Роль философии в профессиональной деятельности архитетора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть Роль философии в профессиональной деятельности архитектора.
Задачи:
1. рассмотреть эстетическую сущность архитектуры
2. рассмотреть философские аспекты архитектуры

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 



МАрхИ

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

"Роль философии в  профессиональной деятельности  архитетора"

 

 

 

 

 

 

 

 

работу выполнил

студент 3-го курса 1 группы

Белаш Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

    Философия позволяет по-другому взглянуть на окружающие нас дома, улицы, и города. Она дает возможность посмотреть на привычные постройки не с точки зрения их утилитарного использования, а с точки зрения связи нашей жизни и с архитектурными формами, постоянно нас окружающими. С ее помощью можно проследить как человек формирует эти формы, и  как впоследствии они формируют его мышление и действия.

  Архитектура- это не просто техническая дисциплина, необходимая для обеспечения функционирования людей пространстве, но ей также присуща глубокая художественная составляющая. Если человек намеревается освоить эту профессию, то ему необходимо задумываться над этим противоречивым утверждением. С одной стороны здание в первую очередь призвано защищать человека от агрессивного воздействия окружающей среды, города создаются для активного взаимодействия людей, интерьеры в домах планируются в первую очередь учитывая человеческую жизнедеятельность- одним словом, все аспекты архитектуры имеют под собой четкую практическую функцию, в отличии от живописи, скульптуры или музыки. И казалось бы, какая тут должна быть эстетика, какая философия? Делай себе архитектуру, максимально отвечающую всем функциональным требованиям и больше ни о чем не думай.

Философия архитектуры – возможность взглянуть иначе на окружающие нас очертания домов, композиции улиц и планы городов. Возможность абстрагироваться от привычного восприятия зданий как помещений для проживания. Посмотреть на сооружения не только с точки зрения утилитарной пользы, а, приняв во внимание эстетическую составляющую зодчества, проследить мировоззренческие предпосылки возникновения того или иного архитектурного стиля. Иными словами, обратить внимание на существование художественной формы архитектуры. Проследить закономерности ее бытия как в пространственной среде, так и в сфере символических отношений.

Не стоит забывать, что архитектура это одновременно и техническая наука и художественное творчество. А потому и понятие пространства, без которого не мыслим разговор о зодчестве, стоит вести в двух направлениях. Пространство в математике - это "логически мыслимая форма (или структура), служащая средой, в которой осуществляются другие формы и те или иные конструкции. Например, в элементарной геометрии плоскость или пространство служат средой, где строятся разнообразные фигуры. В большинстве случаев в пространстве фиксируются отношения, сходные по формальным свойствам с обычными пространственными отношениями (расстояние между точками, равенство фигур и др.), так что о таких пространствах можно сказать, что они представляют логически мыслимые пространственно-подобные формы".

Цель работы: рассмотреть Роль философии в профессиональной деятельности архитектора.

Задачи:

1. рассмотреть эстетическую сущность  архитектуры

2. рассмотреть философские аспекты  архитектуры

 

1. Эстетическая сущность архитектуры

Человек живет в пространственной среде, – естественной или искусственной, дарованной природой или созданной  человеком. Он вкладывает свой труд в процессы постоянного обновления этой среды в соответствии с требованиями жизни.  Важным формирующим элементом этого процесса служит архитектура как искусство, оперирующее пространством, что является объективной реальностью. Однако эта основополагающая особенность архитектуры нередко выпадает из поля зрения  и не используется в полной мере.   В то же время пространственная сущность архитектуры таит в себе неограниченные возможности для творчества архитекторов. Такие проблемы, как зрелищность архитектурного пространства, пространственное взаимодействие искусств, не  должны выпадать из поля зрения современного архитектора.   В поисках наиболее совершенных пространственных архитектурных композиций лежит путь к созданию полноценной,  сомасштабной человеку жизненной среды, значение которой еще недостаточно изучено.

По силе эстетического воздействия  переселение человека в незнакомую ему архитектурную среду может быть равнозначно перевоплощению в иную форму  жизни.   Архитектура по природе своей – объемно-пространственное искусство. Ее назначение – создавать искусственную материальную и духовную среду для обитания человека. Ее композиционно-пространственная сущность – мощный рычаг идеологического и эстетического воздействия на человека.   Из «трех знатнейших» искусств – живописи, скульптуры и архитектуры – только архитектура – искусство пространственное. Живопись двухмерна, если не считать иллюзорного проникновения от плоской поверхности в глубину картины или  влияния ее на внешнее пространство. Скульптура может работать на окружающую среду, участвовать в ее композиционной  организации, в особенности в синтезе с архитектурой, оставаясь по своей природе искусством объемным, трехмерным[3, С. 145].

В  архитектуре к ее трехмерному, объемному измерению следует добавить и четвертое измерение, которое позволяет зрительно  воспринимать архитектурное пространство во времени.   Пространственная сущность архитектуры связана не только с ее функциональным назначением, она относится и к эстетической духовной категории. Она способна оказать высокое эмоциональное, художественное воздействие на человека. Попадая в композиционно организованную пространственную архитектурную среду, перемещаясь в ней, человек может испытывать сложную гамму сменяющихся впечатлений. Процесс формирования в сознании общего впечатления от архитектурного  замысла,  восприятие  запоминающегося  художественного  образа  складывается  из  множества  объемно-пространственных характеристик во времени и пространстве. Этой особенностью с исключительным мастерством пользовались великие зодчие древности.  Современная архитектура еще не пришла к принципам научной и эстетической взаимосвязи с природой. По существу, она делает в этом направлении первые шаги. Города не должны быть коростой на теле земли, наши дома и города не  должны бессистемно нарастать на ее поверхности.  

Дело не только в красоте или пластическом своеобразии архитектурных объемов, а в разумной красоте пространственной взаимосвязи архитектуры и живой природы. Выход лежит не в единоборстве с природой, а в гармоничном слиянии, в  приспособлении к ней.   Дворцовый ансамбль – крепость в древней столице  Болгарии  Тырнове – настолько органично связан с природой, что  трудно заметить грань перехода скалистого холма к архитектуре каменных стен, они словно бы естественно вырастают из  скалистой природы. Венеция с ее ажурной, кружевной архитектурой настолько виртуозно соединилась с архипелагом островов, что кажется произведением человека, а не природы.   Русские и иностранные зодчие петровского времени поняли пространственную сущность болотистой плоской местности, начертили прямые линии проспектов, создав объемно-пластические и композиционные акценты на берегах Невы. Город  распластался, подчинившись природе. 

Используя природные ресурсы для градостроительных целей, человек, приближаясь к природе, воспринимает ее как источник красоты. Гармоничное соединение с природой – наиболее трудный и сложный процесс. Не случайно, не нарушая  внешне природу, люди иногда уходили под землю, уводили и архитектуру с лица земли или прятали ее с глаз долой, подобно  древним ацтекам или майя, строивших храмы-пирамиды в зарослях лесов в потаенных местах.   Этот аспект проблемы может стать актуальным и при современном росте городов. Характерный пример наших дней –  московский метрополитен, независимо от того, что он является, по существу, транспортным инженерным сооружением, в  его пространство вошла архитектура.   Уход под землю, камуфляж архитектуры, исчезновение ее с поверхности, вряд ли можно признать единственным лил  наиболее верным путем органического соединения с природой. Архитектура как род материальной, духовной и художественной деятельности человека имеет право на самовыражение, а методы постижения ее гармонической связи с природой  безграничны. 

Это доказано всей историей развития архитектуры с древнейших времен. Финский архитектор Пиетиля, осуществляя  строительство студенческого городка Диполи, не только нашел пластические архитектурные формы, органически вписавшиеся в суровую северную природу, но даже включил огромные гранитные валуны в интерьеры здания, подчеркнув взаимосвязь  внешнего и внутреннего  пространств.  Интересные  примеры  пространственной композиции  демонстрирует  садово-парковая архитектура. Характерно здесь использование природных факторов: рельефа земли, древесных насаждений, водоемов и т.п.

Достаточно вспомнить парки Петергофа, Царского села, Версаля, где в зеленую архитектуру неразрывно входит  дворцовая архитектура, скульптура и водные инженерные и декоративные устройства.   Примеров органического соединения с природой и даже полного ей подчинения история архитектуры знает немало. Но  часто к природе не проявляется не только любовь, но даже и уважение. Под бульдозерами исчезает красота естественного  рельефа местности, происходит осквернение набережных рек в новых городах убогой и хаотичной застройкой.   Современные европеизированные и порою нарочито экстравагантные общественные сооружения индивидуально раз- рознены и  редко  решают крупные, многоплановые композиционно-пространственные  задачи. Европеизация архитектуры  постоянно сталкивается с принципами, характерными для восточной культуры, тесно связанной с природными и климатическими местными условиями[1, С. 115]  

Восточный «климат яркого света» оказывает активное влияние на формирование городского пространства. Плотность  массы застройки, глухие стены, теневые укрытия играют исключительную роль в защите от интенсивного света, жары, а порой и песчаной пыли, приносимой ветром из пустыни. Внутренние пространства приобретают значение озелененных и обводненных оазисов.   Цельное впечатление оставляет пустыня Негет, ее нетронутый ландшафт словно бы с другой планеты – обнаженность  земного пространства с гигантскими геологическими разломами и перепадами поражает. Гранитные обломы, вершины скал  издали воспринимаются как средневековые замки или древние храмы, скопища огромных кубических камней  в  пологих  осыпях похожи на палестинские поселения. 

Влияние климатических, природных, ландшафтно-пространственных факторов на архитектуру различных народов несомненна. Природное естественное  пространство служит  основой для пространства искусственного. Вступление на путь  борьбы и преодоления сущности природного пространства таит в себе опасность трагической неопределенности в создании  пространственной архитектурной композиции.  Высокий холм  Афинского Акрополя, «семь  холмов Москвы, лагуна  Венеции,  плоский  рельеф Петербурга,  фьорды  Финляндии – суть природные «матрицы» исторически сложившихся пространственных архитектурных образований.   3.  Создатели храмов в Древнем Египте прекрасно владели архитектурно-пространственной композицией. Они в совершенстве  пользовались  философски  осмысленной  системой  психологического  воздействия  на  человека.  Архитектурно- пространственные композиционные приемы строго соответствовали принципам культовых церемониалов, а культовые действа укладывались в рамки создаваемой пространственной архитектуры.   Принципиальной в архитектуре Египта является взаимосвязанная система перетекающих, постепенно уплотняющихся в  своих размерах пространств, из открытого пространства на подходах к храмам, обрамленного галереями метрически расставленных сфинксов в обширные многоколонные дворы, сквозные портики, в культовые помещения, завершающиеся малым ритуальным залом.

Удивительная пространственная композиция, точно рассчитанная на психологический эффект религиозно-мистического воздействия на человека средствами сверхмонументальной архитектуры, ритмического обжатия пространства, сопровождаемого сменой зрительных впечатлений (храм Хонсу в Карнаке, 1200 – 1168 гг. до н.э.).   Характерно для архитектуры Египта и развитие системы пропорционирования, что привело к высокой степени эмоциональной и художественной выразительности египетской архитектуры, ее высокой мистической образности. Этому способствовало и пространственное взаимодействие, взаимодополнение архитектуры и монументальных изобразительных искусств. 

Пластическое богатство многих храмов, скрытое за скупыми суровыми стенами, направлено во внутреннее пространство.   Система архитектурных пространств развивается из расчета на последовательность восприятия, решается в торжественно-величественном ключе с монументальным выражением избыточной материальной тяжести гипертрофированного египетского ордера.   Постепенно  уплотняющаяся  объемно-пространственная  среда,  наступающая  на  человека,  способна  психологически  привести его в состояние ничтожества и мистического преклонения перед силами божества. Луч солнца, проникающий в  математически вычисленное время в самое заветное пространство храма, мистически завершает картину.  Пространственное мышление древнеегипетских зодчих служит мощным инструментом, с помощью которого создавались шедевры великого зодчества. Каждый из них характерен своим пространственным построением, отражая религиозно- философские воззрения своего времени. По существу, все сооружения Древнего Египта объединены общей идеей гигантской  пространственной композиции, пронизанной извилистой лентой широкого русла Нила – от Нильских порогов до Средиземного моря.

История архитектуры дает примеры различного решения сложных пространственных систем, одновременно с примера- ми единичных замкнутых пространств, где требуется функциональное отключение от окружающей среды, в том числе для  спортивных, зрелищных, культовых действий.   Если египетская храмовая архитектура как бы отторгает человека, делает себя недосягаемой, ставит на грань божественной отрешенности, то древнегреческая классика располагает, приближает к себе. Происходит очеловечивание архитектурных образов. Отрешенные от человеческого масштаба геометризованные архитектурно-скульптурные формы древнеегипетских пирамид и храмов, возвышающиеся на обширных пространствах вдоль Нила, представляют собой грандиозную пространственную композицию, словно бы обращенную в космос.  

Архитектура в ассамблее Акрополя обращена к живущему на земле человеку. Каждое объемное архитектурное сооружение, формирующее пространство Акрополя, несет в себе духовный и эстетический смысл и тонкое изящество исполнения.  Весь ансамбль поднят высоко на скалистом холме, как на естественном пьедестале. Снизу воспринимаются Пропилеи и возвышающиеся объемы, верхнее пространство, которое они формируют, скрыто от зрителя. Архитектурно-пространственная  композиция постепенно раскрывается по пути следования древних массовых шествий, ведущего вверх, через Пропилеи.

По  мере восхождения формируется отношение человека к масштабу и образному характеру сооружений, к архитектурному пространству всего ансамбля.   Происходит своеобразный процесс слияния человека с архитектурой в пространственной среде, процесс его возвеличивания,  возникновения  ощущения  сомасштабности  и  чувства  собственного  достоинства.  Архитектурно-пространственная  композиция, органическое соединение с природным ландшафтом, пропорционально обусловленные масштабные соотношения и расстояния в пространстве придали древнему ансамблю Акрополя значение непревзойденного, вечного шедевра архитектуры.

Информация о работе Роль философии в профессиональной деятельности архитетора