Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 21:22, реферат
Работа посвящена вопросу о роли эпистемологического учения в современной философии человечества.
Надо сказать, что эпистемология была очень важна для становления наук вообще, а поэтому её нужно по умолчанию счесть чем-то немаловажным.Но тем не менее, основной мой вопрос для рассмотрения заключался в том, чтобы выяснить общую роль эпистемологии как теории и одноимённой области знаний в современном обществе как носителе современного знания.
Введение.
Работа посвящена вопросу
о роли эпистемологического учения
в современной философии
Надо сказать, что эпистемология была очень важна для становления наук вообще, а поэтому её нужно по умолчанию счесть чем-то немаловажным. Но тем не менее, основной мой вопрос для рассмотрения заключался в том, чтобы выяснить общую роль эпистемологии как теории и одноимённой области знаний в современном обществе как носителе современного знания.
Этот вопрос чуть шире, чем просто «роль эпистемологии». Полный вопрос, с целью ответа на который пишется эта работа, звучит как: «роль эпистемологии как информации и как «законов формирования информации» в современном массиве знаний, носителем которого является современное общество».
Что такое эпистемология как информационная наука.
В философии слово «
Но есть и существенные отличия. Давайте рассмотрим миропонимание вообще. Оно представляет собой, в моём представлении, процесс осознания мира и его построения в цельную картину, соответствующую внутренней логике индивида и его одноимённый результат.
Гносеология (о ней придётся
сказать чуть раньше) представляет
собой учение о познании мира и
его способах. О способах восприятия
мира. Основной вопрос гносеологии: «а
познаваем ли мир вообще»? Этот вопрос
находит разные трактовки в свете
религиозных или
Казалось бы – вот странный вопрос. Я вижу стул, он стоит передо мной. Я занёс в голову информацию о нем. Я познал стул? Возможно. Гносеология на этом бы месте стала бы копаться вглубь – какова структура стула, из какого дерева он состоит, насколько шероховатая поверхность, сколько он весит – в общем, стала бы искать факты. Но эпистемология спросила бы: а что такое информация о стуле? Что мы воспринимаем?
Один и то же стул можно воспринимать как:
Информация в любом
случае одна: физические параметры
стула, тактильные и визуальные ощущения,
но эпистемология изучает вопрос,
в каком контексте это
Как она появилась.
С вопросов:
Об этом впервые спросили ещё в Древней Греции и эти же вопросы справедливо шли в ногу с общим развитием прогресса и научной мысли.
Как она проявляется сегодня.
Современная эпистемология
Сегодня широкое признание отдано эволюционной теории познания, или эволюционной эпистемологии. Исследования «эволюционных эпистемологов показывают» факт: человек принадлежит к природному миру, а поэтому его должно рассматривать вместе с другими его составляющими. Несомненно, это возникло наряду с осознанием структуры вселенной – спасибо науке. Очень странно было бы полагать себя центром вселенной, где нет географического центра. Странно считать себя центром вселенной, где человечество занимает бесконечно малую часть её площади, а 99,99(99) процентов событий в ней в принципе не имеют к нам никакого отношения.
Сама принадлежность к этому миру человечества и вся жизнь человека в целом предстают перед нами как процесс познания одновременно и природный, и культурный. То есть человек рассматривается как часть культуры и часть мира. В одном из направлений эволюционной эпистемологии, представленном прежде всего именами Карла Поппера, Стивена Тулмина, эволюционные модели используются для исследования роста научного знания с учётом влияния социума и фактора культуры. Это, по существу теория познания, где сама познавание носит эволюционный характер, под познанием понимается любой процесс решения проблем методом проб и ошибок (эволюционно), а адаптация человека к природе интерпретируется как приращение знания. Тем самым познавательный процесс перестаёт быть чем-то только специально организуемым и рассматривается как реализующийся во всех видах человеческой деятельности. В самом деле, любая научная деятельность является накоплением знаний эволюционным путём исследования. Вообще современная наука – это уже предмет эволюции исследований и наук.
Заключение.
Некорректен вопрос о роли того, что составляет структурную часть любой науки. Точнее, некорректно отвечать, велика роль эпистемологии как явления или не велика.
Её роль – структурная роль процесса познания. Технически те вопросы, которые она исследует, имеют прямое значение в двух науках – в психоанализе (потому что там очень важно, в каком контексте личность воспринимают информацию), и в программировании (так как там сами операции связаны и информацией и только с ней). В этом контексте – да, важна в современном познании, в современных науках. Примером с программистом я хотел показать пример работы с информацией. Компьютер-мозг который запоминает и обрабатывает информацию. На вопрос чего больше в философии современного человека: эпистемологии или гносеологии, я отвечу: первого! Ведь эпистемология занимается различным обрабатыванием информации, чтобы она уложилась в моей голове. Гносеология - это то что занимается абсолютно всей информацией, даже если она не имеет практической пользы. Меня же более интересуют знания, а знания формируются не столько информацией (которую даёт гносеология), сколько структурой её компоновки в информационный массив.
Уместен ещё один «программный» пример: есть файлы с разным расширением. Но вообще все файлы – это информация, всегда состоящая (с точки зрения процессора) из нулей и единиц. Но одни и те же нули и единицы формируют в разные файлы с разными функциями. Человеческий мозг похож на компьютер (хотя компьютер создавался с целью дублирования функций головного мозга). Одну и ту же визуальную информацию можно представить с совершенно разных точке зрения как части разный «файлов» в моей голове.
Эпистемология в принципе рассматривает разные стороны одного и того же знания в разных группах информации. Это её качество я считаю основополагающим для того, чтобы определить эпистемологию как нечто весьма существенное для развития любых информационных массивов (наук). То есть я считаю, что в этом свете роль эпистемологии на сегодня значительна.
Что же касается того, чем это обусловлено, то моё мнение – НТП! Человеческий прогресс – это и причина, и следствие формирования наук как «библиотечных файлов» в головах учёных, на основании которых они создали столь важные технологии.