Выше сказанное и обуславливает
актуальность выбранной темы для проведения
исследования.
Целью работы является изучение
философии русского космизма.
Для достижения поставленной
цели в работе решаются другие, более частные
задачи:
- Изучение деятельности
Н. Федорова, его философии «общего
дела» и идеи воскрешения предков;
- Изучение «космической
философии» К. Циолковского;
- Изучение идеи ноосферы
В. Вернадского.
По завершении работы сделаем
необходимые выводы.
Работа состоит из введения,
пяти глав, заключения и списка используемой
литературы.
- Понятие и сущность «русского космизма»
Под космизмом понимается целый
поток русской культуры, включающий
не только философов и ученых, но
и поэтов, музыкантов, художников.
В нем оказываются и Ломоносов,
и Тютчев, и Вячеслав Иванов,
и Скрябин, и Рерих. Есть некое космическое
веяние и дыхание в произведениях
того или иного творца - и этого
оказывается достаточным, чтобы
произвести его в космисты.
Но тогда то же можно
было бы спокойно проделать
со многими культурными деятелями
не только России, но и всего
мира, ведь ощущение глубинной причастности
сознательного существа космическому
бытию, мысль о человеке как
микрокосме, вместившем в себя
все природные, космические стихии
и энергии, проходят через мировую
культуру, как восточную, так
и западную [1].
В древнейших религиозных
и мифологических представлениях
человек уже прозревал соотношения и взаимосвязи
между своим существованием и бытием
Вселенной и эту свою интуицию
претворял в различные, преимущественно
образные, формы. Космические символы
и образы народного бытового искусства
и поэзии, микро- и макрокосмические соответствия
выражали эту объективную идею
целостности мироздания, органичной
включенности в него жизни
и сознания. Но рядом всегда существовал
и более активный подход,
являлось стремление воздействовать на
мир в желательном направлении.
Преображающая человека и мир мечта стремилась
к преодолению ограниченности
человека в пространстве и времени,
она воплощалась в сказочные,
фольклорные образы господства над
стихиями - воздушные полеты, метаморфозы
вещества, живую и мертвую воду.
С древности до конца XIX в. эта космическая
тема развивалась только в мифе,
фольклоре, поэзии, а также
в некоторых философско-утопических,
фантастических произведениях
( к примеру, у Сирано
де Бержерака, Жюля Верна).
Именно в России, ставшей
родиной научного учения о
биосфере и переходе ее в ноосферу
и открывшей реальный путь в космос,
уже начиная с середины прошлого столетия
вызревает уникальное космическое
направление научно-философской мысли,
широко развернувшееся в XX в. В его
ряду стоят такие философы и ученые,
как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский,
Н.Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин и
др. В философском наследии
мыслителей русского религиозного возрождения
- В. С. Соловьева, П. А. Флоренского,
С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также
выделяется линия, близкая пафосу идей
русского космизма. Имеется в виду
то склонение в русской православной
философии, которое Н. А. Бердяев
называл "космоцентрическим,
узревающем божественные энергии в
мире, обращенным к преображению
мира" и "антропоцентрическим,
обращенным к активности человека
в природе и обществе".
Именно здесь ставятся
"проблемы о космосе и
человеке", разрабатывается активная,
творческая эсхатология, смысл которой,
по словам Бердяева, в том, что
"конец этого мира, конец
истории зависит и от творческого
акта человека". Избежать неправомерного
и безмерного расширения этого
философского течения можно, если
сразу же обозначить принципиально
новое качество мироотношения, которое
является определяющей его генетической
чертой [11].
Это идея активной эволюции,
т.е. необходимости нового
сознательного этапа развития мира,
когда человечество направляет
его в ту сторону, в какую
диктует ему разум и нравственное чувство.
Поэтому возможно точнее будет
определить это направление не столько
как космическое, а как активно-эволюционное,
находящееся в процессе роста,
далеко не совершенное, но вместе
сознательно-творческое, призванное
преобразить не только внешний
мир, но и собственную природу. Речь
по существу идет о расширении
прав сознательно-духовных сил, об
управлении духом материи, об
одухотворении мира и человека. Космисты
сумели соединить заботу о большом целом
- Земле, биосфере, космосе [6].
2. Н. Федоров: философия «общего
дела», идея воскрешения предков
Родоначальником всей космической
мысли в России был только в последние
годы раскрывающийся во всем многообразии
творчества мыслитель второй половины
ХIX века Николай Николаевич Федоров. В
советское время имя Федорова было предано
забвению, хотя до революции к его идеям
обращались самые видные из русских философов
и деятелей культуры. “Философия общего
дела” открывала перед человечеством
невиданные дали, призывала к титаническим
преобразованиям как в мире, так и внутри
каждого индивидуума. “В регуляции же,
в управлении силами слепой природы и
заключается то великое дело, которое
может и должно стать общим”, - писал Федоров.
Мыслитель так развивает свои идеи эволюции
природы и человечества: природная эволюция
в своем все усложняющемся развитии привела
к появлению человеческого вида и сознания.
Человечество призвано всеобщим
познанием и трудом овладеть стихийными
силами как вне, так и внутри себя, выйти
в космос для его активного преобразования
и обрести новый, космический статус бытия,
когда будут побеждены болезни и сама
смерть. Федоров говорит об “имманентном
(естественном) воскрешении” всех человеческих
поколений. Это одна из конечных и величайших
задач человечества.
Чтобы достичь полного владычества
над временем и пространством, Н.Ф.Федоров
ставит перед человечеством ряд задач.
В их исторической последовательности
одной из первых должна была стать регуляция,
по выражению философа, “метеорических”,
космических явлений. Причем начинать,
по Федорову, можно уже сейчас. В качестве
примера реальной регуляции природы Федоров
приводил опыты общественного деятеля
и ученого начала XIX века В.Н.Каразина,
выступавшего с конкретными проектами
управления погодой. От подобных, еще явно
несовершенных опытов человечество, по
мере увеличения знаний, должно перейти
к овладению всеми земными процессами,
превратить свою планету в полностью управляемый
космический корабль.
Итак, для Федорова регуляция
определяется как принципиально новая
ступень эволюции. Эволюция для Федорова
- процесс пассивный, регуляция же должна
стать сознательно-волевым действием.
Но не стоит причислять Федорова к тем
ученым, кто отвергал или недооценивал
важность эволюционного процесса. Наоборот.
Признавая важность эволюции (хотя бы
в происхождении знания, к примеру), Федоров
делает более далеко идущий вывод: существует
необходимость сознательного управления
эволюцией, преобразования природы, исходя
из глубинных потребностей разума и нравственного
чувства человека[8].
Регуляция для Федорова - широко
продуманная идея. Так, уже упоминавшиеся
опыты Каразина или же удачные опыты, проведенные
в конце XIX века в Америке по вызыванию
дождя с помощью взрывчатых веществ интересны
для Н.Ф.Федорова не в чисто академическом
плане, а для конкретной человеческой
пользы. Так уж случилось, что американские
опыты по вызыванию дождя совпали с сильной
засухой в России. Следствием засухи стали
голод и эпидемии во многих российских
губерниях. И Федоров, откликаясь на злобу
дня, важнейшими задачами регуляции ставит
решение продовольственного и санитарного
вопроса, которые вмещают в себя весь спектр
задач человечества в деле управления
слепыми силами природы. “Голод и смерть
происходят от одних и тех же причин, а
потому вопрос о воскрешении есть вопрос
и об освобождении от голода”, - писал
Федоров. Санитарный вопрос философ понимает
как всеобъемлющий “вопрос об оздоровлении
Земли, и притом всей, а не какой-либо отдельной
местности”[8].
Разрабатывая свой проект регуляции,
Федоров с самого начала подчеркивал неотделимость
Земли от космоса, тонкую взаимосвязь
происходящего на нашей планете с целой
Вселенной. “Условия, от коих зависит
урожай, или вообще растительная и животная
жизнь на Земле, не заключаются только
в ней самой... весь метеорический процесс,
от коего непосредственно зависит урожай
или неурожай... весь теллуросолярный процесс
должен бы войти в область сельского хозяйства”.
“Единство метеорического и космического
процессов дает основание для расширения
регуляции на Солнечную и другие звездные
системы для их воссоздания и управления
разумом”.
3. К. Э.Циолковский:
«Космическая философия»
Центром своей “космической философии
“ Циолковский делает этическую доктрину
счастья . “Нет ничего важнее , как наше
счастье и счастье всего живого в настоящем
и будущем ”. По его мнению , бесконечный
и счастливый прогресс человечества возможен
только при условии выхода в космическое
пространство и дальнейшего расселения
по просторам Вселенной . “Когда человечество
найдет возможность ... жить в среде без
тяжести , в безграничном эфире , окружающем
наше Солнце ... тогда можно будет ожидать
беспредельного размножения ... и высокого
совершенствования человека ”[10].
Взгляд ученого на человечество таков
- он рассматривает нашу цивилизацию как
единый организм , как некое единое целостное
образование . В этом качестве человечество
проходит в своем развитии несколько стадий
. Сначала эмбриональная стадия - возникновение
, жизнь и развитие человечества на Земле
. “Земля - колыбель человечества , но нельзя
вечно жить в колыбели ” . Следуя этой
логике , нужно признать , что человечество
должно выйти из пеленок то есть за пределы
Земли . Выход в околоземный космос - это
вторая фаза эволюции человечества.
По мнению Циолковского, это также неизбежно,
как превращение куколки в бабочку . На
этой ступени эволюции человечество должно
распространится на все околосолнечное
пространство . На этом этапе , используя
ресурсы планет и солнечную энергию возводятся
космические поселения - герметичные оранжереи
в космическом вакууме . Возведение космических
поселений и райская жизнь в них красочно
описаны им в фантастической повести “Вне
Земли”[10].
За второй должна последовать третья
стадия - расселение людей по всей Галактике
. Причем выход в космос - в принципиально
иную для существования человека среду
неизбежно наложит отпечаток на его физический
и нравственный облик . Они станут совсем
другими . Живя в космосе , люди на первых
порах будут пользоваться еще привычными
земными средствами защиты от враждебной
,агрессивной среды , прячась в искусственно
созданных в вакууме “эфирных городах”.
Однако со временем , повинуясь эволюции
, люди станут истинно “космическими животными”
- то есть обретут способность жить непосредственно
в пустоте без специальных защитных средств
(скафандров , кабин , капсул ).
Циолковский считал , что жизнь и разум
являются непременными атрибутами Вселенной
. Сомнений в том , что существует внеземная
жизнь , более того , внеземные цивилизации
, у него не было . “В известной вселенной
можно насчитать миллионы миллиардов
солнц . Стало быть , мы имеем столько же
планет , сходных с Землей. Невероятно
отрицать на них жизнь”. Он писал, что
возможно существуют цивилизации , обладающие
“таким могуществом , которое мы себе
не можем вообразить ” . Существа этих
цивилизаций могут путешествовать между
звездами , расселяются на другие планеты
. “Вселенная битком набита совершенными
существами ”[10].
На заре космической эры - в 50-ых , 60-ых
гг. казалось , что “гениальные пророчества”
калужского мыслителя сбываются с поразительной
точностью . Сейчас оптимизм первых космических
запусков окончательно выветрился , стало
ясно , что на Марсе человек в ближайшее
время не высадится , хотя технически это
возможно но , увы , не понятно , зачем нужно
. Как метко сказал один умный человек:
“мы живем в то время , когда люди уже перестали
летать на Луну”. В космосе , как и везде
, нас интересует теперь только экономическая
выгода . Тем не менее я считаю , что человечеству
волей-неволей придется и дальше осваивать
космос , и погонит нас туда та же экономическая
выгода , стремление решить земные проблемы
, просто то , что на Земле , “в колыбели”
нам станет тесно , потому что “мы живем
более жизнью космоса чем жизнью Земли
, так как космос бесконечно значительнее
Земли по своему объему , массе и времени
...”[7] .
4.Теория этногенеза
Л.Н. Гумилева
Анализируя причину вселенского
бытия Л. Н. Гумилёв и иные представители
русского космизма пытались вскрыть внутреннюю
взаимосвязь, те причину, которая образует
мир как целое.
Задаваясь вопросом «Какая
сила движет народами?» Л. Н. Гумилёв отвечал
– биохимическая энергия, привносимая
в организмы из космоса [4]. Цель его исследования
– выявление причины возникновения, гибели
и смены этносов в историческом процессе
под действием космического воздействия.
Имя выдающегося отечественного
мыслителя Л. Н. Гумилёва получило в наши
дни большую известность. Тем не менее
упускается из виду его собственно научный
потенциал.
Научное наследие Л. Н. Гумилёва
в целом, и его теория этногенеза в частности,
не являлись пока предметом серьезного
научного исследования. Это может объясняться
новизной концептуальной модели, созданной
в 1960-70-е годы, получившей известность
только 1980-1990 годов. Сыграло свою роль
и то, что знакомство общественности с
творчеством Л. Н. Гумилёва совпало по
времени с нарастанием нестабильности
в стране.