Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:47, реферат
Формирование и специфические черты русской философии. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала XX века
Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей. Зародилось это явление еще в позапрошлом тысячелетии.
На формирование и развитие русской философии оказали огромное влияние такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности расположения страны в мире. В ее содержании имеют место три идейных потока: историософский, религиозный, нравственный.
1. Русская философия
Формирование и специфические черты русской философии. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала XX века
Проблема человека и общества у славянофилов и западников
2. Человек в информационно-техническом мире
Проблема «человек-техника» в современном мире
Сущность процессов информатизации и компьютеризации, их социально-культурные последствия
Список литературы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
ФИЛИАЛ Г. ПЕРМЬ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
№ группы |
|
По |
| ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
Вариант № |
| Зачетная книжка № |
| ||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Тема |
| ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Студента |
| курса |
| (набора |
| г.) | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
Проверил (а) |
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
« |
| » |
| 20 |
| г. |
Содержание:
1. Русская философия Формирование и специфические черты русской философии. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала XX века | 3 |
Проблема человека и общества у славянофилов и западников | 7 |
2. Человек в информационно-техническом мире Проблема «человек-техника» в современном мире | 14
|
Сущность процессов информатизации и компьютеризации, их социально-культурные последствия | 19
|
Список литературы | 23 |
|
|
2. Русская философия
Формирование и специфические черты русской философии. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала XX века
Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей. Зародилось это явление еще в позапрошлом тысячелетии.
На формирование и развитие русской философии оказали огромное влияние такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности расположения страны в мире. В ее содержании имеют место три идейных потока: историософский, религиозный, нравственный.
Старейшими сохранившимися письменными памятниками Русской философской мысли считаются:
1) Речь Философа 986 год.
2) Крещение Руси 988 год.
3) Слово о законе и благодати, митрополита Иллариона 1051 год.
Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого, преображение настоящего и в ней же присутствует тема будущего, искания справедливого общественного устройства. В этой философии неизменным является так же осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой философии, ее космическом призвании.
Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности и гуманизма.
Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны. Первый период ее развития – 11-17 века. Тогда щел процесс формирования русской философии и обретение ею национального характера. Вопросы философского характера раскрывались в летописях. Так, в «Повести Временных Лет» Нестором был поставлен вопрос о происхождении Русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. Здесь осмысливались социальные отношения, формировались нравственные нормы общественной жизни. Первым древнерусским фиолософом принято считать Киевского митрополита Иллариона. В его «Слове о законе и благодати» центральной темой стала христианская история и места в не России. В «Молитве» Илларион рассматривает природу человека, подчеркивает его нестойкость и греховность. Для спасения человека требуется его обращение к богу. Свободная воля порождает не только добро, но и зло, поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.
В Древней Руси Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку. Человек должен обходиться «тремя делами добрыми» – покаянием, слезами, милостыней. Нужно соблюдать заповеди, спасение души является важнейшей задачей бытия.
В период Московского царства 11-14 века появились натурфилософские учения. В 14 века распространился «исихазм» – безмолвствие, как практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество.
Человек – по образу и подобию бога. Он – микрокосм и органично соединяет в себе плоть и душу (Нил Сорский). К числу наибольших грехов он относил гнев, алчность, блуд, печаль, уныние и т.д. Был крупнейшим представителем нестяжательства.
Нестяжателям противостояли иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого. Он настаивал на участии церкви в социальной жизни.
Еретики критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед богом и светской властью.
В 14-17 веках выделилось Московское княжество как центр единого государства. Этот процесс нашел отражение в учении монаха Филофея о Москве как от «Третьем Риме». Он учил, что в основе человеческой истории лежит божественное проведение, поэтому старый Рим пал всилу внутренних кризисных процессов. Новый Рим (Константинополь) тоже подвергся упадку под ударами турецких завоевателей. Третьему Риму (Москве) стоять вечно, а Четвертому небывать. Он отразил проблему существования великих держав.
18 век (Русское просвящение) – идейное обоснование реформ Петра 1 сделали Татищев, Прокопович, Кантемир.
Характерные черты и предмет русской философии
По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: интуитивизм, религиозность, позитивизм, космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, реалистичность (онтологизм).
Предметами философского поиска русских мыслителей были:
1) Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
2) Проблема будущего;
3) Проблема власти;
4) Проблема государства;
5) Проблема идеального общества;
6) Проблема социальной справедливости;
7) Проблема человека;
8) Проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
9) Проблемы морали и нравственности.
Основные школы русской философии
1) Историческая философия П. Я. Чаадаева;
2) Философия западников и славянофилов — А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы;
3) Ортодоксально-монархическая философия — Н. В. Федоров, К. Н. Леонтьев;
4) Философия Ф. М. Достоевского;
5) Философия Л. Н. Толстого;
6) Революционно-демократическая философия — Н. Г. Чернышевский, народники Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, анархист П. А. Кропоткин, марксист Г. В. Плеханов.
7) Философская антропология — Николай Николаевич Страхов
8) Либеральная философия — В. С. Соловьёв.
9) Русская религиозная философия — С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский;
10) Философия космизма — Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский;
11) Философия «русского зарубежья» — Д. С. Мережковский, Л. Шестов, П. Сорокин, Н. А. Бердяев.
Михаил Васильевич Ломоносов
Значительное место в истории русской философии занимает Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Область его интересов чрезвычайно широка. Его интересовали как естественно-научные проблемы, так и гуманитарные науки, в частности, филология. На его взгляды повлияли такие великие философы, представители механистического мировоззрения, как Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон, И. Ньютон, Г. Лейбниц и др. Примечательно, что Ломоносов прослушал курс философии у Х. Вольфа.
Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии», говорил, что тела состоят из мельчайших частиц − атомов, образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривал детерминизм процессов в природе. Здесь проявляется диалектизм его взглядов. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий.
Пётр Яковлевич Чаадаев
В философских взглядах Петра Яковлевича Чаадаева (1794—1856) присутствовал дуализм. Материальный мир он представлял состоящим из частиц и считал, что для его описания необходима логика. В мире же духовности господствует откровение. Пространство и время понимались Чаадаевым в духе распространенного в то время механицизма. Человека Чаадаев рассматривал как единство физического и духовного, совокупность необходимости и свободы. На основе понимания соотношения двух последних характеристик он сформулировал принципы исторической философии, взгляды на которую у него изменялись на протяжении всей жизни. Если в начальный период идея единения российского народа с другими народами выступала у него в императивной форме, то позже он уже стал рассматривать оторванность России от остального мира как преимущество. В конце концов его объявили сумасшедшим и запретили публиковать свои работы.
Лев Николаевич Толстой
Одно из центральных мест в русской философии занимает Лев Николаевич Толстой (1828—1910). На его философию оказали влияние взгляды Канта, Руссо, А. Шопенгауэра. Взгляды Толстого разделяли многие современники («толстовцы») и последователи. Сам Ганди считал его своим учителем.
В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты («истинная религия»). Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни, чем и занимается в первую очередь любая религия. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства. Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы, то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей.
Владимир Сергеевич Соловьёв
Современники называли Владимира Сергеевича Соловьёва (1853—1900) центральной фигурой русской философии. Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений как эмпиризм и рационализм. Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести ее человек, в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту). Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу.