Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:39, контрольная работа
Вопрос 1 Особенности русской философии.
Вопрос 2 Основные периоды развития русской философии.
Вопрос 3 Русская философия Киевской Руси .
Вопрос 4 Особенности русской философии XII- XVII вв.
Вопрос 5 Особенности русской философии XVIII века.
Вопрос 6 Особенности русской философии XIX века
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
(ФИЛИАЛ)
Контрольная работа
По дисциплине «Философия»
На тему: «Русская философия»
Студентка 1 курса ОЗО
Специальность (направление)
«Экономика»
Эберц М.Р.
Сургут 2014
Регистрационный номер
________________
Регистрационный номер (кафедра)
________________
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1 Особенности русской
философии.....................
Вопрос 2 Основные периоды развития
русской философии.....................
Вопрос 3 Русская философия
Киевской Руси ..............................
Вопрос 4 Особенности русской
философии XII- XVII вв............................
Вопрос 5 Особенности русской
философии XVIII века..........................
Вопрос 6 Особенности русской
философии XIX века..........................
Список используемой литературы....................
Вопрос № 1 Особенности русской философии
Ответ:
Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.
Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемницей. В сущности, западноевропейская мысль не начинала, а творчески продолжала и развивала то, что было наработано древнегреческими и древнеримскими мыслителями. Этому способствовал и общий язык образованных слоев - латынь.Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама.
Вторая особенность русской философии, во многом обусловленная первой, заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе такая связь присуща философии по существу. "Философия, - писал Гегель, - изучает те же предметы, что и религия... Обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как их истине". Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще.
Третья особенность: русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни.
Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверхрационального бытия.В русской философии человек не обособляется от других людей. Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. "Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики". Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер.
Четвертая особенность: в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема "правды", ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа.Правда, не тождественна истине. Она означает не столько совпадение представления и действительности, адекватный образ действительности, сколько нравственную основу жизни, духовную сущность бытия. Правда - это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании.
Пятой особенностью русской философии, которая подчеркивается исследователями ее истории, является отсутствие в ней оригинальных философских систем. Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремится к построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. Это в духе философии.
Вопрос № 2 Основные периоды развития русской философии.
Ответ:
Поскольку развитие философии, как и других форм общественного сознания, в конечном счете определяется возникновением и развитием общественно-экономических формаций и их сменой, марксизм делит историю философии на периоды, соответствующие в основном общественно-экономическим формациям или эпохам перехода от одной общественно-экономической формации к другой и важнейшим вехам в истории борьбы классов. Такими периодами истории философии явились следующие: 1) философия в рабовладельческом обществе; 2) философия в феодальном обществе; 3) философия в эпоху перехода от феодализма к капитализму; 4) философия в эпоху утверждения капитализма до возникновения марксизма; 5) философия в эпоху домонополистического капитализма, возникновения и развития революционного движения пролетариата; 6) философия в эпоху империализма и пролетарской революции; 7) философия в эпоху построения социализма, борьбы двух противоположных систем - социализма и капитализма.Внутри каждого исторического периода развития философии марксизм выделяет различные этапы, ступени, подчас существенно отличающиеся друг от друга по характеру и уровню развития философских учений. Вместе с тем на различие между периодами истории философии как специфической формы научного познания, обладающей самостоятельностью, оказывают большое влияние характер и направление философских учений той или иной эпохи. Научная история философии делит историю философской мысли на две эры: 1) история философии до возникновения марксизма и 2) история философии после возникновения марксизма. В истории философии одни формы материализма и диалектики сменяются другими. Так, эпоха перехода от феодализма к капитализму характеризуется развитием философии Возрождения. В эпоху капитализма выделяются периоды развития материализма XVII-XVIII вв. и классической немецкой философии. Высшая историческая форма материализма и диалектики - философия марксизма - также не стоит на месте, а развивается и обогащается, конкретизирует и разрабатывает свои законы и категории, уточняет свои выводы и положения на основе практики революционной борьбы, обобщения новых процессов общественного развития и завоеваний науки.
Вопрос № 3 Философия в периоды Киевской Руси
Ответ:
Русь сформировалась как союзное государство
во главе с Киевом;
Наличие культурных и торговых отношений
с Востоком и Западом;
Создание письменности, распространение
грамотности, книжности, школьного образования.
Принятие Византийского православного
христианства в 988 г., послужившее первоначальным
толчком к появлению русской философии.
Особенностью этого процесса явилось
то, что славяне православию не подчинились,
они его оязычили, так как:
Славянам была чужда русская психология,
(они не ждали Мессии-спасителя) поэтому
постепенно произошла переориентация
с культа Христа на культ Богородицы. С
привычной общинной моралью не согласовывался
принцип личной ответственности за грехи
мира. Поэтому христианство, трансформировавшись
и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей
силой, внедрясь в основы национальной
культуры и психологии.
Все это наложило отпечаток на особенности
древнерусской философии
Философские идеи Киевской
Русь восприняла
две византийские философские традиции.
1. Объяснение мироздания и истории исключительно
на жестко канонизированных христианских
морально-назидательных кодексах;
2. Попытка увязки религиозных догматов
с античной мудростью
Вывод:
1. Киевские мыслители выступали против
византийского влияния, на стороне светской
велико-княжеской власти за укрепление
централизации русского государства.
2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться
с античной и византийской философией,
как постичь из нее многое.
3. Способом выражения смысла в древнерусской
философии были свободно конструируемые
аллегориум и символиум.
Философия Московского государства (ХV
–ХVII вв.)
Исторические условия:
1. После монголо-татарского ига к XV веку
Русь оказалась экономически опустошенной,
политически оскорбленной и духовно униженной.
2. Русь начинает объединяться и обновляться.
Общественно-политическая жизнь смещается
в Московское княжество, которое со временем
становится центром Русского государства.
В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с
единой экономикой.
3. Власть опирается не на боярство, а на
служилое дворянство.
4. Окончательно оформляется
5. Церковь остается оплотом идеологии,
культуры и просвещения, но постепенно
возникает светская литература.
Вопрос № 4 Особенности русской философии в XII-XVII вв
Ответ:
С XII-XVII вв. философия Московской Руси, зарождение материализма (Родищев, Ломоносов). Средневековая русская философия будет делиться на два периода: период Киевской Руси (ΧІ – ΧІІІ вв.); Московский период (ΧІV – ΧVІІ вв.).
После введения христианства в Киевской Руси возникла необходимость в новом письменном фонде, в осмыслении серьезных богословско-философских вопросов бытия о сознания. Это вызывало интерес к мировоззренческой проблематике. В складывающейся и быстро достигшей расцвета древнерусской книжности ΧІ - ΧІІ вв. выделилось три потока: переводная, общая для славянских народов и оригинальная литература. Наиболее значительным учением и произведением периода Киевской Руси является оригинальное сочинение «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В этом произведении поднимается вопрос о философии истории. Оно обладает социально-этическим, назидательным и публицистическим характером. Культурным деятелем ΧІІ в. из мирян является великий князь Владимир Мономах, создатель «Поучения», пронизанного постоянным напоминанием о следовании добру, неприятии зла в любом обличье, о «страхе Божием» как начале всякого благого деяния. Не менее важным произведением является сочинение митрополита Никифора «Послание к Владимиру Мономаху». Это первое философское произведение на Руси, которое посвящено проблемам гносеологии. В тексте содержатся рассуждения о познавательных способностях человека. Так же затрагиваются вопросы социально-этического порядка. Московский период отмечен возникновением агиографической (житийной) литературы, которая имела учительный характер и сложилась в один из наиболее развитых жанров. В начале ΧVІ в. складывается одна из важнейших доктрин отечественной философии истории - «Москва - Третий Рим». Она была сформулирована в посланиях старца Филофея и объективно способствовала утверждению равноправия России среди европейских государств.
В московский период можно отметить появившееся в ΧVІ в. Религиозно-философское учение стяжателей (Иосиф Волоцкий) и нестяжателей (Нил Сорский). Концепция нестяжательства сложилась как религиозно-этическое учение в русской православной церкви в ΧV-ΧVІ вв. духовным главой этого течения был Нил Сорский, его виднейшими сторонниками - Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, Максим Грек. Нестяжатели выступали с идеями невмешательства церкви в мирские дела, призывали к нравственному самоусовершенствованию, прощению грешников и еретиков, предлагали церкви полностью отказаться от собирания мирских богатств (стяжания). Иосифляне выступали за активную роль церкви в государственной жизни, добивались строгого исполнения церковных обрядов и установлений и требовали решительной расправы над еретиками. В этой борьбе одержали победу иосифляне. В 1525 году был осужден Максим грек, а в 1531 Вассиан Косой. Одной из главных задач для иосифлян была задача укрепления духовного авторитета главы государства и обоснование тезиса о божественном характере царской власти. В развитии русской философской мысли московского периода важную роль сыграл пришедший из Византии исихазм (Сергий Радонежский, Нил Сорский, Епифаний Премудрый и т.д.), который заложил основу новому направлению в богословии – «имяславие», на базе которого выросла «философия имени».