Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 05:30, реферат
Специфика русской истории, государственности во многом определила судьбы национальной философии: мы видим практически до середины девятнадцатого века некоторое отставание в развитии науки и философии от западноевропейских стран. В связи с христианизацией Руси через Византию, как еретическое веками отвергалось наследие античной философской мысли (а затем и средневековой), поэтому русская философия была лишена того интеллектуального потенциала, который получила европейская мысль.
1. Зарождение и развитие русской философии
1.1 Национальные особенности русской философии
1.2 Формирование русской философии
1.3 Отечественная философия XVIII в.
План
1. Зарождение и развитие русской философии
1.1 Национальные особенности русской философии
1.2 Формирование русской философии
1.3 Отечественная философия XVIII в.
1.
Зарождение и развитие русской
философии
1.1 Национальные особенности русской философии
Как целостное, самостоятельное явление в системе русской духовной культуры русская философия имеет национальные особенности, ярко выраженный свой особый характер, специфика которого обусловлена как внешними, событийными, так и внутренними, сущностными причинами.
Мы можем выделить
следующие специфические черты
отечественной философии При
освещении данного вопроса
1. Специфика русской
истории, государственности во
многом определила судьбы
2. Исходя из вышеизложенного,
вполне закономерным является
интерес отечественных
3. Отношение власти к философии в России всегда было настороженным - вольнодумство пресекалось. Это относится, прежде всего, к преподаванию философии в учебных заведениях. Порой оно просто запрещалось (с 1826 по 1865 г. философия в Московском университете не преподавалась); высылались университетские преподаватели: в результате - недостаток профессиональных кадров, «ученой» академической философии. Неслучайно в России редакции общественно-политических журналов, философские кружки и общества играли большую роль в распространении философских идей и взглядов, чем философские кафедры. Именно публицистика, художественная литература, особенно в период усиления политической реакции были единственной возможностью обращаться к обществу. Трудно переоценить значение в формировании русской национальной мысли таких журналов, как «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль», «Отечественные записки», «Современник» и т.д.
4. Публицистичность русской
философии всегда была
5. Близость русской
философии и литературы: с одной
стороны, русские писатели
6. Антропологическая и этическая направленность философствования: предельное внимание к человеку, процессу его совершенствования, миру его ценностей, его духа, смыслу человеческого существования, борьбе добра и зла, поискам правды. Русская философия далека от бесстрастного постижения истины, даже гносеологические поиски ставятся в зависимость от нравственных характеристик. Понятие «правда» соотнесено с понятием «истина», несет нравственно-этическую нагрузку, связанную с поисками нравственной основы мира, необходимостью не просто познания мира, но нравственного его совершенствования. Идея целостности духовной жизни человека подразумевает неразделимость «правды-истины» и «правды-справедливости», процесса познания и нравственных начал, эмоциональной жизни.
7. Философия в России зарождается как религиозная, практически до XVIII в. существует только в христианской религиозной форме. Однако наиболее интересна и плодотворна русская религиозная философия, развивающаяся внецерковно, православной Церковью не всегда одобряемая и часто критикуемая (например, конец Х1Х в. - начало ЧЧ в. ознаменовались поисками «нового религиозного сознания», сопряженными с критикой роли Церкви в обществе, ее нежелания модернизироваться).
Одно из важнейших национально окрашенных понятий русской религиозной философии - «соборность», введено в середине Х1Х в. А.С. Хомяковым, оно означает «единство в свободе», единство людей на основе их любви к богу и ближнему. Сущность человека оценивалась в его соотнесенности с Богом. Как отмечал один из самых значительных русских философов и историк русской философии Н. О. Лосский, русская религиозная философия не была слепым копированием европейской схоластики, но являлась прогрессивным достижением, способным даже повлиять на развитие западноевропейской мысли.
8. Важной чертой отечественной философии является ее историософичность, поскольку вопрос о смысле истории, судьбе России, ее роли в развитии мировой цивилизации всегда был в центре ее внимания. Например, спор западников и славянофилов - оформившийся в первой половине Х1Х столетия и незавершенный и поныне - спор о дальнейшем пути развития нашей страны: надо ли перенимать западные традиции, интегрироваться в европейское сообщество, либо у России своя судьба, свой ни на кого непохожий путь исторического развития, и, может быть, мессианская роль единственного спасителя гибнущей в безверии цивилизации?
9. Внутренней сущностной
особенностью русской
Таким образом, мы видим, что русская философия есть сложное самобытное социокультурное образование, включающее множество идей и направлений, сотни имен, специфический круг проблем и особенный язык, что позволяет говорить о ее серьезном вкладе в развитие мировой философской мысли.
философия русская особенности развитие
1.2
Формирование русской философии
До Х в. наши предки русичи имели языческое мировоззрение, поклонялись Яриле, Перуну, Сварожичу и другим богам. Однако пришедший к власти в Киеве Владимир 1 понимал, что необходимо духовное сплочение племен и в 988 г. происходит крещение Руси. Именно Х в. - осевое время византийского влияния на русскую мысль. Православие становится господствующей идеологией, однако, в национальном самосознании языческие элементы всегда дополняют христианские.
Многие исследователи относят зарождение русской философии к Х в., ссылаясь на философские идеи в летописях, житиях святых, сочинениях монахов, (например, сочинение дьяка Курицына «Лаодикийское послание»). Другие историки русской философии (например, Г.Г. Шпет, который отодвигал появление самобытной русской философии до середины Х1Х в., т.е. до появления первой философской системы у Вл.Соловьева) отрицали существование самобытной русской философии до ХУ111 в. Э.Л. Радлов выделял два периода в развитии отечественной философии - «подготовительный период - до Ломоносова» и «построительный период - от Ломоносова до наших дней». Здесь действительно нужно признать, что целостного характера философские идеи Древней Руси не имели, были разбросаны по произведениям, которые имели религиозный, нравоучительный характер, и были скорее предфилософскими, мировоззренческими. Наиболее яркие документы той эпохи - «Повесть временных лет» Нестора Летописца, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, посвященное теме власти, ее религиозному смыслу; притчи Кирилла Туровского (Златоуста); позднее в ХУ - ХУ1 вв. «Просветитель» Иосифа Волоцкого, наследие Максима Грека, Андрея Курбского и др. Одна из важнейших доктрин, сформировавшихся в это время - «Москва - Третий Рим» способствовала укреплению политического единства Руси и национального самосознания русского народа.
1.3 Отечественная философия ХVIII в.
Второе крупнейшее влияние отечественная мысль испытала в ХVII - ХIХ вв. со стороны европейской культуры, основой этого воздействия стали петровские реформы. Начиная с ХVI в. начинаются тенденции секуляризации в различных областях общественной жизни, век же ХУ111 вывел русскую философию из-под теологических форм мышления. Дух просвещения в реформистской деятельности Петра был столь силен, что даже официальная идеология основывалась на теории естественного права и общественного договора, принципом государственной политики стала идея о несословной ценности человека, подчинении личных интересов общественным. В основе просветительского взгляда на человека вера в мощь разума, способного построить общество справедливости, признание самоценности личности. Основоположники светской философии в России, идеологи реформ Петра I мыслители, придерживающиеся просветительских взглядов, - А. Кантемир, В.Н. Татищев, Ф. Прокопович А.Н.Радищев, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, Н.Н.Поповский, С.Е. Десницкий, Д.С.Аничков, Я.П. Козельский, Ф.В. Ушаков. Именно В.Н. Татищев в работе «Разговор о пользе наук и училищ» уделял особое внимание деятельности человека, исходящего из принципа разумного эгоизма, следующего «естественному закону», мыслитель высказывался в защиту «светского бытия», свободного познания, науки, вступив в противоречие с православной идеологией. С точки зрения Татищева, разум - достоинство только человека, условием его существования является просвещение. История человеческого общества есть «всемирное умопросвещение». Именно под влиянием идей В.Н. Татищева в России начала развиваться система светского образования.
В 1755г. выдающимся русским ученым, крупнейшим просветителем М. В. Ломоносовым (1711 - 1765) был основан Московский университет и две гимназии для дворян и для разночинцев. Ломоносов был разносторонне одаренным человеком, он внес свой вклад и в развитие философии. Как ученый-естествоиспытатель М.В. Ломоносов утверждал материальное единство мира, подтверждаемое научными изысканиями, стал родоначальником научной атомистики, создав корпускулярную теорию, подчеркивал значимость эксперимента в процессе познания, ратовал за математизацию знания. Будучи деистом, отводил Богу роль перводвигателя, поддерживал «теорию двух истин», разделяя области науки и религии. В учении Ломоносова религиозное чувство, любование природой совмещается с трезвым взглядом ученого-энциклопедиста. Велики его заслуги и в гуманитарной области - в наследии мыслителя труды по грамматике русского языка, он создатель литературного жанра оды, переводчик, собиратель русских пословиц, его перу принадлежит первый том Российской истории. Ученый создал свою научную и литературную школу, разработал для Географического департамента, которым руководил, конкретную программу изучения экономических и природных ресурсов страны. М.В. Ломоносов стал первым в русской истории ученым мирового уровня.
Одним из самых образованных людей своего времени был А.Н. Радищев (1748-1802), он обучался в Лейпцигском университете, был хорошо знаком с трудами Гердера, Гельвеция, Лейбница, Руссо, Локка и др. европейских философов. Вольнодумец, он не мог не откликнуться критически на российские реалии и в 1790 г. издал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой критиковал самодержавный деспотизм, крепостничество, обосновывая его моральную, экономическую, правовую несостоятельность, проповедовал социальную и гражданскую свободу, призывал к борьбе. Для обоснования теории социального равенства использовал теории естественного права и общественного договора. Самодержавие есть нарушение общественного договора, соответственно народ вправе не подчиняться этой власти. Придерживаясь идеалистического взгляда на историю, тем не менее, Радищев рассматривал социальные антагонизмы как следствие появления частной собственности.
А.Н. Радищев - родоначальник русской антикрепостнической революционной идеологии. По указу Екатерины 11 автор «Путешествия …» был судим и сослан на 10 лет в Сибирь, где в 1792 -1796 гг. была написана самая значительная философская работа Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии». Работа состоит из четырех частей, она носит следы влияния идей Лейбница и Гельвеция. В первых двух частях обосновываются материалистические доказательства невозможности бессмертия человека, его тела и души, в третьей и четвертой части фактически опровергается изложенное в предыдущих частях. Фактически Радищев оставляет этот вопрос открытым, так как считает, что его окончательное решение невозможно. Тем не менее, в конце книги им высказывается предположение об ином виде бессмертия души в виде сохранения ее содержания в памяти человечества. Человек рассматривается как природное существо, обладающее рядом специфических черт - он прямоходящее существо, специфика мозга, «чудодейственная» речь, стремление к самосовершенствованию и способность к труду, благодаря развитию руки.
С точки зрения Радищева, необходимо различать вещественные и духовные субстанции; смерть есть естественная перемена человеческого состояния, сменяющая жизнь, затем разрушение - третье состояние, в котором все возвращается к начальным стихиям (земле, воде, воздуху и огню). Тело и душа связаны, следовательно, смерть касается и души и тела, однако, природа ничего не уничтожает: «небытие… есть напрасное слово». Душа неразрушима, ибо неразложима на составляющие части. Вся природа свидетельствует о бессмертии человека, в нем она переходит к другому порядку вещей. Цель происходящего - совершенствование, такой же цель останется и после смерти, следовательно, утверждает мыслитель, после смерти человек просто будет иметь другую организацию, будущее, определяя настоящим, - «твое будущее будет соразмерно твоему житию». Важно, что идея бессмертия выражается у Радищева в нерелигиозной форме, хотя можно провести аналогии с идеей воздаяния в христианстве или исламе.