Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:20, творческая работа
Данная тема актуальна на мой взгляд, потому что в настоящее время радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей личности и ее дальнейшей социализации в современном обществе становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой. Современному обществу требуется не население вообще, не просто воспроизводство людей как таковых, а качественно новая личность, отвечающая высоким и жестким требованиям современного бытия.
Тема личности является философской, т.к в ней прослеживаются следующие критерии: предельно-общий (универсальный) характер, философская проблема личности разрешается только теоретически, личность нельзя исследовать практически ( с помощью наблюдения и эксперимента), также эта проблема актуальна во все времена.
Самостоятельная работа по статьям: А. Г. Заховаева Девальвация личности: откуда черпать человеческое; О.А Лосева Культурологические парадигмы личности в XXI веке.
Данная тема актуальна на мой взгляд, потому что в настоящее время радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей личности и ее дальнейшей социализации в современном обществе становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой. Современному обществу требуется не население вообще, не просто воспроизводство людей как таковых, а качественно новая личность, отвечающая высоким и жестким требованиям современного бытия.
Тема
личности является философской,
Что же такое личность? Личность - это общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Автор статьи Заховаева А. Г. «Девальвация личности: Откуда черпать человеческое?» - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных наук Ивановской государственной медицинской академии. В своей статье она говорит о том, что «проблема сущности бытия человека, личности – это наиболее вечные проблемы»1. Личность неповторима и универсальна, каждая личность имеет только присущие ей убеждения, интересы и другие характеристики. Личность должна существовать только в социуме. Благодаря обществу человек социализируется и становится личностью.
Автор поднимает проблему о том, что есть личность и как ею стать. По её мнению механизмом эволюции личности является её воспитание и образование. Эти факторы являются первой ступенью формирования гуманизма и духовности в человеке. Духовность является основой формирования полноценной личности. Для того, чтобы развить в человеке «духовное», необходимо путем доброты, доверия и заботы воспитать человека, только тогда он сможет стать гуманной личностью. «Гуманизация личности – это воспитание человеческого в человеке, формирование личности во всей полноте её духовной природы»2. Заховаева полагает, что в воспитании «человека в человеке» поможет искусство, т. к оно формирует и развивает человека как личность.
В
статье также поднимается
Человек отличается от других живых существ
наличием разума и включает в себя такой
важный элемент как моральность. Аморальный
человек не может считаться разумным.
Поэтому каждый человек должен «черпать
моральное», а источником морального является
– «искусство – одно из наиважнейших
средств воспитания моральных качеств
личности». Автор утверждает, что необходимо
познавать искусство не только теоретически,
но и практически. Наилучшим развитием
моральных качеств в человеке, по её мнению,
является художественное образование.
Заховаева полагает, что наиболее важная
цель не в формировании навыков и умений,
а интерес к творчеству и познанию через
эмоции. «Главная задача – помочь личности
познать себя, самоопределиться и самореализоваться»3. В этом человеку может помочь
только искусство.
О. А Лосева тоже рассуждает на тему личности, в конкретный момент, а именно: личность в XXI веке. XXI век – это стадия развития информационного общества, век новых технологий, поэтому современному обществу необходимы люди, которые смогут с помощью своего разума и интеллекта управлять различными новшествами. Но несмотря на то, что общество достигло высокого уровня развития, большинство людей увлечены ростом своего материального благосостояния, что ведет к утрате духовных, эстетических и моральных ценностей.
При переходе общества к постиндустриальному появился новый тип культуры-компьютерный, который стал следствием появления нового типа общения. К примеру, интернет, который сейчас «завоевал» все континенты, с помощью которого люди могут общаться, узнавать много нового и интересного.
Также, как и автор предыдущей статьи О.А Лосева, считает, что на любой стадии развития общества для формирования настоящей личности необходима гуманистическая направленность. «Современный человек живет в мире, где духовное и нравственное повсеместно подменяется социальным и рациональным»4. Такой человек является продуктом общества. Автор полагает, что субъект «умело адаптирующийся, преследующий и достигающий только своих сугубо эгоистических целей»5. Нормы морали в таком человеке присутствуют, но проявляются лишь тогда, когда это необходимо, таким образом, «культура перерастает в антикультуру».
Сравнивая две статьи можно
выделить общие черты: в
Я не могу не согласиться с авторами статей, т.к я считаю, что действительно, человек должен стать личностью, а в этом ему должно помогать не только общество, но и он сам должен стремиться к тому, чтобы стать «гуманной личностью». Ведь личность – это человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели. Рождаясь, человек познает мир, общество в целом, социализируется – всё это помогает ему развить в себе личностные качества. Искусство, оно помогает человеку творчески мыслить, постепенно приобщаться к эстетической мысли. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Искусство помогает людям открыть больше себя, реализовать себя, уйти в свой внутренний мир - мир своих представлений и мечт. Оно помогает оторваться от той действительности, какая она есть, и попасть совсем в другой, противоположный мир. Именно поэтому роль искусства бесценна в жизни человека. Духовная культура вошла в жизнь людей, чтобы обогатить человеческую жизнь. Также можно отметить, что и литература играет немаловажную роль в развитии личности. Литература сопровождает человека на протяжении всей жизни, сначала это сказки, которые рассказывают ребенку, потом он обучается читать сам, получая все новые знания и обогащая свой духовный мир. Книга может быть и верным другом, который может посоветовать, поддержать, развлечь, дать те эмоции и настроения, которые необходимы человеку в конкретный момент времени.
Каждый человек по своей природе индивидуален, каждый имеет в себе предпосылки, чтобы стать личностью. Становление личности – это обретение себя и следование своему пути. Вместе с личностью развиваются и лучшие качества человека – честность, порядочность, умение ставить и достигать свои цели, сила духа и гармония с окружающим миром. Но для того, чтобы проявить себя и развить в себе личность, необходимо работать над собой.
Также, можно привести пример
из Марксистско-ленинской
Я считаю, что эти две имеют большое значение, потому что личность в социальной философии - это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. В формировании личности молодежи в современном мире значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается, прежде всего, философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности.
Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Я думаю, что каждый человек должен воспитать в себе личность, развиваясь как духовно, так и физически. Ведь личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в процессе выделения ребенка из единства “ребенок и его родители”. Также развитие личности происходит по таким направлениям, как усложнение регулятивных механизмов жизнедеятельности, становление механизмов саморегуляции. Этот процесс становления автономной личности имеет два поворотных пункта: 1) в младшем дошкольном возрасте, когда у ребенка появляется осознание своего Я и ощущение способности противостоять внешнему давлению, ощущение себя субъектом своих действий, формируется их полимотивированность и соподчиненность (“первое рождение личности”) и 2) в подростковом возрасте, когда складывается самосознание, формируется способность строить свою жизнь и свой характер в соответствии с индивидуальным представлением о себе и собственной системой ценностей, смещение движущих сил собственного развития извне вовнутрь (“второе рождение личности”). Постепенно складывается система внутренней регуляции и саморегуляции жизнедеятельности, которая выступает основой психологической структуры личности и обеспечивает ей большую или меньшую степень независимости от внешних воздействий потребностей организма. Зрелая личность способна управлять своей жизнедеятельностью, подчиняя ее логике жизненной необходимости, стратегическим жизненным целям, представленным в единой ценностно-смысловой перспективе.
1Заховаева, А. Девальвация личности: откуда черпать человеческое / А. Заховаева // Философия и общество. – 2005. - №3.– С.110
2 Заховаева, А. Девальвация личности: откуда черпать человеческое / А. Заховаева // Философия и общество. – 2005. - №3. – С.112
3Заховаева, А. Девальвация личности: откуда черпать человеческое / А. Заховаева // Философия и общество. – 2005. - №3. – С.119
4 Лосева, О. Культурологические парадигмы личности в XXI веке / О. Лосева // Философия и общество. – 2008. - №2. – С.72
5Лосева, О. Культурологические парадигмы личности в XXI веке / О. Лосева // Философия и общество. – 2008. - №2. – С.73