Русский космизм Чижевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:46, реферат

Краткое описание

Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на мировоззрении, предполагающем творчески определённую эволюцию Вселенной. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.

Вложенные файлы: 1 файл

чижевский.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

Введение

Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на мировоззрении, предполагающем творчески определённую эволюцию Вселенной. Русский  космизм  является философским   направлением с большими традициями в культуре России и объединяет  не  только  философов,  а  также учёных,  религиозных  мыслителей, писателей,   поэтов,   художников.

Русский космизм возник в области соприкосновения русской православной культуры с её теоретическим представлением о единстве микрокосма и макрокосма и западноевропейского прикладного научного знания. Первые черты этого мировоззрения прослеживаются уже в творчестве М.В. Ломоносова. Окончательно, как целостное самобытное явление, русский космизм проявился в философии Н.Ф. Фёдорова. С эпохи Ломоносова можно датировать время начала развития идейных корней русского космизма. Философское наследие М.В. Ломоносова опережало западноевропейскую и русскую мысль более чем на столетие.

При всей самобытности русский космизм не является чем-то изолированным, локальным, оторванным от мировой философской мысли. Среди истоков этого учения можно обнаружить как восточные, так и западные влияния. В этой связи в общественном сознании широкое распространение получили идеи научного рационализма и материализма, повлекшие за собой развитие активной деятельности естественнонаучных, антропологических, этнографических и прочих обществ в России в конце XIX – начале XX веков. Среди основоположников космизма можно отметить наследие Николая Фёдоровича Фёдорова, Константина Эдуардовича Циолковского, Владимира Ивановича Вернадского, Александра Леонидовича Чижевского, Ивана Антоновича Ефремова,  которые были одарены талантами в различных сферах культуры, и являлись оригинальными мыслителями, создававшими достаточно независимые системы, требующие индивидуального анализа.

Русский космизм характеризуется осознанием всеобщего единства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах. Русский же космизм – это мировоззрение, где также сочетаются язычество, мифология, христианство. Русский космизм с самого зарождения противопоставляет себя западной культуре, но его основной задачей было примирение традиционных ценностей старого общества и требований жизни постоянно развивающейся цивилизации.

Для космизма русских характерна вера в могущество разума. Кстати, именно русские космисты преподнесли миру идею, что в нашей жизни самое непосредственное участие принимают наблюдатели, некие высшие существа, мыслящие и чувствующие. Во многом это течение предвосхитило открытия на грани науки и философии. Они же вывели новый способ мышления, который говорит: есть знания, которые даются человеку не в результате мозгового штурма или под контролем постоянных поисков, а при взаимодействии и выживании – всем вместе. В этом методе заключается планетарная идея родства и братства, когда люди сплочены единым делом, жизненно важным и все друг другу приходятся «родственниками», если не по кровным линиям, то по сути своей.

Одним из основоположников русского космизма  А.Л.Чижевский, создавший ряд новых направлений современной науки и сформулировал принципы, входящие в основания современной, постнеклассической науки, которые во многих отношениях направляют современный научный поиск. 
Зарождение русского космизма

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной  степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX века. Развитие русского космизма обязано во многом непременному  противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и  культуры.

Это противостояние  заключало  в  себе  возможность  продуктивного  диалога, способствовавшего   изменению   русского   космизма,   его    прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. 

Интерес к учениям космистов сложился в СССР в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы, хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» мистической литературе XIX века. В 1980—1990-х годах в отечественной литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы. Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать более широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями отечественного космизма, такими как религиозно-философское, поэтически-художественное, эстетическое, музыкально-мистическое, экзистенциально-эсхатологическое, проективное и другими.

Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для разработки новой метафизики как философского основания нового этапа развития науки. Сторонники видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед

лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры.   Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума,

существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе «всеединства».

С другой стороны, русский космизм тесно связан с псевдонаучными, оккультными и эзотерическими течениями философской мысли и признаётся некоторыми исследователями умозрительной концепцией, сформулированной в весьма неопределённых терминах.

      Идеи русского  космизма становятся особенно  популярными в наше время, в  том числе и благодаря тому, что  многие  предсказания  космистов  сбылись  и продолжают сбываться.

 

Александр Леонидович Чижевский – один из основателей

космического естествознания

А.Л.Чижевский - одна из самых выдающихся фигур нашего времени, как его называли, "Леонардо XX века". Крупный ученый, поэт, художник, один из безукоризненных моральных авторитетов, он был также глубоким мыслителем-космистом. Ему принадлежат многочисленные идеи мировоззренческого плана, довольно тесно взаимосвязанные. За нетрадиционный взгляд на социально-исторические процессы А.Л.Чижевскому был приклеен ярлык "враг под маской ученого", вынудивший его надолго замолчать. Но некоторые мировоззренческие размышления А.Л.Чижевского опережали свое время, и только сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их силу, все более и более убеждаясь в том, что они органически вплетаются в контекст современной науки и культуры.

Эти принципы выступали как философские, мировоззренческие ориентиры, позволившие обстоятельно изучить механизмы влияния космических факторов на биологические и социально-исторические процессы на Земле.

Обнаружение таких влияний и построение - на стыке многих наук - их общей концепции было одним из самых примечательных вкладов А.Л.Чижевского в современное научное мышление. К сожалению, заслуги А.Л.Чижевского перед современной наукой и культурой, в силу превратностей судьбы, остаются пока недостаточно оцененными. Часто его рассматривают просто как младшего

современника К.Э. Циолковского. Бесспорно, сотрудничество этих двух выдающихся мыслителей было очень плодотворным. 

  Творческое начало А.Л. Чижевский видел, прежде всего, в природе.

Философия, наука, искусство, поэзия – каждое из этих высших творческих проявлений человеческого духа привлекало Чижевского, в каждое он внес свой вклад. Особенно его интересовали мировоззренческие проблемы взаимоотношения человека с природой. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Выдвижение смелых гипотез с их последующей проверкой опытным путем становится для Чижевского основным методом научного познания природы. В период с 1917 по 1924 гг. он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии, эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из которых стали классическими. В своей работе "Основное начало мироздания " (1920-1921гг.) единство природы Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные законы.

 

«Энергетический космизм» А.Л. Чижевского

Александр Леонидович Чижевский является одним из мыслителей философии русского космизма. Специфика космизма Чижевского заключалась в том, что, проявляя большой интерес к проблемам космической экспансии человечества, а также к активно-эволюционному подходу, он сам этих проблем не разрабатывал. Он неодобрительно оценивал призывы к покорению природы, считая, что «Природой можно повелевать, только подчиняясь ей». Основным принципом философии Чижевского являлась непосредственная связь жизни отдельного человека с жизнедеятельностью всей Вселенной. Акцент в своих мировоззренческих размышлениях Чижевский делал на единстве космической и земной природы и человека, то есть на восприятии человека, сообщества и коллективы как продукт природы, как часть ее, подчиненную ее общим законам. Иными словами, его интересовали преимущественно аспекты космизма, связанные с осмыслением единства мира и человека как неотъемлемой части этого мира.

Эти мысли схожи с идеями других русских космистов, особенно Циолковского. Но интерпретация принципа космизма, вкладываемый в него конкретный смысл у Чижевского отличается большим своеобразием. Чижевский делал акцент на астрологию и ее влияние на науку. Астрология, по А.Л.Чижевскому, представала собой феномен мировой культуры на протяжении тысячелетий, затем была похоронена, но, как оказалось, преждевременно. Пережив ряд глубоких преобразований, человеческая мысль вернулась первоначальным философским концепциям, включая и астрологию. Особенно импонировало Чижевскому сложившееся в умах астрологов, еще за тысячелетия до начала опытного изучения природы, убеждение в том, что жизнь представляет собой лишь поток космической энергии, направленной сверху вниз».

Наиболее характерная черта космизма Чижевского, выявляющая его глубинные связи с эзотерикой, – энергетическая направленность. Смысл разработанной им версии космизма составляет принцип превращения космической, прежде всего солнечной энергии в энергию психических процессов людей и человеческих сообществ, что определяет, согласно Чижевскому, некоторые важнейшие черты социально-исторических процессов. О влиянии энергетики космоса на человечество говорили, как известно, и другие космисты, особенно К.Э. Циолковский. Он считал, что «воля космоса», то есть психическая энергия «высших разумных сил», передается человечеству и определяет многие

стороны его жизнедеятельности. Но в космической философии Циолковского эта идея не является основополагающей, тогда как у Чижевского мысль о воздействии энергетики космоса на энергетику земных процессов – основная и наиболее оригинальная. В современную эпоху, когда освоение дальнего космоса остается нереализованной мечтой, разрабатывавшийся Чижевским аспект

космизма, связанный с изучением роли космических факторов в биологических, психологических и социально-исторических процессах, становится наиболее значимым для современной культуры.

 

Принципы законообразности, единообразия и детерминизма.

Ключевое место в философской концепции А.Л. Чижевского  занимает

идея существования единого закона всего сущего. Единство мира Чижевский понимал как его единообразие. Он считал, что вселенная не может быть разнородна и не одинакова на всем своем великом протяжении, и во всем мире действует та же закономерность, та же целесообразность и гармония. 
Принцип единообразия в контексте своего «энергетического космизма» Чижевский обосновывал следующим образом: «Материальный мир есть арена последовательных, а потому и закономерных комбинаций единого субстрата – электрона. Поэтому мы будем утверждать, что физическая картина отдаленного мира похожа на нашу! Но мы смеем утверждать, что если существует материя, то ее проявление подобно тому, каковое наблюдаем и мы. Мы можем также утверждать, что единый принцип, создающий наш мир, один и тот же и проявляется в самых удаленных участках Вселенной с той же последовательностью и в том же порядке действия. Таким образом, мы приходим к утверждению Единства образующего физического закона во всей Вселенной». 
Из этого единообразия мира как следствие выводится «единство логического мышления», поскольку оно развивается в неразрывной связи с внешним миром. 
Другим аргументом, подтверждающим единообразие мира, была для

Чижевского мировая гармония. Идея единообразия и порядка жизни всего мироздания вытекает из каких-либо основных его законов. Таким свойством и является гармония мира. Таким образом, осуществляется в философской концепции Чижевского единство различных образов мира.

Принцип единообразия космоса лежит в основе принятого Чижевским подхода к исследованию проблем взаимосвязи космических и земных факторов. По этому подходу, если свойства космоса определяются принципом

единообразия, то к изучению исторического процесса и социальной эволюции можно применить также методы и принципы физики и математики. То есть А. Л. Чижевский стремился доказать социальные и иные явления через физические и химические процессы. Попытки сведения высших проявлений психической деятельности человека к физико-химическим факторам предпринимались неоднократно, но успеха не имели.

Принцип пандетерминизма, то есть причинно-следственной связи всего со всем также является смысловым стержнем этой концепции, соединяющей различные образы мира. Детерминизм выступает формой проявления единого физического закона, лежащего в основе космоса. По словам Чижевского, в жизни природы все последовательно и все причинно связано между собою. Мир есть сложная система зависимых переменных, а не музей отдельных явлений, не перечень неподвижных фактов. Вот почему и жизнедеятельность человечества причинно обусловлена жизнедеятельностью Вселенной. 
Принцип детерминизма выполняется в космосе А.Л.Чижевского с исключительной жесткостью и без каких бы то ни было модификаций. Ему подчинены все энергетические процессы, среди которых особое место занимают переходы космической энергии в психическую энергию индивидов и человеческих сообществ. Чижевский считал: «Силы внешней природы связывают и освобождают заложенную потенциально в человеке его духовную сущность и принуждают интеллект действовать или коснеть». Согласно обычному пониманию принципа причинности, одно явление (причина) при определенных условиях

Информация о работе Русский космизм Чижевского