Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 17:46, реферат
Когда речь идет о русской философии, встает вопрос, неизбежный при любом историко-философском исследовании: является ли русская философия безусловно оригинальной и в чем это проявляется, или же она является лишь талантливой популяризацией, просветительством, "выпавшим" из академической западной традиции и познакомившим мировую общественность с содержанием периферийного мышления по вопросам русской самобытности, облеченного в нестрогие формы полемики и культурно-философской эссеистики.
Существует мнение: поскольку византийская культура пришла на Русь в христианских переводах, постольку греческая философская мысль, традиции интеллектуализма не дошли до нее; распространение христианства означало приобщение к вере, но не к философии. Русь вошла в церковную структуру Византии, но в культурном, философском отношении была ограничена языковым барьером. Поэтому творческое развитие, философская рефлексия могли опираться только на собственные мыслительные ресурсы. Хотя отдельные таланты появились рано, но в целом до XIX века русская философия есть либо бледное подражание византийским образцам, либо - некритичное копирование западных книг.
Введение
1.Становление, особенности и этапы развития русской философии
2.Западники и славянофилы
3. Философия всеединства В. Соловьева
4. Философия Н. Бердяева
Заключение
Список литературы
Факультет рекламы, маркетинга и управления
по дисциплине: Философия
на тему: «Русская философия: характерные особенности и этапы
Выполнил: студентка заочного отделения,
Принял: Нецветаев В.Г.
Москва 2014 г.
Содержание
Введение
1.Становление, особенности и этапы развития русской философии
2.Западники и славянофилы
3. Философия всеединства В. Соловьева
4. Философия Н. Бердяева
Заключение
Список литературы
Введение
Когда речь идет о русской философии, встает вопрос, неизбежный при любом историко-философском исследовании: является ли русская философия безусловно оригинальной и в чем это проявляется, или же она является лишь талантливой популяризацией, просветительством, "выпавшим" из академической западной традиции и познакомившим мировую общественность с содержанием периферийного мышления по вопросам русской самобытности, облеченного в нестрогие формы полемики и культурно-философской эссеистики.
Существует мнение: поскольку византийская культура пришла на Русь в христианских переводах, постольку греческая философская мысль, традиции интеллектуализма не дошли до нее; распространение христианства означало приобщение к вере, но не к философии. Русь вошла в церковную структуру Византии, но в культурном, философском отношении была ограничена языковым барьером. Поэтому творческое развитие, философская рефлексия могли опираться только на собственные мыслительные ресурсы. Хотя отдельные таланты появились рано, но в целом до XIX века русская философия есть либо бледное подражание византийским образцам, либо - некритичное копирование западных книг.
Суть противоположной точки зрения заключается в том, что византийское христианство ко времени крещения Руси "забыло о человеке", стало утверждать рабскую этику, несовместимую с христианским гуманизмом.
Русь же после крещения с жаром неофита (новообращенного) восприняла самую суть христианства - идею подобия человека Богу, в образе Иисуса Христа снизошедшему в мир и испившему полную чашу человеческих страданий. Это и обусловило будущие особенности русской духовности с ее культом жертвенности, "больной совести", непротивления злу, а также специфику философии, главным предметом которой стала христианская онтология человека, этика в формах "пламенной публицистики".
Концентрация внимания на уникальности русской философии, проявляющейся в основном в освоении ею религиозно-практического опыта средствами и формами философствования, ведет к утверждению "особого пути" и противопоставлению русской философии западной, утверждению мнимой несовместимости отечественной философской традиции (определяемой как "живое христианство", "философия страдания и прозрения") с традицией рациональной рефлексии Западной Европы.
Когда речь идет о философском знании, следует иметь в виду, что глубина и содержательность философии не зависит от хронологический даты ее появления: ценность философии определяется содержанием ее собственной истории, ее собственного времени. Как бы мы ни старались удлинить историческое время русской философии, все равно она появляется много позже, нежели философия Эллады, или Древнего Китая, или Индии. Другое дело, что философия как определенное миропонимание, как картина мира и человеческого бытия всегда играла существенную роль в древней и средневековой Руси. И хотя ее роль была менее значительной, чем, скажем, в древнегреческой культуре или в Европе V-XII вв., она была принципиально иной, т.е. в большей мере совпадала с судьбой собственной страны.
1.Становление, особенности и этапы развития русской философии
Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.
Своими корнями русская философия уходит во времена Киевской Руси и Московского царства. На ее становление значительное влияние оказали не только византийское православие, но и языческие традиции славян, представляющие собой довольно богатый культурный пласт. Вместе с христианством Русь получила от Византии и православную философия, постепенно выделяя ее в самостоятельную область знаний. Правда, православная философская традиция смогла укорениться в нашей стране, лишь приобретая национальный характер и усваивая культурные традиции русского народа. В ходе развития философии в ней отразился сложный и противоречивый характер отечественной истории, особенности культуры и национального самосознания россиян.
К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, русскую герменевтику, идею соборности и т.п. Основной вопрос русской философии — это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.
Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.
Этапы развития
русской философии:
1) становление русской философской
мысли (XI — XVII вв.);
2) русская философская мысль
эпохи Просвещения (философские и социологические
идеи русских просветителей XVIII в.);
3) становление русской философии
(философия революционных демократов,
славянофилы и западники, народничество
— начало и середина XIX в.);
4) русский духовный ренессанс,
«серебряный век» русской философии (последняя
треть XIX — начало XX в.), которые в совокупности
сформировали русскую классическую философию.
Особенности русской философии:
Философская мысль в России зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации. Киевский митрополит Илларион создает «Слово о законе и благодати», в котором приветствует включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного христианского света.
Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Во времена правления Василия III появилось учение игумена Елизаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме».
Русская философия на протяжении
XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве
двух тенденций. Первая акцентировал
Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — западники. Идею западников поддерживали в XIX в. В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен. Работы «западников», в большей мере, воспроизводят идеи; Чернышевский — Фейербаха. Белинский — Гегеля, Герцен — французских материалистов и т.д.
Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы — самобытные русские философы.
Особенности
русский философии:
1. Не занималась процессами
познания мира. Эти вопросы стояли только
по отношению к человеку.
2. Антропоцентризм. Проблемы
доказательства Бога сводились к вопросу
«зачем это нужно человеку».
3. Обращение к проблемам нравственности.
4. Обращение к социальной проблеме
«Как сделать человека лучше?»
5. Практическая направленность.
6. Связь с отечественной культурой.
Проблемы русской
философской мысли:
1. Проблемы свободы.
2. Религиозный космологизм.
3. Проблемы гуманизма.
4. Проблемы жизни и смерти (Иван
Ильич у Толстого).
5. Проблемы творчества.
6. Проблемы добра и зла.
7. Проблемы власти и революции.
XVIII век — преобладали религиозные и идеалистические взгляды на жизнь.
XIX век — западничество и славянофильство.
2. Западники и славянофилы
Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство: И. В. Киреевский (1806 — 1856 гг.), А. С. Хомяков (1804—1860 гг.).
Иван Васильевич Киреевский
Славянофилы опирались на «самобытность», на православно русское направление в общественной мысли России. В основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и исключительности. Исходный тезис состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению славянофилов именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю».
И. В. Киреевский получил домашнее образование под руководством В. А. Жуковского. Уже в молодые годы разрабатывает «программу истинного патриотического движения».
В философии Киреевского можно выделить 4 основных блока идей.
Первый блок включает вопросы гносеологии.
И здесь он выступает за единство веры
и разума. Только при сочетании мышления,
чувства, эстетического созерцания, совести
и бескорыстной воли к истине человек
приобретает способность мистической
интуиции. Вера становится «живым, цельным зрением ума».
Ум, не обогащенный верой, беден и односторонен.
Западноевропейское просвещение признает
источником знания лишь личный опыт и
свой рассудок, в результате получается
у одних мыслителей формальная рассудочность,
т.е. рационализм, а у других — отвлеченная
чувственность, т.е. позитивизм. И только
православная вера обеспечивает «безмятежную внутреннюю целостность
духа».
Второй блок включает особенности
русской культуры. Для русской духовной
культуры характерна цельность бытия
внутреннего и внешнего, постоянная память
об отношении временного к вечному; человеческого
к божественному. Русский человек всегда
живо чувствует свои недостатки и чем
выше восходит по лестнице нравственного
развития, тем более требователен к себе
и потому менее бывает доволен собою.
Третий — идея соборности.
Цельность общества, сочетающаяся с личной
самостоятельностью и индивидуальным
своеобразием граждан, возможна только
при условии свободного подчинения отдельных
лиц абсолютным ценностям и при свободном
творчестве их, основанном на любви и уважении
церкви, народа, государства.
Четвертый — отношение
церкви и государства. Государство есть
устройство общества, имеющее целью жизнь
земную, временную.
Церковь есть устройство того же общества, имеющее целью жизнь небесную, вечную.
Временное должно служить вечному. Государство должно проникнуться духом церкви. Если в государстве есть справедливость, нравственность, святость законов, достоинство человека и т.д., оно служит не временным, а вечным целям. Только в таком государстве возможна свобода личности. Наоборот, государство, существующее для мелкой земной цели, не станет уважать свободу.
Поэтому свободное и законное развитие личности возможно только в государстве, подчиняющемся религиозной вере.
Алексей Степанович Хомяков
А. С. Хомяков проводит исследования, в которых
оценивает роль различных религий в мировой
истории. Он делит все религии на две основные
группы: кушитскую и иранскую.
Наиболее полно сущность иранства
выразило, по мнению А. С. Хомякова, христианство. Но христианство
раскололось на три крупных направления: католицизм, православие и
протестантизм. После раскола христианства
«начало свободы» уже не принадлежит всей
церкви. В различных направлениях христианства
сочетание свободы и необходимости представлено
по-разному:
• Католицизм обвиняется
славянофилами в отсутствии церковной
свободы, поскольку там существует догмат
о непогрешимости Папы Римского.
• Протестантизм же впадает
в другую крайность — в абсолютизацию
человеческой свободы, индивидуального
начала, которое разрушает церковность.
• Православие, считает
А. С. Хомяков, гармонически сочетает свободу
и необходимость, индивидуальную религиозность
с церковной организацией.
Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала решается ключевым понятием —соборностью. Соборность проявляется на основе духовной общности во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала («свободной воли человека») и божественного начала («благодати»). Соборность основывается на «безусловных», не зависящих от внешних форм выражения, истинах. Эти истины — не плод рациональных познавательных усилий человека, а плод духовных исканий людей.
Стержнем соборного сознания являются Никео-Цареградские символы веры, лежащие в основе вероучения Русской православной церкви (12 догматов и 7 таинств). Никео-Цареградские символы веры были приняты на первых семи Вселенских соборах и выработаны соборным сознанием. Соборность может быть усвоена только теми, кто живет в православной «церковной ограде», то есть членами православных общин, а для «чуждых и непризнанных» она недоступна. Главным же признаком жизни в церкви они считают участие в церковных обрядах, культовых действиях. В православном культе, по их мнению, воспитываются наиболее важные «чувства сердца». Культ не может быть заменен теоретическим, умозрительным изучением веры. Православное богослужение на практике обеспечивает реализацию принципа «единства во множественности». Приобщаясь к богу через таинства крещения, причащения, миропомазания, исповеди и брака, верующий осознает, что только в церкви он может в полной мере вступить в общение с Богом и получить «спасение». Отсюда вытекает стремление к «живому общению» с другими членами православной общины, тяга к единству с ними. Каждый член церкви, находясь в ее «ограде», может по-своему переживать и чувствовать религиозные действия в силу чего имеет место и «множественность».
Информация о работе Русская философия: характерные особенности и этапы становления