Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 15:43, реферат
Идеи космизма, выражающие неразрывную связь человека и Вселенной, были известны в истории мировой культуры с древнейших времен. В самобытном мировоззренческой традиции языческих славян космос воспринимался как единый и одушевленный.Выработанные предками нравственные ориентиры должны были вносить в него естественное равновесие и гармонию.
Реферат
На тему: «Русский Космизм»
Выполнила:
Студентка КЭГИ
Группы ИМ-10-1А
Мукомел Мария
Краматорск,2011
Русский Космизм
Идеи космизма, выражающие неразрывную связь человека и Вселенной, были известны в истории мировой культуры с древнейших времен. В самобытном мировоззренческой традиции языческих славян космос воспринимался как единый и одушевленный.Выработанные предками нравственные ориентиры должны были вносить в него естественное равновесие и гармонию.
С
приходом на Русь христианской
идеологии данный вариант
В
целом для русского космизма
характерны попытки разработки
новой целостной картины мира,
мира обитаемого и обжитого.
В настоящее время в русском космизме выделяют три течения:
Н.Ф.Федоров(1828-1903)
Николай Федорович Федоров получил образование одесском лицее Ришелье, затем преподавал историю и географию в провинциальных городах. В течении многих лет работал библиотекарем Чертковской и Румянцевской библиотек в Москве, обладал громадной эрудицией в различных областях знаний. Высоконравственная жизнь и искренность оригинального учения обеспечили ему стойкий авторитет современников и память потомков, создали славу «московского Сократа»,»учителя и утешителя».
Главная идея работ Н.Ф.Федорова-идея «воскрешения отцов»,т.е. воссоздания(в буквальном смысле) всех ранее живших поколений. Воскрешение-это и есть «общее дело»,совершаемое по средством «регуляции природы» человеком, вносящим в природу целесообразность.
Основные произведения впервые изданы в сборнике под названием «Философия общего дела» в 1906 г.(1 том) и в 1913 г.(2 том).
О СМЕРТИ, О БЕССМЕРТИИ
Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть.
Все философии,
разноглася во всем, сходятся
в одном- все они признают
действительность смерти, несомненность
ее, даже не признавая, как
Действие, происходящее
из сознания смертности(
«человек есть
существо, которое погребает»- вот
самое глубокое определение
…смерть есть
просто результат или
…должно быть
создано, что и сама
Воскрешение не мысль только, но и не факт, оно проект; и как слово, или заповедь, как Божественное веление, оно есть факт совершившийся, а как дело, исполнение, оно акт еще неоконченный; как Божественное оно уже решено, как человеческое- еще не произведено.
Для природы,
переходящей из
Религия есть
дело воскрешения, только в
виде неполном, в виде таинства.
…участвуя, таким образом, в
деле воскрешения, мы
…воскрешение же есть полное торжество нравственного закона над физическою необходимостью.
Полный долг воскрешения, т.е. обращение мира несвободного, где все определяется физическою необходимостью, причинностью, в мир сознательный, свободный, который теперь мы можем представить себе лишь мысленно, должны же осуществить его действительно, потому что это не идеал только, а проект; в таком осуществлении состоит добродетель, которой необходимо принадлежит свобода и бессмертие, которая не делает людей только достойными счастья, но и дает им счастье, которая есть, следовательно, не только благо или добро, но и блаженство… Жить нужно для себя(эгоизм) и не для других(альтруизм), а со всеми и для всех; это и есть объединение живущих(сынов) для воскрешения умерших(отцов).
Возвращение
праху(разрушенным телам)
Для
воскрешения недостаточно
О КОСМОСЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
…по
мере исполнения долга,
Фантастичность
предполагаемой возможности
Для
сынов же человеческих
…без
обладания небесным
…космос нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом, каким он(пока) есть; разумные же существа нуждаются в силе. Космос (каков он есть, но не каковым он должен быть)есть сила без разума, а человек есть(пока) разум без силы. Но как же разум может стать силой, а сила- разумом? Сила станет разумной, когда знание, когда разум станет управлять ею. Стало быть, все зависит от человека… .
С одной стороны,
человек, по коперниканскому
О РЕГУЛЯЦИИ ПРИРОДЫ КАК ОБЩЕМ ДЕЛЕ
Природа в нас
начинает не только сознавать
себя, но и управлять собою;
в нас она достигает
Повиноваться природе для разумного существа значит управлять ею, неразумною силою, ибо природа в разумных существах приобрела себе главу и правителя.
Сила чувствующая,
но не чувственная зарождается
в детских душах; сила эта
вместе с наступлением
О ПОЛНООРГАННОСТИ
Живая сила, ограниченная
пределами земли, могла
Отсюда сама собою определяется сущность того организма, который мы должны себе выработать. Этот организм есть единство знания и действия; питание этого организма есть сознательно-творчесский процесс обращение человеком элементарных, космических веществ в минеральные, потом растительные и, наконец, живые ткани. Органами этого организма будут те орудия, посредством коих человек будет действовать на условия, от которых зависит жизнь растительная и животная, т.е. земледелие как опыт, чрез который открывается знание земной планеты, сделается органом, принадлежностью этого организма. Органами его сделаются и те способы аеро- и эфиронавтические, помощью коих он будет перемещаться и добывать себе в пространстве вселенной материалы для построения своего организма. Человек будет носить в себе всю историю открытий, весь ход этого прогресса; в нем будет заключаться и химия, словом, вся космология, только не в виде мысленного образа, а в виде космического аппарата, дающего ему возможность быть действительным космополитом, т.е. быть последовательно всюду; и человек будет тогда действительно просвещенным существом.
Несмотря на такие, по-видимому, изменения, в сущности человек ничем не будет отличаться от того, что такое он ныне,- он будет тогда больше самим собою, чем теперь; чем в настоящее время человек пассивно, тем же он будет и тогда, но только активно; то, что в нем существует в настоящее время мысленно, или в неопределенных лишь стремлениях, только проективно, то будет тогда в нем действительно, ясно, крылья души сделаются тогда телесными крыльями.
Но чтобы окрылиться, одухотвориться, сделаться сознательно действующим, нужно полное воссоздание. Человек есть существо рожденное, а не непосредственно возникшее, он есть изображения и подобие отцовского и материнского организмов со всеми их недостатками и достоинствами.
Отсутствие регуляции, недостаток способности полноорганности, или способности создавать себе всякого рода органа, т.е. совершеннейший организм, и производит вместо сосуществования личностей их последовательность или эфемерность, смертность. При сосуществовании, при полноорганности личности бессмертны, а последовательность является свободным действием личности, переменою форм, путешествием, так сказать, при коем меняются органы, как экипажи, одежды(т.е. время не будет иметь влияния на личности, оно будет их действием, деятельностью);единство же личностей будет проявляться в согласном их действии на весь мир, в регуляции и бесконечном творчестве.
О НРАВСТВЕННОСТИ. СУПРАМОРАЛИЗМЕ
Супраморализм-
это долг к отцам-предкам,