Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:55, реферат

Краткое описание

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 2
2. Религиозно – философские собрания . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 2
3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3
4. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . .. . . . . . . . . . 6
5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . .. . . . . . . 8
6. Биографическая справка . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 13
Глоссарий . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Литература . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Вложенные файлы: 1 файл

женя.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Р Е Ф  Е Р А Т

 

ПО ФИЛОСОФИИ

 

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ  ФИЛОСОФИЯ

 

КОНЦА ХIХ  – НАЧАЛА ХХ вв.

 

Вл. СОЛОВЬЕВ, Н. БЕРДЯЕВ, В. РОЗАНОВ, С. БУЛГАКОВ

 

Студента  МТФ группы 104218

 

Грицаенко Д.В.

 

г. Минск  – 1999 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . 1

 

1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 2

1.

 

2. Религиозно – философские  собрания . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . 2

 

3. Духовный Ренессанс начала  ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3

 

4. Теоретическая философия Вл. Соловьева  . . . . . . . .

 

. . . . . . . . . . 6

 

5. Религиозно – философская  проблематика Вл. Соловьева . . .

. . . . . . . 8

 

6. Биографическая справка . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 13

 

Глоссарий . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . 19

 

Литература . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . 23

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительную роль и влияние  в развитии мировой философии  на рубеже

XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.

Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной  философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими  причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.

 

Будучи продуктом отражения  социально-исторической реальности, русская  религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

 

Волею исторических событий большая  часть русских философов была вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение.

 

Преодоление кризиса, в котором  оказались философский теизм и славянофильство, стало главным делом религиозного философа Вл. Соловьева.

Его система явилась новым этапом в эволюции религиозной философии, последователи которой попытались сделать ее идеологически активной уже в начале столетия. В основе деятельности Соловьева лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства»

«гармонический синтез религии, науки  и философии»; объединить рациональный, эмпирический и мистический виды познания; представить историю как  процесс

«богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.

Обоснование Соловьевым историософских конструкций с позиций религиозного объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его  общественно- политических взглядов. Вл. Соловьев, модернизировавший традиционную проблематику русской идеалистической философии, при жизни не был популярен среди русской интеллигенции.

 

Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран

Запада, а в чем-то и перерос  их, предложив общественному сознанию различные варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства

(Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные версии  религиозного модернизма, «социального»  христианства .

 

Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни, безусловно, содействовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной философии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то степени, прогрессивное и конструктивное значение.

 

1. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ».

 

Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной деятельностью его  главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Исторически первым (до первой русской революции) возникло понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.).

После революции 1905—1907 гг. получило распространение  понятие

«богоискательство», широко использовавшееся публицистикой для обозначения писаний религиозных философов в России того времени.

 

«Новое религиозное сознание»  лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и кружковщины. Очень  скоро оно стало воспринимать себя не как связанное с какими-либо университетско - академическими потребностями и кругами, не как философскую школу или направление, а в качестве выразителя духовного состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно.

 

Разными путями приходили к «духовному ренессансу» его многочисленные и непохожие друг на друга представители. «Новое религиозное сознание» объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофильства и консерватизма (В. Розанов), во-вторых, от декадентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Мережковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от

«легального марксизма», неокантианства и буржуазно-демократического либерализма (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк).

 

«Новое религиозное сознание», или богоискательство,— сложное  и противоречивое образование не только потому, что в него входили люди, стоявшие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы разнородных социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проделало определенную внутреннюю эволюцию. Вначале Мережковский и Розанов возглавили соответственно левый и правый социально-политические фланги «нового религиозного сознания». Вакуум в центре вскоре (к 1905 г.) заполнили бывшие

«легальные марксисты» Булгаков, Бердяев, Франк и др.

 

Рассматриваемое религиозно-философское  течение с самого начала было явлением одновременно буржуазного и помещичьего  сознания. Оно было буржуазным в  том смысле, что отражало определенные религиозно- реформаторские настроения мелкой буржуазии и заключало в себе отдельные идеи анархизма и либерального народничества. Их представителем и выразителем в религиозной публицистике явился Д. Мережковский. Помещичьим,

«докапиталистическим» это течение  было постольку, поскольку к нему принадлежал В. Розанов, откровенный защитник самодержавия, консерватор патриархально-феодального типа.

 

В дальнейшем социально-политическое и классовое представительство

«нового религиозного сознания» было осложнено вхождением в него довольно влиятельной группы либерально-буржуазных мыслителей (Булгаков, Бердяев и др.), которые самим вхождением в это течение мировоззренчески и идеологически завершили переход с неокантианско - ревизионистских и буржуазно-демократических позиций периода их принадлежности к «легальному марксизму» второй половины 90-х годов к религиозной философии и кадетскому либерализму. их позиций периода их принадлежности к «легальному марксизму» второй половины 90-х годов к религиозной философии и кадетскому либерализму.

 

2. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ

 

Первыми крупными представителями богоискательства были Мережковский и Розанов. Их деятельность по пропаганде религиозно-модернистских идей началась с конца 90-х годов, сначала на квартире Мережковских и в различных литературно-художественных салонах Петербурга, а затем на «религиозно- философских собраниях», официально открытых в конце 1901 г. Несмотря на то что работа собраний контролировалась синодом, они дали возможность светским религиозным философам и богословам высказать свои претензии к официальному православию и свои предложения по поводу той, как они полагали, явно неудовлетворительной роли церкви, которую она играла в резко изменившихся условиях общественной жизни России. Цель собраний состояла, по замыслу их инициаторов, в том, чтобы сделать церковь главным инструментом ослабления классовой борьбы, «крайностей» самодержавия, основной социальной

(«культурно-исторической») силой,  долженствующей объединить и  «примирить» вокруг себя все  общественные слои и классы, ибо,  по утверждению их участников, «возрождение России может совершиться на религиозной почве» .

 

После закрытия религиозно-философских  собраний активность их участников сконцентрировалась вокруг журнала «Новый путь», который  взял на себя функции пропаганды религиозной  философии, борьбы с позитивизмом, материализмом и идеями социализма. «…Не следует забывать,—писал в 1904 году

Булгаков,—что в наш рационалистический век и самая пламенная религиозная  вера должна получить философское оправдание и закалиться в горниле философских  сомнений. Поэтому философский идеализм есть необходимый путь к религии, представляет станцию, которой не может миновать современный человек в своем стремлении к религиозному мировоззрению» .

 

Сначала такая постановка вопроса  об отношении философии к религии  вызывала со стороны «Нового пути» возражения. Исходя из безоговорочного принятия религии, новопутейцы заявили о недопустимости оправдания религии, ибо это занятие ставило религию в зависимость от успеха ее оправдания. На деле спор шел лишь об оттенках подхода к религии двух групп богоискателей.

И в том и в другом случае речь шла о модернизации христианства и о более или менее последовательной выработке различных религиозно-философских  доктрин, отвечавших (в основном) политике либерализма по отношению к религии  и церкви.

 

Социальным коррелятом идей и проектов деятелей «нового религиозного сознания» была объективная потребность молодого русского империализма подчинить своим интересам религию и церковь. Безусловно, это предполагало определенную модернизацию идеологии и организации церкви, но ее главная функция должна была остаться прежней.

К 1905 году Булгаков предельно кратко перечислил основные черты антипозитивистского  идеализма «нового религиозного сознания»: «. .

.трансцендентный реализм в гносеологии  и онтологии, спиритуализм  в метафизике, большая или меньшая близость к христианскому теизму, понимаемому как религия богочеловечества, в религиозной философии. Истинным духовным отцом русского идеализма, дело которого приходится продолжать и развивать теперешнему философскому поколению, является Владимир Соловьев» .

 

3. ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В.

 

ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

 

К концу первого десятилетия XX в. результатом бурно расцветшего  кризисного и декадентского религиозно-философского мышления стал в России духовный ренессанс начала XX в.

 

Круг вопросов, захвативших умы  религиозных философов, был поистине безграничен. Основные темы и категории  «нового религиозного сознания»  связывались, во-первых, с различными «позитивными» дуалистическими  или плюралистическими началами, подлежащими «синтезу», и философствованием по поводу долженствующего воплощения этого «синтеза»; во-вторых, с проблематикой антагонистических явлений и обсуждением форм их действительного или возможного примирения.

 

Если попытаться в рамках этих двух типов проблем выделить их основные комбинации, то получится следующая таблица.

 

I. «ПОЗИТИВНЫЕ» ПРОБЛЕМЫ «НОВОГО  РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ»

 

Дуалистические и плюралистические начала, подлежащие синтезу в «новой культуре и жизни (религии)»

1. Бог — человек, общество, человечество; «небо — земля»

2. Теогония — космогония —  антропогония — история

 

2.Христианство — язычество (античность); жизнь — религия

 

4. Бог — государство (власть)

Их долженствующее и ожидаемое  разрешение

 

богочеловечество

 

«становящееся всеединство», реализация «божьего замысла о мире и человеке» и т. п.

 

в аспекте социальном и в плане  духовной культуры: осуществление «духовного возрождения»

 

теократия: новая, истинная, «свободная», «анархическая»;

«христианская общественность»

 

5. Трансцендентное — имманентное — ноуменальное

 

экстаз, трансцендирование, вечность; «антиномический синтез»; духовный, ноуменальный мир

 

6 Дух—плоть (тело, воплощение)

 

7. Свобода — творчество —  жизнь — гнозис — «революция  духа»

 

8. Вера — воля — разум —  чувство — свобода — дух — любовь — надежда

 

9. Жизнь — знание; религия —  философия; теургия — искусство;  эрос — логос; истина — добро  — красота; я — ты — мы; микрокосм — микротеос—«нравственная  вселенная»

10. Мужское — женское

 

«освященная плоть (пол)», совершенное  «соединение плоти и духа»,«религиозный материализм», «богоматериализм»

 

в перспективе религиозного и духовного  «возрождения»: наступление эпохи

«религиозного творчества», «претворение»  культуры и жизни в

«христианское бытие» в аспекте  гносеологии: «целостный» акт познания, «соборное»,

«синтетическое», «онтологическое» познание, «живое знание»

 

в аспекте антропологическом: человек  «нового религиозного сознания», «соборный» человек; в социальном смысле: «соборность», «новое религиозное сознание»

 

«духовный» андрогин

 

II. ПРОБЛЕМАТИКА АНТАГОНИСТИЧЕСКИ  СВЯЗАННЫХ ВОПРОСОВ

 

Антагонистические явления или  доктрины

 

 

1. «Историческое» христианство  и церковь как социальный институт—церковь

«мистическая», «апокалипсическое  христианство» и т. д.

2. «Царство кесаря — царство  духа»

 

3. Материализм, позитивизм, атеизм  — религия, религиозная философия

 

4. Научные представления о развитии  природы и общественной жизни,  материалистические или позитивистские  «религии прогресса»- идеи «замысла  божьего», религиозная историософия

Информация о работе Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв