Роль эпистемологии в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 21:22, реферат

Краткое описание

Работа посвящена вопросу о роли эпистемологического учения в современной философии человечества.
Надо сказать, что эпистемология была очень важна для становления наук вообще, а поэтому её нужно по умолчанию счесть чем-то немаловажным.Но тем не менее, основной мой вопрос для рассмотрения заключался в том, чтобы выяснить общую роль эпистемологии как теории и одноимённой области знаний в современном обществе как носителе современного знания.

Вложенные файлы: 1 файл

эпистемология.docx

— 21.34 Кб (Скачать файл)

Введение.

Работа посвящена вопросу  о роли эпистемологического учения в современной философии человечества.

Надо сказать, что эпистемология  была очень важна  для становления  наук вообще, а поэтому её нужно  по умолчанию счесть чем-то немаловажным. Но тем не менее, основной мой вопрос для рассмотрения заключался в том, чтобы выяснить общую роль эпистемологии как теории и одноимённой области знаний в современном обществе как носителе современного знания.

Этот вопрос чуть шире, чем  просто «роль эпистемологии». Полный вопрос, с целью ответа на который пишется эта работа, звучит как: «роль эпистемологии как информации и как «законов формирования информации» в современном массиве знаний, носителем которого является современное  общество».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое эпистемология  как информационная наука.

В философии слово «эпистемология»  очень сильно отожествляется ни с  чем иным, как гносеология. Оба  представляют собой философские  течения, связанные так или иначе с миропониманием – одним из ключевых особенностей человека и основой его личной (или общественной) философии.

Но есть и существенные отличия. Давайте рассмотрим миропонимание  вообще. Оно представляет собой, в  моём представлении, процесс осознания  мира и его построения в цельную  картину, соответствующую внутренней логике индивида и его одноимённый  результат.

Гносеология (о ней придётся сказать чуть раньше) представляет собой учение о познании мира и  его способах. О способах восприятия мира. Основной вопрос гносеологии: «а познаваем ли мир вообще»? Этот вопрос находит разные трактовки в свете  религиозных или рационалистических учений и трудов, а ответ на него сравним с ответом на вопрос смысла жизни. Эпистемология – это несколько другое. Не так важно, познаваем ли мир, гораздо важнее понять – а что такое «познание и знание»?

Казалось бы – вот странный вопрос. Я вижу стул, он стоит передо мной. Я занёс в голову информацию о нем. Я познал стул? Возможно. Гносеология на этом бы месте стала бы копаться вглубь – какова структура стула, из какого дерева он состоит, насколько шероховатая поверхность, сколько он весит – в общем, стала бы искать факты.  Но эпистемология спросила бы: а что такое информация о стуле? Что мы воспринимаем?

Один и то же стул можно  воспринимать как:

  • Часть интерьера
  • Физический объект
  • Предмет, своим видом или функциями раскрывающий психологическую черту владельца.

Информация в любом  случае одна: физические параметры  стула, тактильные и визуальные ощущения, но эпистемология изучает вопрос, в каком контексте это воспринимать? Одна и та же информация воспринимается как часть совершенно разных информационных конструкций. Примерами информационных конструкций могут быть информация об интерьеры квартиры или о конкретном человеке – владельце стула. В этом основное поле деятельности эпистемологии – ЧТО значит полученная информация?

Как она появилась.

С вопросов:

  • Как устроено знание?
  • Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности?
  • Какие бывают типы знаний?
  • Каковы общие законы «жизни», изменения и развития знаний?

Об этом впервые спросили ещё в Древней Греции и эти  же вопросы справедливо шли в  ногу с общим развитием  прогресса  и научной мысли.

Как она проявляется сегодня.

Современная эпистемология

Сегодня широкое признание  отдано эволюционной теории познания, или эволюционной эпистемологии. Исследования «эволюционных эпистемологов показывают» факт: человек принадлежит к природному миру, а поэтому его должно рассматривать вместе с другими его составляющими. Несомненно, это возникло наряду с осознанием структуры вселенной – спасибо науке. Очень странно было бы полагать себя центром вселенной, где нет географического центра. Странно считать себя центром вселенной, где человечество занимает бесконечно малую часть её площади, а 99,99(99) процентов событий в ней в принципе не имеют к нам никакого отношения.

Сама принадлежность к этому миру человечества и вся жизнь человека в целом предстают перед нами как процесс познания одновременно и природный, и культурный.  То есть человек рассматривается как часть культуры и часть мира. В одном из направлений эволюционной эпистемологии, представленном прежде всего именами Карла Поппера, Стивена Тулмина, эволюционные модели используются для исследования роста научного знания с учётом влияния социума и фактора культуры. Это, по существу теория познания, где сама познавание носит эволюционный характер, под познанием понимается любой процесс решения проблем методом проб и ошибок (эволюционно), а адаптация человека к природе интерпретируется как приращение знания. Тем самым познавательный процесс перестаёт быть чем-то только специально организуемым и рассматривается как реализующийся во всех видах человеческой деятельности. В самом деле, любая научная деятельность является накоплением знаний эволюционным путём исследования. Вообще современная наука – это уже предмет эволюции исследований и наук.

 

Заключение.

Некорректен вопрос о роли того, что составляет структурную  часть любой науки. Точнее, некорректно  отвечать, велика роль эпистемологии  как явления или не велика.

Её роль – структурная  роль процесса познания. Технически те вопросы, которые она исследует, имеют прямое значение в двух науках – в психоанализе (потому что  там очень важно, в каком контексте  личность воспринимают информацию), и в программировании (так как там сами операции связаны и информацией и только с ней). В этом контексте – да, важна в современном познании, в современных науках. Примером с программистом я хотел показать пример работы с информацией. Компьютер-мозг который запоминает и обрабатывает информацию. На вопрос чего больше в философии современного человека: эпистемологии или гносеологии, я отвечу: первого! Ведь эпистемология занимается различным обрабатыванием информации, чтобы она уложилась в моей голове. Гносеология - это то что занимается абсолютно всей информацией, даже если она не имеет практической пользы. Меня же более интересуют знания, а знания формируются не столько информацией (которую даёт гносеология), сколько структурой её компоновки в информационный массив.

Уместен ещё один «программный»  пример: есть файлы с разным расширением. Но вообще все файлы – это информация, всегда состоящая (с точки зрения процессора) из нулей и единиц. Но одни и те же нули и единицы формируют в разные файлы с разными функциями. Человеческий мозг похож на компьютер (хотя компьютер создавался с целью дублирования функций головного мозга). Одну и ту же визуальную информацию можно представить с совершенно разных точке зрения как части разный «файлов» в моей голове.

Эпистемология в принципе рассматривает разные стороны одного и того же знания в разных группах информации. Это её качество я считаю основополагающим для того, чтобы определить эпистемологию как нечто весьма существенное для развития любых информационных массивов (наук). То есть я считаю, что в этом свете роль эпистемологии на сегодня значительна.

Что же касается того, чем  это обусловлено, то моё мнение –  НТП! Человеческий прогресс – это  и причина, и следствие формирования наук как «библиотечных файлов»  в головах учёных, на основании  которых они создали столь  важные технологии.


Информация о работе Роль эпистемологии в жизни человека