Роль права в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Всякое человеческое общество, будь то небольшая группа людей или целое государство, нуждается в четкой организации деятельности. Еще в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка и разрушительную силу беспорядка, безвластия. Регуляторами общественной жизни в то время являлись обычаи, родоплеменные традиции, нормы морали и религиозные табу, сформировавшиеся в результате накапливаемого жизненного опыта, совместной деятельности.

Содержание

Введение
1. Роль права в жизни общества…………………………………………...... 4
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.30 Кб (Скачать файл)

Министерство образовательных  наук Российской Федерации

ГОУСПО

Уральская государственная  юридическая академия

Факультет сокращенных образовательных  программ

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу

«Философия права»

Тема: Роль права в жизни общества

 

 

 

 

 

 

Выполнил;

 

Студент ФСОП

                                                                                                  Группа №214

                                                                                                         Абрамова Е.В.

 

Проверил;

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

 

Содержание

Введение

1. Роль права в жизни общества…………………………………………...... 4

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

Правом называют совокупность законов и способов их применения. Законом (юридическим) в широком  смысле можно считать все установленные  государством общеобязательные правила. А в узком смысле - какой-то принятый государством нормативный акт, то есть официальный письменный документ, издаваемый государством, который и устанавливает  конкретную норму права. Право делится  на отрасли права, а те в свою очередь - на нормы права. В до письменные времена законы заменялись обычаями и традициями. Были знатоки, которые  помнили эти обычаи и как бы выносили решение или подсказывали его суду в спорных и особых случаях. Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности  и пр. всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители  хотели, чтобы правила были едиными  по всей стране (ведь в каждом месте  были свои особенности). В итоге появились  письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем  и своды законов. (Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. На Руси первый письменный судебник "Русская правда" появился в XI веке.

    Чем ближе к  современности, тем важнее становилась  роль права. Прежде многие государи  рассуждали так: "Государство  - это я", феодалы творили произвол  и не соблюдали часто даже  существующие законы, крепостные  во многом вообще не попадали  под юридическую защиту. В XVIII-XIX веках постепенно жизнь многих  стран стала  регулироваться  Конституцией и ей подобными  документами. Значит, власть была  введена в определённые рамки,  нарушать которые ей стало  трудно. Закон нужен прежде всего  слабому против сильного, мирному  против вооружённого, желающим зарабатывать честно против вора, преступника и обманщика. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий.

    Чем лучше законы, чем больше областей они регулируют, тем более мирные способы разрешения  конфликтов, тем способнее общество  к развитию. Закон вводит жизнь  в управляемое русло. 

    Очень важным  было то, что теперь государство  стало защищать собственников  от притеснений, а то и прямого  грабежа. Когда коммерсанты и  предприниматели смогли действовать  более открыто и смело, развитие  производства пошло гораздо быстрее. 

 

1.Роль права  в жизни общества

Всякое человеческое общество, будь то небольшая группа людей или  целое государство, нуждается в  четкой организации деятельности. Еще  в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка и  разрушительную силу беспорядка, безвластия. Регуляторами общественной жизни в  то время являлись обычаи, родоплеменные  традиции, нормы морали и религиозные  табу, сформировавшиеся в результате накапливаемого жизненного опыта, совместной деятельности. Эти нормы поведения  передавались из уст в уста, от одного поколения к другому; в современной  науке они называются «обычное право», т. е. целая система родоплеменных  обычаев. Нарушение подобных норм каралось весьма сурово, вплоть до изгнания из рода.

       С усложнением экономической жизни и социальной структуры общества появляется государство. Человечество не смогло обойтись без государства как инструмента управления обществом. Одних обычаев и традиций оказалось недостаточно для регулирования социальных и экономических отношений в обществе, необходима была более действенная, оперативная сила, каковой и явилось право.

     Мудрость, здравый смысл, стремление к порядку привели к созданию норм права (общеобязательных правил поведения), зафиксированных письменно. Например, Салическая Правда у франков и Русская Правда у восточных славян возникли в период становления раннефеодальных государств у этих народов и закрепили прежде всего в письменной форме нормы обычного права, а также отразили в себе процессы социального и имущественного расслоения, процесс формирования государства.

    Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

       Право как система норм характеризуется следующими признаками:

1) общеобязательность –  требования права обязательны  для исполнения всеми, независимо  от отношения к ним тех или  иных лиц;

2) формальная определенность  – нормы права устанавливаются  государством в специальных актах,  точно и в деталях отражают  требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения  права принудительной силой государства  (в необходимых случаях);

4) многократность применения  – нормы права рассчитаны на  неограниченное количество случаев.

        Значение права в жизни человека и общества огромно. Являясь универсальным регулятором общественных отношений, оно закрепляет основы существующего строя.

        Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

         Право побуждает людей совершать активные положительные действия и способствует, таким образом, развитию общества.

        Право является критерием правомерного и неправомерного поведения людей и является основанием для применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

        Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности.

        Право неразрывно связано с государством, только в результате его активной деятельности, нормы права становятся общеобязательными и формально определенными. Право как система норм поведения постоянно совершенствуется в соответствии с особенностями эпохи и, как показывает исторический опыт, становится гуманнее, демократичнее

Роль права в жизни  общества находит свое проявление в  том, что одни нормы права выполняют  его регулятивную функцию: с их помощью  обеспечивается общий порядок в  экономических, торговых, семейных и  других отношениях. Достигается это  тем, что государство устанавливает  общие для всех участников таких  отношений права и обязанности (например, устанавливает правила  торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С  помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся  в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

         Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол, беззаконие. Даже в ушедшие эпохи право не только защищало классовые интересы, но и обеспечивало существование общества как такового. Однако в полной мере прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством.

        Степень развития объективного права является показателем культуры, достигнутой обществом. Полезность права для общества (его социальная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных общественных и личных потребностей и интересов. Целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений, причем не только их стабильность, но и дальнейшее развитие, необходимое в общественных интересах. Это значит, что политические, экономические и другие реформы в обществе осуществляются посредством права, т.е. сначала принимаются соответствующие нормы права, претворение которых в жизнь влечет необходимые изменения.

          Непонимание роли права в жизни общества, его недооценка, называемая правовым нигилизмом, причиняет большой вред обществу. Но с другой стороны, не менее вредна и тенденция преувеличивать его возможности, приписывать праву какую-то сверхъестественную, демоническую силу. Следует четко понимать, что возможности права не беспредельны. Например, невозможно решить проблему преодоления пьянства, алкоголизма, наркомании только правовыми запретами, так как это не только юридическая проблема, и одними законами ее не решить. Здесь необходим целый комплекс экономических, социальных, медицинских и правовых мер, проводимых государством совместно с общественностью.

Исторически сложилось так, что в русском языке одним  и тем же словом «право» обозначают два разных явления, которые в  других языках обозначаются двумя разными  словами. У нас «правом» называют не только общие правила поведения, установленные государством для  всех, кто окажется в определенной ситуации, но и правила поведения  индивидуального характера, т.е. установленные  для конкретных лиц (субъектов права). Поэтому от объективного права как системы норм права следует отличать право в субъективном смысле, или субъективное право, под которым понимается основанное на законе, т.е. на нормах объективного права, право конкретного, персонально определенного лица как его возможность совершать какие-либо действия.

 

Для этого различия можно привести пример. В гл. 2 действующей Конституции РФ закреплены права и свободы граждан России, в частности в ч. 2 ст. 32 говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» – это положение является нормой объективного права, так как содержит общее правило, в нем говорится о правах всех граждан. Но на основе этой нормы у конкретного гражданина возникает субъективная, т.е. принадлежащая только ему, персональная возможность по своему усмотрению принять участие в выборах, но он может и не участвовать в них. Поэтому фраза: « имеет право участвовать в выборах» содержит указание на субъективное право.

         Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Эта взаимосвязь проявляется в том, что и государство, и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин, они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут ни существовать, ни функционировать друг без друга. Действительно, позитивное право как система общеобязательных норм создается государством. Государство же обеспечивает соблюдение права, охраняя его от нарушений. Следовательно, позитивное право без государства не существует и не действует. Но с другой стороны, само государство также нуждается в праве, без которого не может нормально осуществлять свои функции. В нормах позитивного права закрепляются структура и компетенция органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные государственные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Следовательно, право является формой и средством осуществления государственной власти.

 

 

Заключение

         В заключении хотелось бы отметить, что кардинальное демократическое преобразование нашего общества, достижение в нем демократического мира, согласия, общественно спокойствия люди все чаще связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека.

         Право и другие виды социальных норм (моральные, нравственные, корпоративные, эстетические, религиозные и др.) представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении Действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.

           Историческое развитие и смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались существенными изменениями также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических, эстетических и т.д.), их реальное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средства их защиты и т.д.

          В период глубоких социально-экономических преобразований в России возникают новые проблемы взаимодействия общества и права, приобретающие особый характер в связи с формированием правового государства, становлением системы народовластия и рыночной экономики в России.

        

Список используемой литературы

 

  1. История права Вернадский Г.В.
  2. Крухмалев А.Е. Политическая социология: новые подходы к проблеме.//Социс. 2000. №2.
  3. Нерсесянц В.С. Филисофия права: Учебник для вузов. – 2-е изд., прераб. И доп. – М.: Норма, 2006.- 848с.
  4. Основы философии права Керимов Д.А,
  5. Политико-правовые ценности: История и современность./ Ред. В.С. Нерсесянц. – М., 2000.
  6. Правовое государство: история и современность Нерсесянс В.С.
  7. Рашетова Н.Ю., Гомонов Н.Д. Ценность права в контексте системы ценностей современного российского общества.// Вестник МГТУ. 2006. №1. Том 9.
  8. Теория государства и права./ Корельский В.М., Перевалов В.Д.. – М., 1998.
  9. Теория государства и права./ Под общ. ред. В.В. Лазарева. – М., 1996.

Информация о работе Роль права в жизни общества