Русская философия 11-17 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:17, доклад

Краткое описание

11-17 век – это начальный период становления русской философии. Этот этап называют также:1. древнерусской философией2. русской средневековой философией3. философией допетровского периода.

Вложенные файлы: 1 файл

Отработка по философии на тему.pptx

— 497.48 Кб (Скачать файл)

Отработка по философии  на тему: Русская философия 11-17 веков. 

Выполнила: Анастасия Литвинская, студентка 4 курса 8 группы.

11-17 век – это начальный период становления русской философии. Этот этап называют также: 
1. древнерусской философией 
2. русской средневековой философией 
3. философией допетровского периода.

Русская философия  этого времени очень близка по своему типу к западноевропейскому  средневековью с его религиозной  направленностью. Ее отличительной  особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетённость в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной культуры являются монастыри.

Несмотря на общее  единство этого исторического типа философии, внутри его можно выделить конкретные периоды: 
1. 11-14 в. - процесс формирования древнерусской философии; 
2. 15-16 в. – эпоха ее расцвета; 
3. 17 в. – начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским.

С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется  связью с мировой философией, но вместе с ней ей присуща и самобытность. 
Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г.

В своем возникновении  она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского  языческого мировоззрения и культуры, с другой – принятие христианства тесными узами связало Древнюю  Русь с Византией.

Древнерусская философия  с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный  в 9 веке Кириллом и Мефодием.

Характерной особенностью развития русской философии является то, что она идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских  идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

В наиболее зрелом виде мировоззренческая глубина духовного  состояние и опыта Древней  Руси запечатлена прежде всего в  иконах и храмах. Например, икона  Андрея Рублева «Троица».

Это органическое единство философии и культуры имело положительные  и отрицательные последствия. С  одной стороны, русская культура была философски насыщена, духовно  богата и значима, ибо философия  была органично вплетена в общий  язык культуры, служивший ее родным домом. С другой – эта синкретичность культуры и философии сдерживала развитие философии как самостоятельного и профессионального вида деятельности.

Большой интерес философия  проявляла к нравственно-этической  и исторической тематике. В философском  осмыслении судеб человечества и  русского народа с самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Так, смысл истории раскрывается в сочинении киевского митрополита  Илариона «Слово о Законе и Благодати».

В Древней Руси Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку. Человек должен обходиться «тремя делами добрыми» – покаянием, слезами, милостыней. Нужно соблюдать заповеди, спасение души является важнейшей задачей бытия.

  
 
 
В период Московского царства 11-14 века появились натурфилософские учения. В 14 века распространился «исихазм» – безмолвие, как практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество. 
Человек – по образу и подобию бога. Он – микрокосм и органично соединяет в себе плоть и душу (Нил Сорский). К числу наибольших грехов он относил гнев, алчность, блуд, печаль, уныние и т.д. Был крупнейшим представителем нестяжательства. 

В 14-17 веках выделилось Московское княжество как центр  единого государства. Этот процесс  нашел отражение в учении монаха Филофея о Москве как от «Третьем Риме». Он учил, что в основе человеческой истории лежит божественное проведение, поэтому старый Рим пал всилу внутренних кризисных процессов. Новый Рим (Константинополь) тоже подвергся упадку под ударами турецких завоевателей. Третьему Риму (Москве) стоять вечно, а Четвертому небывать. Он отразил проблему существования великих держав.


Информация о работе Русская философия 11-17 веков