Русская философия 19-20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 10:09, контрольная работа

Краткое описание

Основная особенность русской философии заключалась в ее обособленности от Запада и Европы. Русская философия как бы противопоставляет себя всем западным течениям утверждая что: ценность человеческой жизни гораздо дороже прогресса, а единственный способ выжить- единство (что не удивительно, учитывая какие испытания преподносила судьба Русскому народу).

Специфические черты русской философии:
1.Сильная подверженность религиозному влиянию.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 30.00 Кб (Скачать файл)

                                                          Вариант 8.

  1. Русская философия XIX-XX веков.

       Основная особенность русской философии заключалась в ее обособленности от Запада и Европы. Русская философия как бы противопоставляет себя всем западным течениям утверждая  что: ценность человеческой жизни гораздо дороже прогресса, а единственный способ выжить- единство (что не удивительно, учитывая какие испытания преподносила судьба Русскому народу).

 

Специфические черты русской философии:

1.Сильная подверженность религиозному влиянию.

2.Целостность, стремление философов  заниматься всеми актуальными  проблемами сразу.

3.Выражение мыслей в специфических  формах, например: художественное творчество, публицистика, искусство, «эзопов  язык»-как средство обхода цензуры.

4.Высокая роль проблем морали  и нравственности.

5.Широкое распространение в  народе.

6.Соборность.

 

Основные вопросы русской философии.

  Если брать в целом, то:проблема человека, проблемы морали и нравственности, проблема власти, проблема государства, проблема социальной справедливости, проблема будущего. Две последних являются основными по моему мнению. А на проблеме социальной справедливости уже пару раз успешно сыграли революционеры.

  Если брать конкретно 19-20 век, то:

 Тема «кризиса духа», культуры. Соловьев ярко осветил ее в своей работе 1874 года «Кризис западной философии (против позитивистов)». Многие считали что кризис 20ого века в России это катастрофа и я с ними полностью согласен. Абсолютный крах всех основ, всего чем жил русский человек. Прошло уже 100 лет, а Россия никак не может оправиться от того удара, который нанесла революция. Я уверен пройдет еще 100 лет и прежде чем положение изменится.

  Вторая особенность- борьба против классической абстрактности мысли.

Ну тут вроде бы все понятно, борьба абстрактно- теоретического против жизненно- практического. Попытки утвердить примат практики по отношению к теории.

 Третья особенность- антирационалистические движения.

  Четвертая- метофизика, т.е. единство человека, природы, космоса, Бога.

 

Славянофильское учение о мессианской  роли русского народа и соборности.

 А.С. Хомяков провел исследование в которых оценил роль различных религий в мировой истории. Все религии он поделил на 2 типа: кушитскую и иранскую. Различия в них заключаются не в количестве богов и особенностях культовых обрядов, а в соотношении свободы и необходимости. Кушитство строится на началах необходимости обрекая своих последователей на бездумное подчинение, заставляя людей исполнять чуждую им волю.                           Иранство напротив является рлигией свободы. Человек сам волен выбирать между добром и злом. Наиболее полно по его мнению иранство раскрылось в христианстве. Но христианство распалось на 3 крупных направления- православие, католицизм, протестантизм. В различных направлениях христианства соотношение свободы и необходимости представлено по разному. Католиков славянофилы обвинили в отсутствии церковной свободы, поскольку там есть догмат о непогрешимости Папы Римского. Протестантизм впадает в другую крайность- абсолютизацию человеческой свободы,а это разрушает церковь. Решение проблемы сочетания свободы и необходимости толкнули на создание термина «соборности», который выражал их религиозно философские взгляды. Соборность в их предствлении заключалась не только в видимом единении множества людей, но и в духовном которое проявлялось в семье, обществе, отношениях с государством и.т.д..

Философия всеединства В.С. Соловьева 

Концепция всеединства у Соловьева  является самой разработанной среди  вариантов интерпретации идеи всеединства в русской философии. Ее суть: целое существует не за счет частей или вопреки им, а в пользу всех. Ложное всеединство появляется тогда, когда целое подавляет входящие в него элементы или поглощает их. Соловьев выделяет три аспекта всеединства: 
создает «новую философскую систему», которая, по его мнению, выражает новое знание – знание всеединства. Всеединство у Соловьева поднимется в 3-х аспектах: 
-гносеологическом – как единство 3-х видов знания: эмпирического (наука), рационального (философия), мистического (религиозное созерцание), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой; 
-в социально- практическом аспекте всеединство понимается как единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия; 
-и в аксиологическом аспекте – как единство трех абсолютных ценностей (добра, истины и красоты), при условии примата добра.  
Искомое всеединство в философии Соловьева трансформировалось в образ Софии («вечной женственности»).  
В результате мир, человек и Бог должны преодолеть обособленность и независимость друг от друга, преобразиться, стать единым целым.

Гносеологическим коррелятом концепции  всеединства выступает теория цельного знания, направленная против сведения познавательных потенций человека к его рациональной сфере. Абсолют дан человеку в форме ощущения до всякого самосознания. Различая три источника познания – опыт, разум, мистику, В. С. Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере Осмысливая тенденции мирового развития конца ХIХ – начала ХХ вв., В. С. Соловьев указывает на существование в нем трех коренных сил: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому верховному началу; 2) центробежной (Запад), инициирует личную свободу; 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развитию человечества. Такой силой может быть только славянство. Историческая миссия России, писал В. С. Соловьев, - в ее участии в развитии христианской цивилизации – моральными, но не политическими средствами. Только русский народ, по мысли  В.С. Соловьева, смог бы инициировать процессы воссоединения человечества под эгидой всемирной технократии. Нарастание ощущения катастрофичности истории в ее понимании Соловьевым приводит его в конце концов к отказу от теократической утопии.

Антиинтелектуализм

Антиинтеллектуалисты намерены культивировать такую религиозность, в которой  чувства преобладали бы над рассудочным  началом. Они стремятся замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы, сделать ее недоступной критике с позиций логического мышления. В современной русской религиозной философии мнение антиинтеллекгуализма наиболее последовательно выражал Л. Шестов (1866 - 1938). Определяющим моментом его учения является тезис о коренной противоположности и, даже, несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость бытия человека, коренной поворот к новой жизни, в которой не действуют законы человеческого общежития, авторитет, разумные доводы. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек. Истинно верующим является только тот человек, кто почувствовал, что все ограничительные законы, или устои, все опоры, на которых держался человек, разбиты, раздроблены, уничтожены, исчезли, что все светочи погасли, все указания исчезли. "Вне наших общих принципов, помимо нашего осознающего разума, протекают наиболее замечательные и значительные события нашего" существования. Можно сильнее сказать - при всякой попытке нашего разума проверить своими критериями действительность таких переживаний наши сами переживания мгновенно превращаются в ничто, словно бы их никогда не было. Здесь нельзя проверить, нельзя фиксировать... От всякой попытки прикоснуться щупальцами разума к вере - вера гибнет. Она может жить лишь в атмосфере безумия. Она не делится своей властью ни с кем. И вопрос ставится именно так: либо разум, либо вера" - пишет в своей знаменитой книге Л.Шестов "Только верою".

С мнением Л. Шестова о коренной ущербности рационального познания и существовании особой, внелогической  способности постижения человеческого  бытия солидаризируется видный православный философ С. Н. Булгаков (1871 - 1944). Логическое мышление, по его словам, соответствует лишь теперешнему, греховному человеку, оно есть болезнь, порождение несовершенства. Безгрешному человеку свойственно мета - логическое мышление, своего рода ясновидение, и поэтому высшая религиозная задача для человечества - подняться над умом, стать выше ума. Этим двум противоположным типам освоения реальности соответствуют, с точки зрения антиинтеллектуалистов, и две противоположные теоретические формы выражения -рационализм и христианская философия. «Рационализм, т. е. философия понятия и рассудка, философия вещей и безжизненной неподвижности, по характеристике православном богослова П. Флоренского (1882 - 1943), всецело связан с законом тождества - это философия идеи и разума, философия личности и творческого подвига, опирается, следовательно, на возможность преодоления закона тождества - это философия духовности.

Такая оценка двух типов постижения бытия и предопределила основное направление критики рационализма. Преимущественным объектом атак антиинтеллектуалистов стал закон тождества, на который опирается рациональное мышление человека, вся классическая логика. Антиинтеллектуалисты утверждают, что закон тождества не только бесполезен для проникновения в тайны бытия, но является на этом пути непреодолимым препятствием. Под углом зрения закона тождества, все бытие, желая утверждать себя, на деле только уничтожает себя, превращаясь в, совокупность таких элементов, из которых каждый есть центр отрицаний и притом только отрицаний. Таким образом, все бытие является согласным отрицанием, одним великим "НЕ". Закон тождества, по мнению П. Флоренского, действует не просто как разрушительная сила, убивает творческое начало в человеке, превращает личность в вещь. А потому победа над этим законом одно из главнейших условий возрождения духовного изенения человека, становления личности.


Информация о работе Русская философия 19-20 веков