Русский космизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:48, реферат

Краткое описание

Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих. Есть некое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 38.20 Кб (Скачать файл)

Выше сказанное и обуславливает актуальность выбранной темы для проведения исследования.

 Целью работы является изучение философии русского космизма.

Для достижения поставленной цели в работе решаются другие, более частные задачи:

- Изучение деятельности  Н. Федорова, его философии «общего  дела» и идеи воскрешения предков;

- Изучение «космической  философии» К. Циолковского;

- Изучение идеи ноосферы  В. Вернадского.

По завершении работы сделаем необходимые выводы.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Понятие и сущность «русского космизма»

 

Под космизмом понимается целый поток русской культуры,  включающий  не только философов и ученых,  но  и  поэтов,  музыкантов,  художников.  В  нем оказываются  и  Ломоносов,  и  Тютчев,  и  Вячеслав  Иванов,  и  Скрябин,  и Рерих. Есть некое космическое веяние и дыхание  в  произведениях  того  или иного творца - и этого  оказывается  достаточным,  чтобы  произвести  его  в космисты.

Но тогда то  же  можно  было  бы  спокойно  проделать  со  многими культурными деятелями не только России,  но  и  всего  мира,  ведь  ощущение глубинной причастности сознательного существа космическому  бытию,  мысль  о человеке как  микрокосме,  вместившем  в  себя  все  природные,  космические стихии и энергии, проходят через мировую  культуру,  как  восточную,  так  и западную [1].

 В древнейших религиозных  и мифологических  представлениях  человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи между своим существованием и  бытием Вселенной  и  эту  свою  интуицию  претворял  в  различные,  преимущественно образные, формы. Космические символы и образы народного  бытового  искусства и поэзии, микро- и макрокосмические соответствия  выражали  эту  объективную идею  целостности  мироздания,  органичной  включенности  в  него  жизни   и сознания. Но рядом всегда существовал  и  более  активный  подход,  являлось стремление воздействовать на мир в  желательном  направлении.  Преображающая человека и мир мечта стремилась  к  преодолению  ограниченности  человека  в пространстве и времени, она  воплощалась  в  сказочные,  фольклорные  образы господства над стихиями - воздушные полеты, метаморфозы  вещества,  живую  и мертвую воду. С древности до конца XIX в. эта космическая тема  развивалась только  в  мифе,  фольклоре,  поэзии,  а  также  в   некоторых   философско-утопических,  фантастических  произведениях  (  к  примеру,  у   Сирано   де Бержерака, Жюля Верна).

Именно  в  России,  ставшей  родиной  научного  учения  о  биосфере  и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос,  уже  начиная с середины прошлого столетия  вызревает  уникальное  космическое   направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В   его  ряду  стоят такие философы и ученые, как В. И. Вернадский,  К.  Э.  Циолковский,  Н.Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин  и  др.  В   философском  наследии  мыслителей русского религиозного возрождения -  В. С. Соловьева, П. А. Флоренского,  С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева -  также выделяется линия, близкая пафосу  идей русского космизма. Имеется  в  виду  то  склонение  в  русской  православной философии, которое Н. А.   Бердяев  называл  "космоцентрическим,  узревающем божественные энергии в  мире,  обращенным  к  преображению  мира"  и "антропоцентрическим,   обращенным  к  активности  человека  в   природе   и обществе".

 Именно  здесь   ставятся  "проблемы  о  космосе   и  человеке", разрабатывается активная,  творческая эсхатология, смысл которой, по  словам Бердяева, в том,  что   "конец  этого  мира,  конец  истории  зависит  и  от творческого акта  человека". Избежать неправомерного и безмерного  расширения  этого   философского течения можно,  если  сразу  же  обозначить  принципиально   новое  качество мироотношения, которое является определяющей его  генетической  чертой [11]. 

Это идея активной  эволюции,  т.е.  необходимости   нового  сознательного  этапа развития мира, когда человечество  направляет   его  в  ту  сторону,  в  какую диктует ему разум и нравственное  чувство.   Поэтому  возможно  точнее  будет определить это направление не  столько   как  космическое,  а  как  активно-эволюционное, находящееся в  процессе   роста,  далеко  не  совершенное,  но вместе сознательно-творческое,  призванное  преобразить  не  только  внешний мир, но и собственную  природу. Речь по  существу  идет  о  расширении  прав сознательно-духовных  сил, об управлении  духом  материи,  об  одухотворении мира и человека.  Космисты сумели соединить заботу о большом целом -  Земле, биосфере,  космосе [6].

2. Н. Федоров: философия «общего дела», идея воскрешения предков

 

Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. В советское время имя Федорова было предано забвению, хотя до революции к его идеям обращались самые видные из русских философов и деятелей культуры. “Философия общего дела” открывала перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническим преобразованиям как в мире, так и внутри каждого индивидуума. “В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим”, - писал Федоров. Мыслитель так развивает свои идеи эволюции природы и человечества: природная эволюция в своем все усложняющемся развитии привела к появлению человеческого вида и сознания.

Человечество призвано всеобщим познанием и трудом овладеть стихийными силами как вне, так и внутри себя, выйти в космос для его активного преобразования и обрести новый, космический статус бытия, когда будут побеждены болезни и сама смерть. Федоров говорит об “имманентном (естественном) воскрешении” всех человеческих поколений. Это одна из конечных и величайших задач человечества.

Чтобы достичь полного владычества над временем и пространством, Н.Ф.Федоров ставит перед человечеством ряд задач. В их исторической последовательности одной из первых должна была стать регуляция, по выражению философа, “метеорических”, космических явлений. Причем начинать, по Федорову, можно уже сейчас. В качестве примера реальной регуляции природы Федоров приводил опыты общественного деятеля и ученого начала XIX века В.Н.Каразина, выступавшего с конкретными проектами управления погодой. От подобных, еще явно несовершенных опытов человечество, по мере увеличения знаний, должно перейти к овладению всеми земными процессами, превратить свою планету в полностью управляемый космический корабль.

Итак, для Федорова регуляция определяется как принципиально новая ступень эволюции. Эволюция для Федорова - процесс пассивный, регуляция же должна стать сознательно-волевым действием. Но не стоит причислять Федорова к тем ученым, кто отвергал или недооценивал важность эволюционного процесса. Наоборот. Признавая важность эволюции (хотя бы в происхождении знания, к примеру), Федоров делает более далеко идущий вывод: существует необходимость сознательного управления эволюцией, преобразования природы, исходя из глубинных потребностей разума и нравственного чувства человека[8].

Регуляция для Федорова - широко продуманная идея. Так, уже упоминавшиеся опыты Каразина или же удачные опыты, проведенные в конце XIX века в Америке по вызыванию дождя с помощью взрывчатых веществ интересны для Н.Ф.Федорова не в чисто академическом плане, а для конкретной человеческой пользы. Так уж случилось, что американские опыты по вызыванию дождя совпали с сильной засухой в России. Следствием засухи стали голод и эпидемии во многих российских губерниях. И Федоров, откликаясь на злобу дня, важнейшими задачами регуляции ставит решение продовольственного и санитарного вопроса, которые вмещают в себя весь спектр задач человечества в деле управления слепыми силами природы. “Голод и смерть происходят от одних и тех же причин, а потому вопрос о воскрешении есть вопрос и об освобождении от голода”, - писал Федоров. Санитарный вопрос философ понимает как всеобъемлющий “вопрос об оздоровлении Земли, и притом всей, а не какой-либо отдельной местности”[8].

Разрабатывая свой проект регуляции, Федоров с самого начала подчеркивал неотделимость Земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с целой Вселенной. “Условия, от коих зависит урожай, или вообще растительная и животная жизнь на Земле, не заключаются только в ней самой... весь метеорический процесс, от коего непосредственно зависит урожай или неурожай... весь теллуросолярный процесс должен бы войти в область сельского хозяйства”. “Единство метеорического и космического процессов дает основание для расширения регуляции на Солнечную и другие звездные системы для их воссоздания и управления разумом”.

3. К. Э.Циолковский: «Космическая философия»

 

Центром своей “космической философии “ Циолковский делает этическую доктрину счастья . “Нет ничего важнее , как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и будущем ”. По его мнению , бесконечный и счастливый прогресс человечества возможен только при условии выхода в космическое пространство и дальнейшего расселения по просторам Вселенной . “Когда человечество найдет возможность ... жить в среде без тяжести , в безграничном эфире , окружающем наше Солнце ... тогда можно будет ожидать беспредельного размножения ... и высокого совершенствования человека ”[10].

Взгляд ученого на человечество таков - он рассматривает нашу цивилизацию как единый организм , как некое единое целостное образование . В этом качестве человечество проходит в своем развитии несколько стадий . Сначала эмбриональная стадия - возникновение , жизнь и развитие человечества на Земле . “Земля - колыбель человечества , но нельзя вечно жить в колыбели ” . Следуя этой логике , нужно признать , что человечество должно выйти из пеленок то есть за пределы Земли . Выход в околоземный космос - это вторая фаза эволюции человечества.

По мнению Циолковского, это также неизбежно, как превращение куколки в бабочку . На этой ступени эволюции человечество должно распространится на все околосолнечное пространство . На этом этапе , используя ресурсы планет и солнечную энергию возводятся космические поселения - герметичные оранжереи в космическом вакууме . Возведение космических поселений и райская жизнь в них красочно описаны им в фантастической повести “Вне Земли”[10].

За второй должна последовать третья стадия - расселение людей по всей Галактике . Причем выход в космос - в принципиально иную для существования человека среду неизбежно наложит отпечаток на его физический и нравственный облик . Они станут совсем другими . Живя в космосе , люди на первых порах будут пользоваться еще привычными земными средствами защиты от враждебной ,агрессивной среды , прячась в искусственно созданных в вакууме “эфирных городах”. Однако со временем , повинуясь эволюции , люди станут истинно “космическими животными” - то есть обретут способность жить непосредственно в пустоте без специальных защитных средств (скафандров , кабин , капсул ).

Циолковский считал , что жизнь и разум являются непременными атрибутами Вселенной . Сомнений в том , что существует внеземная жизнь , более того , внеземные цивилизации , у него не было . “В известной вселенной можно насчитать миллионы миллиардов солнц . Стало быть , мы имеем столько же планет , сходных с Землей. Невероятно отрицать на них жизнь”. Он писал, что возможно существуют цивилизации , обладающие “таким могуществом , которое мы себе не можем вообразить ” . Существа этих цивилизаций могут путешествовать между звездами , расселяются на другие планеты . “Вселенная битком набита совершенными существами ”[10].

На заре космической эры - в 50-ых , 60-ых гг. казалось , что “гениальные пророчества” калужского мыслителя сбываются с поразительной точностью . Сейчас оптимизм первых космических запусков окончательно выветрился , стало ясно , что на Марсе человек в ближайшее время не высадится , хотя технически это возможно но , увы , не понятно , зачем нужно . Как метко сказал один умный человек: “мы живем в то время , когда люди уже перестали летать на Луну”. В космосе , как и везде , нас интересует теперь только экономическая выгода . Тем не менее я считаю , что человечеству волей-неволей придется и дальше осваивать космос , и погонит нас туда та же экономическая выгода , стремление решить земные проблемы , просто то , что на Земле , “в колыбели” нам станет тесно , потому что “мы живем более жизнью космоса чем жизнью Земли , так как космос бесконечно значительнее Земли по своему объему , массе и времени ...”[7] .

 

 

4.Теория этногенеза  Л.Н. Гумилева

 

Анализируя причину вселенского бытия Л. Н. Гумилёв и иные представители русского космизма пытались вскрыть внутреннюю взаимосвязь, те причину, которая образует мир как целое.

Задаваясь вопросом «Какая сила движет народами?» Л. Н. Гумилёв отвечал – биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса [4]. Цель его исследования – выявление причины возникновения, гибели и смены этносов в историческом процессе под действием космического воздействия.

Имя выдающегося отечественного мыслителя Л. Н. Гумилёва получило в наши дни большую известность. Тем не менее упускается из виду его собственно научный потенциал.

Научное наследие Л. Н. Гумилёва в целом, и его теория этногенеза в частности, не являлись пока предметом серьезного научного исследования. Это может объясняться новизной концептуальной модели, созданной в 1960-70-е годы, получившей известность только 1980-1990 годов. Сыграло свою роль и то, что знакомство общественности с творчеством Л. Н. Гумилёва совпало по времени с нарастанием нестабильности в стране.

Информация о работе Русский космизм