала, что интуиция
проявляется на четырех уровнях:
1) физическом, ему соответствуют
осознаваемые телесные ощущения,
встречающиеся в ситуации, в которой,
казалось бы, нет причины думать о чем-то
необычном;
2) эмоциональном; интуиция
достигает сознания посредством
чувств, например любовь с первого
взгляда или нелюбовь к чему-то
без видимой причины;
3) ментальном; проявляется
через образы, с помощью которых
человек способен делать точные
выводы на основе несущественной
информации;
4) спиритуальном, на котором
достигается целостное понимание действительности,
которое не зависит от ощущений, чувств
и мыслей.2
Исходя из этого можно сделать
вывод, что за творчество в мозговой деятельности
отвечают механизмы сверхсознания.
Сверхсознание, как
творческая интуиция.
Сверхсознание (творческая
интуиция) – это неосознаваемое рекомбинирование
ранее накопленного опыта, которое побуждается
и направляется доминирующей потребностью
в поиске средств ее удовлетворения. Сверхсознание,
в отличие от подсознания, воссоздаёт
ранее не существовавшие проекты познания
объекта изучения. При всём при этом оно
не сводится к случайному перераспределению
находящихся в памяти воспоминаний. Работа
сверхсознания ориентируется на накопленный
опыт и задачу, которую человек ставит
сознательно, столкнувшись с той или иной
проблемой. Сверхсознание обнаруживается
в виде первоначальных этапов творчества,
не контролируемых сознанием и волей.
За сознанием при этом остается формулировка
проблемы, ее постановка перед познающим
умом, отбор возникающих догадок, предположений,
замыслов путем их логического анализа
и с помощью практики в самом широком смысле
слова, в результате чего выясняется их
соответствие или несоответствие реальной
действительности.
Невозможно перевести сверхзадачу
с языка образов на обычный логический.
А значит, ее выбор сознательно не может
обладать исчерпывающим логическим объяснением.
Здесь действует объективная закономерность,
суть которой состоит в том, что интуиция
всегда работает на удовлетворение потребности,
устойчиво доминирующей в системе мотивов
данной личности. Вот почему на творчество
способен лишь тот, кто своей мотивационной
доминантой ставит необходимость познать
мир и рассказать об итогах своего открытия
зрителю. В случае если для художника его
работы являются способом удовлетворения
каких-либо других нужд, например, карьерой,
материальным достатком и тому подобным,
интуиция, возможно, будет работать в этом
ключе. Но подлинно художественные открытия
здесь объективно невозможны.
Чаще всего процесс творчества
не связан с логическими операциями. Новейшие
познания не только не могут исходить
логически из предыдущих, но и зачастую
вступают с последними в конфликт. В вопросе
о закономерностях приобретения знаний
сейчас существуют две различные теории.
Первая гласит, что познание нового –
это плавный акт логики; вторая связывает
нахождение знания с обязательным отходом
от установленной логики.