Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:55, реферат
Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 2
2. Религиозно – философские собрания . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 2
3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3
4. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . .. . . . . . . . . . 6
5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . .. . . . . . . 8
6. Биографическая справка . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 13
Глоссарий . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Литература . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Р Е Ф Е Р А Т
ПО ФИЛОСОФИИ
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ вв.
Вл. СОЛОВЬЕВ, Н. БЕРДЯЕВ, В. РОЗАНОВ, С. БУЛГАКОВ
Студента МТФ группы 104218
Грицаенко Д.В.
г. Минск – 1999 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 1
1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 2
1.
2. Религиозно – философские собрания . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . 2
3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3
4. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 6
5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . .
. . . . . . . 8
6. Биографическая справка . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 13
Глоссарий . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Литература . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 23
ВВЕДЕНИЕ
Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже
XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.
Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.
Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.
Волею исторических событий большая часть русских философов была вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение.
Преодоление кризиса, в котором оказались философский теизм и славянофильство, стало главным делом религиозного философа Вл. Соловьева.
Его система явилась новым этапом
в эволюции религиозной философии,
последователи которой
«гармонический синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный, эмпирический и мистический виды познания; представить историю как процесс
«богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.
Обоснование Соловьевым историософских
конструкций с позиций
Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран
Запада, а в чем-то и перерос их, предложив общественному сознанию различные варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства
(Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные версии религиозного модернизма, «социального» христианства .
Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни, безусловно, содействовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной философии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то степени, прогрессивное и конструктивное значение.
1. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ».
Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Исторически первым (до первой русской революции) возникло понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.).
После революции 1905—1907 гг. получило распространение понятие
«богоискательство», широко использовавшееся публицистикой для обозначения писаний религиозных философов в России того времени.
«Новое религиозное сознание» лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и кружковщины. Очень скоро оно стало воспринимать себя не как связанное с какими-либо университетско - академическими потребностями и кругами, не как философскую школу или направление, а в качестве выразителя духовного состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно.
Разными путями приходили к «духовному ренессансу» его многочисленные и непохожие друг на друга представители. «Новое религиозное сознание» объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофильства и консерватизма (В. Розанов), во-вторых, от декадентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Мережковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от
«легального марксизма», неокантианства и буржуазно-демократического либерализма (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк).
«Новое религиозное сознание»,
или богоискательство,—
«легальные марксисты» Булгаков, Бердяев, Франк и др.
Рассматриваемое религиозно-философское течение с самого начала было явлением одновременно буржуазного и помещичьего сознания. Оно было буржуазным в том смысле, что отражало определенные религиозно- реформаторские настроения мелкой буржуазии и заключало в себе отдельные идеи анархизма и либерального народничества. Их представителем и выразителем в религиозной публицистике явился Д. Мережковский. Помещичьим,
«докапиталистическим» это течение было постольку, поскольку к нему принадлежал В. Розанов, откровенный защитник самодержавия, консерватор патриархально-феодального типа.
В дальнейшем социально-политическое и классовое представительство
«нового религиозного сознания» было осложнено вхождением в него довольно влиятельной группы либерально-буржуазных мыслителей (Булгаков, Бердяев и др.), которые самим вхождением в это течение мировоззренчески и идеологически завершили переход с неокантианско - ревизионистских и буржуазно-демократических позиций периода их принадлежности к «легальному марксизму» второй половины 90-х годов к религиозной философии и кадетскому либерализму. их позиций периода их принадлежности к «легальному марксизму» второй половины 90-х годов к религиозной философии и кадетскому либерализму.
2. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ
Первыми крупными представителями богоискательства были Мережковский и Розанов. Их деятельность по пропаганде религиозно-модернистских идей началась с конца 90-х годов, сначала на квартире Мережковских и в различных литературно-художественных салонах Петербурга, а затем на «религиозно- философских собраниях», официально открытых в конце 1901 г. Несмотря на то что работа собраний контролировалась синодом, они дали возможность светским религиозным философам и богословам высказать свои претензии к официальному православию и свои предложения по поводу той, как они полагали, явно неудовлетворительной роли церкви, которую она играла в резко изменившихся условиях общественной жизни России. Цель собраний состояла, по замыслу их инициаторов, в том, чтобы сделать церковь главным инструментом ослабления классовой борьбы, «крайностей» самодержавия, основной социальной
(«культурно-исторической»)
После закрытия религиозно-философских собраний активность их участников сконцентрировалась вокруг журнала «Новый путь», который взял на себя функции пропаганды религиозной философии, борьбы с позитивизмом, материализмом и идеями социализма. «…Не следует забывать,—писал в 1904 году
Булгаков,—что в наш рационалистический
век и самая пламенная
Сначала такая постановка вопроса об отношении философии к религии вызывала со стороны «Нового пути» возражения. Исходя из безоговорочного принятия религии, новопутейцы заявили о недопустимости оправдания религии, ибо это занятие ставило религию в зависимость от успеха ее оправдания. На деле спор шел лишь об оттенках подхода к религии двух групп богоискателей.
И в том и в другом случае речь
шла о модернизации христианства
и о более или менее
Социальным коррелятом идей и проектов деятелей «нового религиозного сознания» была объективная потребность молодого русского империализма подчинить своим интересам религию и церковь. Безусловно, это предполагало определенную модернизацию идеологии и организации церкви, но ее главная функция должна была остаться прежней.
К 1905 году Булгаков предельно кратко перечислил основные черты антипозитивистского идеализма «нового религиозного сознания»: «. .
.трансцендентный реализм в
3. ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В.
ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ
К концу первого десятилетия XX в.
результатом бурно расцветшего
кризисного и декадентского религиозно-
Круг вопросов, захвативших умы
религиозных философов, был поистине
безграничен. Основные темы и категории
«нового религиозного сознания»
связывались, во-первых, с различными
«позитивными» дуалистическими
или плюралистическими
Если попытаться в рамках этих двух типов проблем выделить их основные комбинации, то получится следующая таблица.
I. «ПОЗИТИВНЫЕ» ПРОБЛЕМЫ «НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ»
Дуалистические и
1. Бог — человек, общество, человечество; «небо — земля»
2. Теогония — космогония — антропогония — история
2.Христианство — язычество (
4. Бог — государство (власть)
Их долженствующее и ожидаемое разрешение
богочеловечество
«становящееся всеединство», реализация «божьего замысла о мире и человеке» и т. п.
в аспекте социальном и в плане духовной культуры: осуществление «духовного возрождения»
теократия: новая, истинная, «свободная», «анархическая»;
«христианская общественность»
5. Трансцендентное — имманентное — ноуменальное
экстаз, трансцендирование, вечность; «антиномический синтез»; духовный, ноуменальный мир
6 Дух—плоть (тело, воплощение)
7. Свобода — творчество — жизнь — гнозис — «революция духа»
8. Вера — воля — разум — чувство — свобода — дух — любовь — надежда
9. Жизнь — знание; религия —
философия; теургия —
10. Мужское — женское
«освященная плоть (пол)», совершенное «соединение плоти и духа»,«религиозный материализм», «богоматериализм»
в перспективе религиозного и духовного «возрождения»: наступление эпохи
«религиозного творчества», «претворение» культуры и жизни в
«христианское бытие» в аспекте гносеологии: «целостный» акт познания, «соборное»,
«синтетическое», «онтологическое» познание, «живое знание»
в аспекте антропологическом: человек «нового религиозного сознания», «соборный» человек; в социальном смысле: «соборность», «новое религиозное сознание»
«духовный» андрогин
II. ПРОБЛЕМАТИКА АНТАГОНИСТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ ВОПРОСОВ
Антагонистические явления или доктрины
1. «Историческое» христианство
и церковь как социальный
«мистическая», «апокалипсическое христианство» и т. д.
2. «Царство кесаря — царство духа»
3. Материализм, позитивизм, атеизм
— религия, религиозная
4. Научные представления о
Информация о работе Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв