Русский Космизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 15:43, реферат

Краткое описание

Идеи космизма, выражающие неразрывную связь человека и Вселенной, были известны в истории мировой культуры с древнейших времен. В самобытном мировоззренческой традиции языческих славян космос воспринимался как единый и одушевленный.Выработанные предками нравственные ориентиры должны были вносить в него естественное равновесие и гармонию.

Вложенные файлы: 1 файл

Русский Космизм.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Реферат

На тему: «Русский Космизм»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка КЭГИ

Группы ИМ-10-1А

     Мукомел Мария

 

                             Краматорск,2011

              Русский Космизм 

    Идеи космизма, выражающие неразрывную связь человека и Вселенной, были известны в истории мировой культуры с древнейших времен. В самобытном мировоззренческой традиции языческих славян космос воспринимался как единый и одушевленный.Выработанные предками нравственные ориентиры должны были вносить в него естественное равновесие и гармонию.

    С  приходом на Русь христианской  идеологии данный вариант миропонимания  на длительное время оказывается  не востребованным. Однако к середине  19 века начало проявлять себя особое направление в философской культуре России, которое получило название «русский космизм»

    В  целом для русского космизма  характерны попытки разработки  новой целостной картины мира, мира обитаемого и обжитого.Основным  элементом его является чувствующая  атомная составляющая. Космисты, опираясь на данные современной науки, рассматривают идею космических перспектив социума, связывают прогресс цивилизации с выходом его в космическое пространство и обретением там нравственного совершенства.

    В  настоящее время в русском  космизме  выделяют три течения:

    1. художественное(В.Ф.Одоевский,А.Н.Скрябин,Н.К.Рерих,Н.К.Чурленис, группа Амаравелла и др.),которое определяет эстетические методы ведущими в освоении вселенского знания, осуществлении прогресса совершенствования мира и человека;
    2. религиозно-филосовские (Н.Ф.федоров, П.А.Флоренский и др.),восходящее к концепции нравственного Всеединства мира в его отношении к Творцу и творению, предлагающей путь активной эволюции, направляемой человечеством на основе синтеза религии, философии и науки;
    3. естественнонаучное(Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.), стремящееся, на основе объективного знания, смоделировать будущее человеческой цивилизации, определить судьбу человека и порожденной им культуры.

               Н.Ф.Федоров(1828-1903)

    Николай Федорович Федоров получил образование  одесском лицее Ришелье, затем преподавал историю и географию в провинциальных городах. В течении многих лет работал библиотекарем Чертковской и Румянцевской библиотек в Москве, обладал громадной эрудицией в различных областях знаний. Высоконравственная жизнь и искренность оригинального учения обеспечили ему стойкий авторитет современников и память потомков, создали славу «московского Сократа»,»учителя и утешителя».

    Главная идея работ Н.Ф.Федорова-идея «воскрешения отцов»,т.е. воссоздания(в буквальном смысле) всех ранее живших поколений. Воскрешение-это и есть «общее дело»,совершаемое по средством «регуляции природы» человеком, вносящим в природу целесообразность.

    Основные произведения  впервые изданы в сборнике под названием «Философия общего дела» в 1906 г.(1 том) и в 1913 г.(2 том).

                          О СМЕРТИ, О БЕССМЕРТИИ

    Смерть есть  свойство, состояние, обусловленное  причинами, но не качество, без  коего человек перестает быть  тем, что он есть и чем должен быть.

    Все философии,  разноглася во всем, сходятся  в одном- все они признают  действительность смерти, несомненность  ее, даже не признавая, как некоторые  из них, ничего действительного  в мире. Самые скептические системы,  сомневающиеся даже в самом сомнении, преклоняются перед фактом действительности смерти.

    Действие, происходящее  из сознания смертности(ограниченности  и временности), есть стремление  к бессмертию; а так как о смертности человек узнает по утратам, то и стремление к бессмертию есть стремление к воскрешению.

    «человек есть  существо, которое погребает»- вот  самое глубокое определение человека, которое когда-либо было сделано,  и давший его выразил то  же самое, что сказало о себе  все человечество, только другими  словами, назвав себя смертным. Но для первого сына человеческого, видевшего первого умершего, погребение не могло быть ничем иным, как только попыткою воскрешения; и все, что теперь обратилось в обряд лишь погребения, как-то: обмывание, отпевание, или отчитывание, и проч.- все это прежде всего могло употребляться лишь с целью оживления, с целью привести умершего в чувство, с целью воскрешения.

    …смерть есть  просто результат или выражение  несовершеннолетия, несамостоятельной, несамобытной жизни, неспособности к взаимному восстановлению или поддерживанию жизни. Люди еще недоросли, полусущества, но полнота личного бытия, личное совершенство возможно только при совершенстве общем. Совершеннолетие есть и безболезненность, бессмертие; но без воскрешения умерших невозможно бессмертие живущих.

                                           О ВОСКРЕШЕНИИ

    …должно быть  создано, что и сама космическая  сила бессильна против смерти, потому что не имеет о себе  ни сознания, ни чувства; но  что эта космическая сила в  нас ,в человеке, начинает сознавать себя и чувствовать и, конечно, это сознание обязывает человека, так как всякий человек есть сын. И эта обязанность есть долг воскрешения.

    Воскрешение не  мысль только, но и не факт, оно проект; и как слово, или  заповедь, как Божественное веление, оно есть факт совершившийся, а как дело, исполнение, оно акт еще неоконченный; как Божественное оно уже решено, как человеческое- еще не произведено.

    Для природы,  переходящей из бессознательного  состояния в сознательное, воскрешение  есть такое же необходимое и естественное дело, как для природы слепой естественны рождение и смерть.

    Религия есть  дело воскрешения, только в  виде неполном, в виде таинства. …участвуя, таким образом, в  деле воскрешения, мы превратили  его только в обряд.

    …воскрешение же есть полное торжество нравственного закона над физическою необходимостью.

Полный долг воскрешения, т.е. обращение мира несвободного, где все определяется физическою необходимостью, причинностью, в мир сознательный, свободный, который теперь мы можем представить себе лишь мысленно, должны же осуществить его действительно, потому что это не идеал только, а проект; в таком осуществлении состоит добродетель, которой необходимо принадлежит свобода и бессмертие, которая не делает людей только достойными счастья, но и дает им счастье, которая есть, следовательно, не только благо или добро, но и блаженство… Жить нужно для себя(эгоизм) и не для других(альтруизм), а со всеми и для всех; это и есть объединение живущих(сынов) для воскрешения умерших(отцов).

    Возвращение  праху(разрушенным телам) жизни,  сознания, души есть высшая ступень,  или степень способности, знания  и воли, управления и самоуправления. Возвращение жизни умершим и  создаст существа бессмертные, неразрушимые, ибо только тогда, когда станет не возможным только(что всегда было), но доказанным, т.е. действительным, воспроизведение из безжизненного вещества жизни, только тогда жизнь и получит высшую гарантию, тогда начнется и эстетическая жизнь в смысле творческой и антагонизм между человеческим и Божественным окончится.

    Для  воскрешения недостаточно одного  изучения молекулярного строения  частиц; но так как они рассеяны  в пространстве солнечной системы,  может быть, и других миров,  их нужно еще собрать; следовательно,  вопрос о воскрешении есть теллуросолярный или даже теллурокосмический

                         О КОСМОСЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

    …по  мере исполнения долга, заключающегося  в управлении слепыми силами  природы, настоящая земная жизнь  будет расширяться до границ  самой природы, ибо сама природа, сознавая в нас свою несвободу, через нас же обращается в мир свободных, бессмертных личностей.

    Фантастичность  предполагаемой возможности реального  перехода из одного мира в  другой только кажущаяся… Что  фантастичнее: построение нравственного общества на признании существования в иных мирах иных существ, на признании эмиграции туда душ, в действительном существовании чего мы даже и убедиться не можем, или даже обращение этой трансцендентной миграции в имманентную, т.е. поставление такой миграции в имманентную, т.е. постановление такой миграции целью деятельности человечества?

    Для  сынов же человеческих небесные  миры- это будущие обители отцов,  ибо небесные пространства могут  быть доступны только для воскрешенных  и воскрешающих; исследование небесных пространств есть приготовление этих обителей.

   …без  обладания небесным пространством  невозможно одновременное существование  поколений, хотя, с другой стороны,  без воскрешения невозможно достижение  полного обладания небесным пространством.

   …космос  нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом, каким он(пока) есть; разумные же существа нуждаются в силе. Космос (каков он есть, но не каковым он должен быть)есть сила без разума, а человек есть(пока) разум без силы. Но как же разум может стать силой, а сила- разумом? Сила станет разумной, когда знание, когда разум станет управлять ею. Стало быть, все зависит от человека… .

    С одной стороны,  человек, по коперниканскому учению, есть обитатель ничтожнейшей  частички безмерной вселенной,  а с другой- вся астрономия есть лишь мнение этого ничтожного обитателя этой частички; и чтобы это мнение стало истиною, стало действительностью, нужно человека сделать обладателем всей вселенной, нужно, чтобы слепая сила была управляема разумом.

           О РЕГУЛЯЦИИ ПРИРОДЫ КАК ОБЩЕМ ДЕЛЕ

    Природа в нас  начинает не только сознавать  себя, но и управлять собою;  в нас она достигает совершенства, или такого состояния, достигнув  которого она уже ничего разрушать  не будет, а все в эпоху  слепоты разрушенное восстановит, воскресит. Природа, враг временный, будет другом вечным, когда в руках сынов человеческих она из слепой, разрушительной силы обратится в созидательную. Задача сынов человеческих- восстановление жизни, а не одно устранение смерти.

    Повиноваться  природе для разумного существа значит управлять ею, неразумною силою, ибо природа в разумных существах приобрела себе главу и правителя.

    Сила чувствующая,  но не чувственная зарождается  в детских душах; сила эта  вместе с наступлением старости  и смерти родителей переходит в силу сострадающую и соумирающую, а соединяя всех сынов и дочерей в познании и управлении, т.е. в регуляции природы, обращается в могучую силу, воссозидающую умерших; через воскрешаемые же поколения регуляция постепенно распространяется на все миры.

                         О ПОЛНООРГАННОСТИ

    Живая сила, ограниченная  пределами земли, могла проявиться  только в размножении, в обособлении  органов, т.е. в превращении  их в особи, и в полном  подчинении среде; эквивалентное  же замещение их может выразиться в регуляции, в воскрешении, в полноорганности, т.е. в полном подчинении органов личностям, в господстве сознания, дающего, вырабатывающего себе органы.

    Отсюда сама  собою определяется сущность  того организма, который мы  должны себе выработать. Этот организм есть единство знания и действия; питание этого организма есть сознательно-творчесский процесс обращение человеком элементарных, космических веществ в минеральные, потом растительные и, наконец, живые ткани. Органами этого организма будут те орудия, посредством коих человек будет действовать на условия, от которых зависит жизнь растительная и животная, т.е. земледелие как опыт, чрез который открывается знание земной планеты, сделается органом, принадлежностью этого организма. Органами его сделаются и те способы аеро- и эфиронавтические, помощью коих он будет перемещаться и добывать себе в пространстве вселенной материалы для построения своего организма. Человек будет носить в себе всю историю открытий, весь ход этого прогресса; в нем будет заключаться и химия, словом, вся космология, только не в виде мысленного образа, а в виде космического аппарата, дающего ему возможность быть действительным космополитом, т.е. быть последовательно всюду; и человек будет тогда действительно просвещенным существом.

    Несмотря на  такие, по-видимому, изменения, в сущности человек ничем не будет отличаться от того, что такое он ныне,- он будет тогда больше самим собою, чем теперь; чем в настоящее время человек пассивно, тем же он будет и тогда, но только активно; то, что в нем существует в настоящее время мысленно, или в неопределенных лишь стремлениях, только проективно, то будет тогда в нем действительно, ясно, крылья души сделаются тогда телесными крыльями.

    Но чтобы окрылиться, одухотвориться, сделаться сознательно действующим, нужно полное воссоздание. Человек есть существо рожденное, а не непосредственно возникшее, он  есть изображения и подобие отцовского и материнского организмов со всеми их недостатками и достоинствами.

    Отсутствие регуляции,  недостаток способности полноорганности, или способности создавать себе всякого рода органа, т.е. совершеннейший организм, и производит вместо сосуществования личностей их последовательность или эфемерность, смертность. При сосуществовании, при полноорганности личности бессмертны, а последовательность является свободным действием личности, переменою форм, путешествием, так сказать, при коем меняются органы, как экипажи, одежды(т.е. время не будет иметь влияния на личности, оно будет их действием, деятельностью);единство же личностей будет проявляться в согласном их действии на весь мир, в регуляции и бесконечном творчестве.

              О НРАВСТВЕННОСТИ. СУПРАМОРАЛИЗМЕ

    Супраморализм-  это долг к отцам-предкам, воскрешение, как самая высшая и безусловно всеобщая нравственность, нравственность естественная для разумных  и чувствующих существ, от исполнения которой, т.е. долга воскрешения, зависит судьба человеческого рода.

Информация о работе Русский Космизм