Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:17, доклад
11-17 век – это начальный период становления русской философии. Этот этап называют также:1. древнерусской философией2. русской средневековой философией3. философией допетровского периода.
Отработка по философии
на тему: Русская философия 11-17 веков.
Выполнила: Анастасия Литвинская, студентка 4 курса 8 группы.
11-17
век – это начальный период становления
русской философии. Этот этап называют
также:
1. древнерусской философией
2. русской средневековой философией
3. философией допетровского периода.
Русская философия
этого времени очень близка по
своему типу к западноевропейскому
средневековью с его
Несмотря на общее
единство этого исторического типа
философии, внутри его можно выделить
конкретные периоды:
1. 11-14 в. - процесс формирования древнерусской
философии;
2. 15-16 в. – эпоха ее расцвета;
3. 17 в. – начало постепенной смены
философии средневекового типа новоевропейским.
С самого начала своего
зарождения русская философия
Она возникает в Киевской Руси и тесно
связана с процессом христианизации, начало
которому было положено крещением Руси
в 988 г.
В своем возникновении она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой – принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией.
Древнерусская философия с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в 9 веке Кириллом и Мефодием.
Характерной особенностью развития русской философии является то, что она идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
В наиболее зрелом виде
мировоззренческая глубина
Это органическое единство философии и культуры имело положительные и отрицательные последствия. С одной стороны, русская культура была философски насыщена, духовно богата и значима, ибо философия была органично вплетена в общий язык культуры, служивший ее родным домом. С другой – эта синкретичность культуры и философии сдерживала развитие философии как самостоятельного и профессионального вида деятельности.
Большой интерес философия
проявляла к нравственно-
В Древней Руси Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку. Человек должен обходиться «тремя делами добрыми» – покаянием, слезами, милостыней. Нужно соблюдать заповеди, спасение души является важнейшей задачей бытия.
В период Московского царства 11-14 века
появились натурфилософские учения. В
14 века распространился «исихазм» – безмолвие,
как практика созерцательного отношения
к окружающему миру, породившая монашество.
Человек – по образу и подобию бога. Он
– микрокосм и органично соединяет в себе
плоть и душу (Нил Сорский). К числу
наибольших грехов он относил гнев, алчность,
блуд, печаль, уныние и т.д. Был крупнейшим
представителем нестяжательства.
В 14-17 веках выделилось Московское княжество как центр единого государства. Этот процесс нашел отражение в учении монаха Филофея о Москве как от «Третьем Риме». Он учил, что в основе человеческой истории лежит божественное проведение, поэтому старый Рим пал всилу внутренних кризисных процессов. Новый Рим (Константинополь) тоже подвергся упадку под ударами турецких завоевателей. Третьему Риму (Москве) стоять вечно, а Четвертому небывать. Он отразил проблему существования великих держав.