Русская философия и ее особености

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:19, доклад

Краткое описание

По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается
проблемами этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии –
гносеология, логика, этика, эстетика и история философии – велись
исследования в России до большевистской революции. В более позднее время
действительно русские философы особенно интересовались вопросами этики.
Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение для решения
всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и
пути их исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.docx

— 23.28 Кб (Скачать файл)

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

 

 

      По общепринятому   мнению,  русская  философия   в  основном  занимается

проблемами  этики.  Это  мнение  неверно.  Во  всех  областях  философии   –

гносеология,  логика,  этика,  эстетика  и  история   философии   –   велись

исследования в России до большевистской  революции. В  более  позднее  время

действительно русские  философы  особенно  интересовались  вопросами  этики.

Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение  для  решения

всех других философских вопросов, так как она рассматривает  их  характер  и

пути их исследования.

      В  русской   философии  широко  распространен   взгляд  о  познаваемости

внешнего мира. Этот взгляд часто  выражался в своей крайне форме, а именно  в

форме  учения  об  интуитивном  непосредственном  созерцании  объектов   как

таковых в себе. По–видимому, русской  философии  свойственно  острое  чувство

реальности и чуждо стремление  рассматривать  содержание  внешних  перцепций

как нечто психическое или субъективное.

      Русские  философы  отличаются  такой   же   высокой   способностью   к

спекулятивному мышлению, как и  немецкие. Как позитивизм, так и  механический

материализм нашли в России широкое  распространение. Однако в России,  как  и

в других странах, без сомнения, все  еще продолжает существовать тенденция  к

таким взглядам среди инженеров,  врачей,  адвокатов  и  других  образованных

людей, не сделавших философию своей  профессией. Следует  отметить,  что  эти

люди всегда составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов  –

профессионалов были позитивистами  и материалистами.

      В русской философии  стремление к цельному познанию  и  острое  чувство

реальности  тесно  сочетается  с  верой  во  все  многообразие   опыта   как

чувственного так и более  утонченного, дающего возможность  глубже  проникнуть

в строение  бытия.  Русские  философы  доверяют  интеллектуальной  интуиции,

нравственному и эстетическому  опытам, раскрывающим нам высочайшие  ценности,

но, прежде всего, они  доверяют  религиозному  мистическому  опыту,  который

устанавливает связь человека с  богом и его царством.

      Ряд русских мыслителей  посвятил свою жизнь  разработке  всеобъемлющего

христианского  мироздания.  В  этом  состоит   характерная   черта   русской

философии. То что развитие русской  философии нацелено на  истолкование  мира

в духе  христианства,  говорит  о  многом:  русская  философия,  несомненно,

окажет большое влияние на судьбы  всей  цивилизации.  В  общественной  жизни

любое идеологическое движение развивается  со своей противоположностью.

      Русская философия,  прежде всего, резко  и   безоговорочно  онтологична.

Русскому уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека  меньше

всего интересуется своим  собственным  узколичным  и  внутренним  субъектом.

Этот онтологизм однако (в противоположность  Западу), заостряется в  материи,

что характерно для него  еще  со  времен  мистической  архаики.  Самая  идея

божества, как они развивались  в русской  церкви  выдвигает  на  первый  план

элементы  телесности,  в  чем  П.Флоренский   находил   специфику   русского

православия в отличии от византийского. В дальнейшем в связи  с  вырождением

мистики  эта  «софийская»  философия  постепенно  теряет  свою   религиозную

сущность. Еще в самом конце XIX века русский философ  В.Соловьев  указал  на

«религиозный материализм»,  «идею  святой  телесности»,  дающей  возможность

утверждать не только всемирное  божество, но  и  максимальную  энергию  всего

материального и, в частности, чисто  человеческой воли  и  действия.  Поэтому

нет ничего удивительного или непонятного  в словах Писарева о  том,  что  «ни

одна философия в мире не привьется  к русскому уму так прочно  и  так  легко,

как современный здоровый и свежий материализм».

      Второй  чертой  русской  философии,  тоже  восходящей  к   мистической

архаике, является идея  соборности.  Соборность  –  это  свободное  единство

основ  церкви  в  деле  совместного  понимания  ими  правды  и   совместного

отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной  любви  к

Христу и божественной праведности. Так как верующие вместе любят  Христа  как

носителя совершенной  истины  и  праведности,  то  церковь  есть  не  только

единство многих людей, но и единство, в котором  каждая  личность  сохраняет

свою свободу.  Это  возможно  только  в  том  случае,  если  такое  единство

зиждется на  бескорыстной,  самоотверженной  любви.  Любящие  Христа  и  его

церковь отказываются от всяческого тщеславия, личной  гордости  и  усваивают

разумную  проницательность  веры,  раскрывающей   значение   великих   истин

откровения. Соборность – это есть единение Духа (по Хомякову).  Человеку  не

испытавшему этого единения в Духе невозможно понять и  уразуметь  в  чем  же

отличие соборности от коллективности  и  общинность  азиатский  обществ  или

солидарности обществ западных. [9]

      Отсюда вытекает, что как только  русская   философская  мысль  начинала

касаться отдельной личности, то  есть  ставить  этические  вопросы,  то  они

сразу  превращались  в  идеологию  этого  общественного   подвижничества   и

героизма. Проблема личности  -  одна  из  главных  теоретических  проблем  в

истории русской философии.  Всестороннее  её  исследование  является  важной

национальной   особенностью    философской    мысли.    Проблема    личности

концентрирует в себе основные вопросы  политической, правовой,  нравственной,

религиозной, социальной и эстетической  жизни  и  мысли.  Место  личности  в

обществе, условия её свободы, структура  личности, её  творческая  реализация

представляет собой целостный  процесс развития идей. Тема  проблемы  личности

проходит  в  тех  или  иных  формах  через  многие  этапы  истории   русской

философской мысли. Однако наиболее интенсивно эта  проблема  разрабатывалась

в XIX - начале XX века в различных  изданиях, которые  отличались  богатством

содержания.

      Славянофилы утверждали, что подлинная свобода личности  возможна  лишь

на основе  признания  религии  высшей  ступенью  духовной  жизни.  Отвергая,

рационализм и  материализм,  они  отстаивали  Бога  в  человеке.  Постановка

вопроса о внутренней духовной свободе  человека  была  несомненной  заслугой

философов-славянофилов. Славянофилы  выступали  против  личной  собственности

правового государства. Они  считали,  что  род,  семья,  община,  социальные

связи, являются наилучшей средой для  существования  личности.  Всем  формам

внешней   свободы   -    политической,    правовой,    экономической,    они

противопоставляли  внутреннюю  свободу  личности,  основанную  на  ценностях

внутреннего мира, освящённых религией.

      Чернышевский и  Добролюбов  в  своих  трудах  развили  идею  «разумного

эгоизма». От  абстрактной  человеческой  природы  они  перешли  к  пониманию

личности как субъекта социально-политической  деятельности.  Они  утверждали

социальную  активность,  утверждали   единство   слова   и   дела.   Человек

превращается  в  личность  в  процессе  борьбы  против  сил,  препятствующих

прогрессу, против рабства и пустой мечтательности.  Чернышевский  разработал

идею “Разумного эгоизма”. Его  суть:  протест  против  фальши  и  лицемерия,

против индивидуального  эгоизма,  против  насилия  над  личностью,  но  “за”

разумное сочетание интересов  личности и общества,  за  единство  сознания  и

поведения. [2]

      Иначе к разработке  проблемы личности  подошёл   Владимир  Соловьев.  Он

анализировал человека в масштабах  глобальных,  космических,  его  понимание

вносило гуманистический характер. Его исследования  сущности  добра,  стыда,

единства познания, нравственности, эстетики, обогатили  мировую  философскую

мысль. [7]

      Проблема свободы  личности, которой русские философы  посвятили  столько

ярких страниц, приобрела в современном  мире особое значение, она  становится

объектом не только политических деклараций, но  и  теоретических  изысканий.

Одним  из  них  является  либерализм.   Российский   либерализм   выражается

социальным строем,  который  многие  люди  представляли  себе  как  движение

общества к  гражданскому  и  правовому  государству,  где  все  равны  перед

законом, где интересы  личности  выше  интересов  государства,  где  хорошие

условия труда и  жизни.  Глубину  идеи  русского  либерализма  демонстрирует

работа одного из ведущих представителей русской социально-философской  мысли

Петра Струве. Струве считал, что главная  сущность тех или иных учений -  это

отношение  “к  двум  основным  проблемам  культурного   и   государственного

развития России: проблеме свободы  и власти”. Таким образом,  сплетаются  две

тенденции - полная свобода  личности  и  в  тоже  время  поиск  границ  этой

свободы. Классическим выражением либерального  консерватизма  Струве  считал

творчество А.С. Пушкина, в котором  Струве  увидел  сочетание  как  любви  к

свободе, так и любви к власти.

      Таким образом,  мыслители XIX - начала XX века стремились  утвердить  в

российском обществе идеи просвещения  и уважения к правовым нормам,  уважение

к личности.

      Сюда входят несколько  идей.  Во-первых,  русские  писатели  испытывали

жгучую потребность  очищения,  чистоты  перед  народом,  острое  чувство  не

только честного, справедливого, человеческого  отношения к народу, но  именно

внутренней  чистоты  перед  ним,  обнаженной  и  очищенной   совести.   Были

многочисленные «кающиеся дворяне» и «активные  народники  70-х  годов».  Во-

вторых, эта жажда внутренней чистоты  перед  народом  превращается  далее  в

подлинный героизм и  самоотверженное  подвижничество.  Тема  о  «героическом

характере»  русской  литературы  была  давно  популярна,  еще   задолго   до

революции.  У  первой  русской   интеллигенции   честным   считалось   вести

революционную  борьбу  или,  по   крайней   мере,   быть   в   оппозиции   к

правительству, и бесчестным и подлым – уклоняться  от  борьбы  и  оппозиции.

Стремление к чистоте становилось  стремлением отдать и самому жизнь  свою  за

дело революции. Правда, сюда не подойдут славянофилы, бывшие либералами  или

даже  реакционерами.  Но   они   продолжали   культивировать   старые   идеи

подвижничества, т.е. понимали его  как  духовную   практику,  а  значит,  тем

самым все же и они не расставались с общерусской идеей подвижничества.


Информация о работе Русская философия и ее особености