Русская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 11:34, реферат

Краткое описание

По мнению Николая Лосского, характерными чертами русской философии являются:
Космизм (представления о космосе в философском понимании, о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу),
Софиология (учения о Софии).
Соборность- понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами (уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей.

Характерные черты.

По мнению Николая Лосского, характерными чертами русской философии являются:

  1. Космизм (представления о космосе в философском понимании, о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу),
  2. Софиология (учения о Софии).
  3. Соборность- понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами (уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества).
  4. Метафизичность (исследование первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового).
  5. Религиозность (совокупность философских установок по отношению к религии).
  6. Интуитивизм (интуиция наиболее достоверное средство познания и отвергающее формальное существование акта познания).
  7. Позитивизм (все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук).
  8. Реалистичность (онтологизм) -философская система, согласно которой достижение человеком знания возможно благодаря интуитивному познанию Бога и целостному вхождению познающего человека в существующее.

По мнению доктора философских наук Андрея Сухова ни одна другая философия не содержит так много размышлений о судьбах своей страны.

 

Периоды Русской философии.

    Пролог – от  первых литературных произведений до второй половины 18 в. Русская мысль в Киевской и Московской Руси. Главная задача – обоснование идеи русского православного царства.

 

     I период – Зарождение философской мысли на Руси. (11-18 вв.) – период ученичества и зарождения русской философии - Этот период прежде всего связан с такими именами, как Г.С. Сковорода, А.С. Пушкин, Тихон Задонский, Пайсой Величковский.

 

   II период – Русская ренессанская философия (18 – начало 19 вв.) – охватывает первую половину 19 века, период влияния германского идеализма и пробуждения самобытной философской мысли. А. Хомяков, И. Киреевский, Ю.Самарин, К.Аксаков, Ф.А.Голубинский, Ф.Ф.Сидонский.

 

   III период – Русская философия 19 – начало 20 в. – возникновение самостоятельный систем (вторая половина 19 – первые десятилетия 20 в.). Центральная фигура - Вл. Соловьев, а также целая плеяда имен: братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, К. Леонтьев, Н. Федоров, Вячеслав Иванов, Лев Шестов, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк, С. А. Алексеев-Аскольдов, Н. О. Лосский, П. И. Новгородцев, П. А. Флоренского В. А. Тернавцев, В. Ф. Эрн и других. Здесь также следует упомянуть имена Достоевского и Л. Толстого. Это время выхода двух знаменитых сборников - "Проблем идеализма" и "Вех", основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петербурге, Москве и Киеве.

 

  IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.) - период эмиграции, начинающийся после революции 1917 года. Это период окончательного оформления русской религиозной философии и ее выхода на мировую сцену. Здесь, кроме вышеупомянутых, следует добавить имена философов, выехавших из России: Н. С. Арсеньев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов, прот. Георгий Флоровский. В это время под редакцией Н. А. Бердяева начинается издание в Париже русского религиозно-философского журнала "Путь".

 

          В XX веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья. Часть философов была выслана заграницу, но часть осталась в Советской России: Павел Флоренский и его ученик Алексей Лосев. Через последнего традиции русской философии были возрождены в Советской России, поскольку от него духовное преемство получили С.С. Аверинцев и В.В. Бибихин.

          Философия русского зарубежья — обозначение периода в русской философии, последовавшего после высылки ряда выдающихся русских философов из Советской России в Германию на т. н. «философском пароходе» в 1922 году. Это направление русской философии сохранило религиозный уклон (интуитивизм) и приобрело ярко выраженный антисоветизм. Одни философы русского зарубежья остались в Германии (Иван Ильин), другие перебрались во Францию (Николай Бердяев) и Чехословакию (Николай Лосский). К 1950-м гг. философия русского зарубежья сходит на нет. Однако после краха СССР труды представителей этого направления начинают издаваться в России.

Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.

 

Славянофильство:

 

 Сущность славянофильства  определялось идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции).

 

Славянофилы:

 

-Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)

 

-Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)

 

-Константин Сергеевич  Аксаков (1817-1860)

 

Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:

 

-Критика западной цивилизации  как якобы «безбожной», низменной, бездушной.

 

-Православие - духовная  основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;

 

-Монархия - идеальная форма  государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух  и традиции русского народа;

 

-Крестьянская община, патриархальная  семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;

 

-Соборность - выражение  коллективного духа россиян, их  общинного («хорового») начала в  образе жизни. Соборность есть  собирание, соединение всех сил  ради общего дела.

 

-Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире.

 

Западничество:

 

 В полемике со славянофилами  складывалась русская философия  индивидуальности, тяготевшая к  тем или иным формам западничества.

Западники:

 

-Александр Иванович Герцен (1812- 1870)

 

-Виссарион Григорьевич  Белинский (1811- 1848)

 

-Тимофей Николаевич Грановский (1813- 1859)

 

-Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889)

Были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.

1.Они активно выступали  за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально- крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.

 

2.Считали религию и  церковь тормозом общественного  прогресса.

 

3.Высоко оценивали человеческий  разум и науку, уважительно относились  к правовым нормам общества.

 

4.Основной ценностью  общества для них является  индивид, а государство призвано  защищать его права и свободы.

 

5.В социальной сфере  они ориентировались либо на  конституционную монархию, либо  на социалистические или анархические  формы государственного правления.

 

Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.

 

Основная направленность философии декабристов — социально-политическая. Ее опорными идеями были:

 

• приоритет естественного права;

 

• необходимость для России правового строя;

 

• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;

 

• личная свобода человека;

 

• ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой

 

Философия русского зарубежья

Русские философы – изгои и изгнанники - появились в Европе и в Америке после победы большевизма в России. Среди самых известных и получивших европейское и мировое признание были Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.И. Шестов и ряд других русских мыслителей. Общей для большинства зарубежных русских деятелей была религиозная направленность философии, а также социально-философская проблематика в ее связи с судьбой и будущим России.

 

В крупнейшую философскую фигуру вырос Н. Бердяев. Главные труды Н.А. Бердяева: “Самопознание”, “Смысл творчества”, “Философия неравенства”, “Истоки и смысл русского коммунизма”, “Судьба России”. Надо сказать, что это был весьма продуктивный писатель, и его духовное наследие насчитывает десятки книг и множество статей. Он не только писал, но и активно включался в общественную деятельность. В юности Н. Бердяев считал себя “критическим марксистом”, примыкал к течению “легального марксизма”. Вместе с тем он был ориентирован на религию и идеализм в своих философских воззрениях, а Маркса ценил в молодые годы за социальные идеи. Окончательно порвал с марксизмом в период первой русской революции.


Информация о работе Русская философия