Роль философии в жизни человека и общества. Социальная структура общества – группы, классы, слои. Тенденции развития социальной структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы изучать философию осмысленно, необходимо, прежде всего, понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества и нужна ли она нам? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то, как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины?
Философия - это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки. Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии на тему роль философии в жизни человека и общества..doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа   по  философии

на тему

  Роль философии  в жизни человека и общества. Социальная структура общества – группы, классы, слои. Тенденции развития социальной  структуры.

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль философии   в жизни человека и общества.

     Философия в системе  других  наук.

  Для того чтобы  изучать философию осмысленно, необходимо, прежде всего, понять, что она  исследует и какое место занимает  в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества и нужна ли она нам? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то, как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины?

   Философия - это  такая система понимания и  объяснения мира и места человека  в нем, которая опирается на  науку, конкретизируется и развивается  вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки. Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения.

   Философия - это  наука о всеобщих законах природы,  общества, познания, или: философия - это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;

   Философия - это  не наука, это мировоззрение  (определенный тип мировоззрения,  отличный, например, от религиозного  и мифологического);

  Философия - это  и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества функции науки и функции мировоззрения.

  Решить проблему  соотношения философии и науки,  определить роль философии в  жизнедеятельности человека, в духовной  культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте. То есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания. Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

   В истории философии  научность и идеологизм вытесняли  друг друга, но это обстоятельство  никаким образом не отменяло  ни направленность философии  на достижение истины, ни возможностей  полного или частичного совпадения  этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью. «Как интегративный центр всех наук и как воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть общечеловеческой и отвечать интересам общества», - пишет академик Международной академии информатизации Р.Ф. Абдеев. Общечеловеческие позиции философии не исключают негативное отношение к вождям-диктаторам, социальному неравенству, эксплуатации, угнетению и политическому насилию.

    Научную форму  философии нельзя считать заведомо  лучшей или единственно верной. В случае сведения философии  только к науке возникают закономерные  вопросы: «Был ли Л. Н. Толстой  философом? Можно ли считать  философом Ф. М. Достоевского?»  Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства. Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.

    Философская  проблематика является важнейшей  частью различных религиозных  учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии. Далеко не все поэты и писатели в своих произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И, тем не менее, религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.

    Итак, функционируя  в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические  основы мировоззрения, аксиологические  проблемы, логико-методологические  основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира. Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек - мир».

   Мировоззренческая  функция философии проявляется  в том, что, вооружая людей  знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях  его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

  Методологическая  функция философии заключается  в том, что она дает для  всех форм общественного сознания  исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Будучи универсальными, они являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

  Таким образом,  философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

   Роль философии  особенно возрастает на переломах  истории в периоды революционных  изменений, когда человек ставит  перед собой, обществом вечные  вопросы о своей сущности, о  смысле жизни, перспективах социального прогресса.

   Решение глобальных  проблем современности требует  неординарных решений, демократизма  и мужества мышления, смелости  анализа прошлого, настоящего, перспектив  будущего. Без известной философской  культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

    Изучение философии  - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья. Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле - писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души - это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».

   Философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении.

   Цельное мировоззрение есть общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, т. е. назначения человека и места его в бытии. Зачатки такого цельного мировоззрения есть почти у каждого человека, но у большинства они имеются в форме непроверенных "убеждений" и "верований", слагающихся под влиянием жизненного опыта и мнений окружающей среды или опирающихся на авторитет догматической религии. В противоположность этому, философия есть цельное мировоззрение, поскольку оно научно обосновано.

 Если мы суммируем  итоги отдельных наук, то они,  поэтому не уложатся в стройную  непротиворечивую систему, составят  набор противоречивых суждений. Поэтому нужна особая наука,  которая  уясняет и проверяет  высшие общие посылки и понятия всех специальных наук и т. о. создает систему цельного знания. Она уясняет, например, что такое "причинная связь" вообще, как она возможна, какие виды ее могут быть в разных областях бытия, каково отношение между внешней причиной и целью и т. п. Такая наука и есть философия.

Иначе говоря: изучая целое  только в его частях, мы не познаем  его, даже изучив его части, ибо целое  есть не простая сумма частей, а  их единство, т. е. система отношений между частями. Так, пройдясь по всем улицам большого неизвестного нам города и осмотрев все его здания, мы не будем иметь ясного представления о городе в целом и можем в нем запутаться, т. к. не поймем его расположения, отношения между его частями; оно уяснится нам из изучения плана города или когда мы увидим его весь город сразу, например, с горы. То же и с бытием или миром в целом, изучаемым отдельными науками. Последние изучают части его, не интересуясь их отношениями к др. частям. Философия же пытается познать бытие и жизнь именно как целое предмет, не изучаемый никакой другой наукой.        Философия развивается, конечно, в теснейшей связи с развитием специальных наук. Последние как в своих выводах, так и в своих посылках дают ей конкретный материал, который она обрабатывает в систему цельного знания. Но она не опирается на выводы наук как на готовые истины, из которых она должна исходить, ибо ее задача, напротив, очистить и придать подлинно точную, т. е. научную форму этим выводам, связав их в общую систему. Ибо никакое знание не может считаться готовым, законченным и достоверным, пока оно не сопоставлено с другими знаниями и не выражено в непротиворечивой универсальной системе знаний. Философия как учение о научнообоснованном мировоззрении есть, таким образом, самостоятельная наука, образующая основу и завершение всех частных или специальных наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная структура общества – группы, классы, слои.

Тенденции развития социальной  структуры.

 

    Внутреннее устройство общества характеризуется таким понятием, как социальная структура. Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, классы различные по их социальному положению.

    Социальная структура – сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и др. социальных групп. 

 В социологии понятия «социальная  структура» и «социальная система»  тесно связаны между собой.   

 Социальная система – сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее  отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе. Социальной системой являются группы людей, достаточно долгое время находящихся в непосредственном контакте; организации с четко оформленной социальной структурой; этнические или национальные общности;  государства или группы взаимосвязанных государств и т. п.;  некоторые структурные  подсистемы общества: например экономические, политические или правовые системы общества, наука и т. д. В качестве социальной системы может выступать отдельные личности, если она рассматривается с точки зрения тех её характеристик, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия. Каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в неё индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает по отношению к окружению как единое целое.

   Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально- территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе. 

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Социальная структура общества – группы, классы, слои. Тенденции развития социальной структур