Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:19, доклад
По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается
проблемами этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии –
гносеология, логика, этика, эстетика и история философии – велись
исследования в России до большевистской революции. В более позднее время
действительно русские философы особенно интересовались вопросами этики.
Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение для решения
всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и
пути их исследования.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается
проблемами этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии –
гносеология, логика, этика, эстетика и история философии – велись
исследования в России до большевистской революции. В более позднее время
действительно русские философы особенно интересовались вопросами этики.
Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение для решения
всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и
пути их исследования.
В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости
внешнего мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в
форме учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как
таковых в себе. По–видимому, русской философии свойственно острое чувство
реальности и чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций
как нечто психическое или
Русские философы отличаются такой же высокой способностью к
спекулятивному мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический
материализм нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и
в других странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к
таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных
людей, не сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти
люди всегда составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов –
профессионалов были позитивистами и материалистами.
В русской философии
стремление к цельному
реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как
чувственного так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть
в строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции,
нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности,
но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который
устанавливает связь человека с богом и его царством.
Ряд русских мыслителей
посвятил свою жизнь
христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской
философии. То что развитие русской философии нацелено на истолкование мира
в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно,
окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации. В общественной жизни
любое идеологическое движение развивается со своей противоположностью.
Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно онтологична.
Русскому уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше
всего интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом.
Этот онтологизм однако (в противоположность Западу), заостряется в материи,
что характерно для него еще со времен мистической архаики. Самая идея
божества, как они развивались в русской церкви выдвигает на первый план
элементы телесности, в чем П.Флоренский находил специфику русского
православия в отличии от византийского. В дальнейшем в связи с вырождением
мистики эта «софийская» философия постепенно теряет свою религиозную
сущность. Еще в самом конце XIX века русский философ В.Соловьев указал на
«религиозный материализм», «идею святой телесности», дающей возможность
утверждать не только всемирное божество, но и максимальную энергию всего
материального и, в частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтому
нет ничего удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что «ни
одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко,
как современный здоровый и свежий материализм».
Второй чертой русской философии, тоже восходящей к мистической
архаике, является идея соборности. Соборность – это свободное единство
основ церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного
отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к
Христу и божественной праведности. Так как верующие вместе любят Христа как
носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть не только
единство многих людей, но и единство, в котором каждая личность сохраняет
свою свободу. Это возможно только в том случае, если такое единство
зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Любящие Христа и его
церковь отказываются от всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают
разумную проницательность веры, раскрывающей значение великих истин
откровения. Соборность – это есть единение Духа (по Хомякову). Человеку не
испытавшему этого единения в Духе невозможно понять и уразуметь в чем же
отличие соборности от коллективности и общинность азиатский обществ или
солидарности обществ западных. [9]
Отсюда вытекает, что как только русская философская мысль начинала
касаться отдельной личности, то есть ставить этические вопросы, то они
сразу превращались в идеологию этого общественного подвижничества и
героизма. Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в
истории русской философии. Всестороннее её исследование является важной
национальной особенностью философской мысли. Проблема личности
концентрирует в себе основные вопросы политической, правовой, нравственной,
религиозной, социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности в
обществе, условия её свободы, структура личности, её творческая реализация
представляет собой целостный процесс развития идей. Тема проблемы личности
проходит в тех или иных формах через многие этапы истории русской
философской мысли. Однако наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась
в XIX - начале XX века в различных изданиях, которые отличались богатством
содержания.
Славянофилы утверждали,
что подлинная свобода
на основе признания религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая,
рационализм и материализм, они отстаивали Бога в человеке. Постановка
вопроса о внутренней духовной свободе человека была несомненной заслугой
философов-славянофилов. Славянофилы выступали против личной собственности
правового государства. Они считали, что род, семья, община, социальные
связи, являются наилучшей средой для существования личности. Всем формам
внешней свободы - политической, правовой, экономической, они
противопоставляли внутреннюю свободу личности, основанную на ценностях
внутреннего мира, освящённых религией.
Чернышевский и Добролюбов в своих трудах развили идею «разумного
эгоизма». От абстрактной человеческой природы они перешли к пониманию
личности как субъекта социально-политической деятельности. Они утверждали
социальную активность, утверждали единство слова и дела. Человек
превращается в личность в процессе борьбы против сил, препятствующих
прогрессу, против рабства и пустой мечтательности. Чернышевский разработал
идею “Разумного эгоизма”. Его суть: протест против фальши и лицемерия,
против индивидуального эгоизма, против насилия над личностью, но “за”
разумное сочетание интересов личности и общества, за единство сознания и
поведения. [2]
Иначе к разработке проблемы личности подошёл Владимир Соловьев. Он
анализировал человека в масштабах глобальных, космических, его понимание
вносило гуманистический характер. Его исследования сущности добра, стыда,
единства познания, нравственности, эстетики, обогатили мировую философскую
мысль. [7]
Проблема свободы личности, которой русские философы посвятили столько
ярких страниц, приобрела в современном мире особое значение, она становится
объектом не только политических деклараций, но и теоретических изысканий.
Одним из них является либерализм. Российский либерализм выражается
социальным строем, который многие люди представляли себе как движение
общества к гражданскому и правовому государству, где все равны перед
законом, где интересы личности выше интересов государства, где хорошие
условия труда и жизни. Глубину идеи русского либерализма демонстрирует
работа одного из ведущих представителей русской социально-философской мысли
Петра Струве. Струве считал, что главная сущность тех или иных учений - это
отношение “к двум основным проблемам культурного и государственного
развития России: проблеме свободы и власти”. Таким образом, сплетаются две
тенденции - полная свобода личности и в тоже время поиск границ этой
свободы. Классическим выражением либерального консерватизма Струве считал
творчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел сочетание как любви к
свободе, так и любви к власти.
Таким образом, мыслители XIX - начала XX века стремились утвердить в
российском обществе идеи просвещения и уважения к правовым нормам, уважение
к личности.
Сюда входят несколько идей. Во-первых, русские писатели испытывали
жгучую потребность очищения, чистоты перед народом, острое чувство не
только честного, справедливого, человеческого отношения к народу, но именно
внутренней чистоты перед ним, обнаженной и очищенной совести. Были
многочисленные «кающиеся
вторых, эта жажда внутренней чистоты перед народом превращается далее в
подлинный героизм и самоотверженное подвижничество. Тема о «героическом
характере» русской литературы была давно популярна, еще задолго до
революции. У первой русской интеллигенции честным считалось вести
революционную борьбу или, по крайней мере, быть в оппозиции к
правительству, и бесчестным и подлым – уклоняться от борьбы и оппозиции.
Стремление к чистоте
дело революции. Правда, сюда не подойдут славянофилы, бывшие либералами или
даже реакционерами. Но они продолжали культивировать старые идеи
подвижничества, т.е. понимали его как духовную практику, а значит, тем
самым все же и они не расставались
с общерусской идеей