Самостоятельная работа по статьям: А. Г. Заховаева Девальвация личности: откуда черпать человеческое; О.А Лосева Культурологические паради

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:20, творческая работа

Краткое описание

Данная тема актуальна на мой взгляд, потому что в настоящее время радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей личности и ее дальнейшей социализации в современном обществе становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой. Современному обществу требуется не население вообще, не просто воспроизводство людей как таковых, а качественно новая личность, отвечающая высоким и жестким требованиям современного бытия.
Тема личности является философской, т.к в ней прослеживаются следующие критерии: предельно-общий (универсальный) характер, философская проблема личности разрешается только теоретически, личность нельзя исследовать практически ( с помощью наблюдения и эксперимента), также эта проблема актуальна во все времена.

Вложенные файлы: 1 файл

Tulaeva_Anastasia_Alexeevna.docx

— 31.74 Кб (Скачать файл)

Самостоятельная работа по статьям: А. Г. Заховаева Девальвация личности: откуда черпать человеческое; О.А Лосева Культурологические парадигмы личности в XXI веке.

 

 

       Данная тема актуальна на мой взгляд, потому что в настоящее время радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей личности и ее дальнейшей социализации в современном обществе становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой. Современному обществу требуется не население вообще, не просто воспроизводство людей как таковых, а качественно новая личность, отвечающая высоким и жестким требованиям современного бытия.

       Тема  личности является философской,  т.к в ней прослеживаются следующие критерии: предельно-общий (универсальный) характер, философская проблема личности разрешается только теоретически, личность нельзя исследовать практически ( с помощью наблюдения и эксперимента), также эта проблема актуальна во все времена.

        Что  же такое личность? Личность - это  общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

          Автор статьи  Заховаева А. Г. «Девальвация личности: Откуда черпать человеческое?» - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных наук Ивановской государственной медицинской академии. В своей статье она говорит о том, что «проблема сущности бытия человека, личности – это наиболее вечные проблемы»1. Личность неповторима и универсальна, каждая личность имеет только присущие ей убеждения,  интересы и другие характеристики. Личность должна существовать только в социуме. Благодаря обществу человек социализируется и становится личностью.

         Автор поднимает проблему о  том, что есть личность и  как ею стать. По её мнению  механизмом эволюции личности  является её воспитание и образование. Эти факторы являются первой ступенью формирования гуманизма и духовности в человеке. Духовность является основой формирования полноценной личности. Для того, чтобы развить в человеке «духовное», необходимо путем доброты, доверия и заботы  воспитать человека, только тогда он сможет стать гуманной личностью. «Гуманизация личности – это воспитание человеческого в человеке, формирование личности во всей полноте её духовной природы»2. Заховаева полагает, что в воспитании «человека в человеке» поможет искусство, т. к оно формирует и развивает человека как личность.

        В  статье также поднимается вопрос  о том, каким образом искусство  влияет на формирование гуманных  свойств личности. Анна Георгиевна  считает, что искусство влияет  на формирование психики и  личности в целом. «Человек  пропускает мир искусства» через  себя, через свои чувства и  эмоции, обогащается новыми ощущениями, представлениями и идеями. Искусство  заключается в том, что оно  учит познанию жизни и формирует  мировоззрение. Мировоззрение является  главным достижением духовности. 
Человек отличается от других живых существ наличием разума и включает в себя такой важный элемент как моральность. Аморальный человек не может считаться разумным. Поэтому каждый человек должен «черпать моральное», а источником морального является – «искусство – одно из наиважнейших средств воспитания моральных качеств личности». Автор утверждает, что необходимо познавать искусство не только теоретически, но и практически. Наилучшим развитием моральных качеств в человеке, по её мнению, является художественное образование. Заховаева полагает, что наиболее важная цель не в формировании навыков и умений, а интерес к творчеству и познанию через эмоции. «Главная задача – помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться»3. В этом человеку может помочь только искусство.

           О. А Лосева тоже рассуждает на тему личности, в конкретный момент, а именно: личность в XXI веке. XXI век – это стадия развития информационного общества, век новых технологий, поэтому современному обществу необходимы люди, которые смогут с помощью своего разума и интеллекта управлять различными новшествами. Но несмотря на то, что общество достигло высокого уровня развития, большинство людей увлечены ростом своего материального благосостояния, что ведет к утрате духовных, эстетических и моральных ценностей.

При переходе общества к  постиндустриальному появился новый тип культуры-компьютерный, который стал следствием появления нового типа общения. К примеру, интернет, который сейчас «завоевал» все континенты, с помощью которого люди могут общаться, узнавать много нового и интересного.

Также,  как и автор предыдущей статьи О.А Лосева, считает, что на любой стадии развития общества для формирования настоящей личности необходима гуманистическая направленность. «Современный человек живет в мире, где духовное и нравственное повсеместно подменяется социальным и рациональным»4. Такой человек является продуктом общества. Автор полагает, что субъект «умело адаптирующийся, преследующий и достигающий только своих сугубо эгоистических целей»5. Нормы морали в таком человеке присутствуют, но проявляются лишь тогда, когда это необходимо, таким образом, «культура перерастает в антикультуру».

           Сравнивая две статьи можно  выделить общие черты: в статьях  прослеживается одна и та же  мысль, что человек, становится личностью, но ею не рождается, чтобы стать личностью необходимо быть человеком разумным, уметь мыслить, рассуждать, быть гуманным. Иметь духовные, эстетические, моральные качества,  быть образованным и мудрым. Цель человека доказать, что он личность, что его духовная сущность преобладает над животной. Для обогащения духовной сущности необходимо подтвердить статус самостоятельности человека, свободу выбора.  Также, главным свойством духовности является то, что она выступает как выход к высшим ценностным инстанциям. Различия также присутствуют: Заховаева предлагает воспитать или даже пробудить в человеке личность через искусство, которое поможет сформировать человека как личность. Также, искусство влияет на формирование гуманных свойств личности. Искусство учит и помогает познавать мир, оно формирует мировоззрение и моральное в человеке. О.А Лосева же полагает, что человек должен развивать в себе личность, но не только через искусство, а через общение и познание, труд и др. Но также, человек, который стал личностью не должен быть эгоистичным и преследовать только корыстные цели. Человек должен понять какое место он занимает в этом мире и он сам хозяин своей судьбы, сам человек способен «сделать» самого себя, создать свою собственную жизнь.

Я не могу не согласиться  с авторами статей, т.к я считаю, что действительно, человек должен стать личностью, а в этом ему должно помогать не только общество, но и он сам должен стремиться к тому, чтобы стать «гуманной личностью». Ведь личность – это человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели. Рождаясь, человек познает мир, общество в целом, социализируется – всё это помогает ему развить в себе личностные качества. Искусство, оно помогает человеку творчески мыслить, постепенно приобщаться к эстетической мысли. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Искусство помогает людям открыть больше себя, реализовать себя, уйти в свой внутренний мир - мир своих представлений и мечт. Оно помогает оторваться от той действительности, какая она есть, и попасть совсем в другой, противоположный мир. Именно поэтому роль искусства бесценна в жизни человека. Духовная культура вошла в жизнь людей, чтобы обогатить человеческую жизнь. Также можно отметить, что и литература играет немаловажную роль в развитии личности. Литература сопровождает человека на протяжении всей жизни, сначала это сказки, которые рассказывают ребенку, потом он обучается читать сам, получая все новые знания и обогащая свой духовный мир. Книга может быть и верным другом, который может посоветовать, поддержать, развлечь, дать те эмоции и настроения, которые необходимы человеку в конкретный момент времени.

Каждый человек по своей  природе индивидуален, каждый имеет  в себе предпосылки, чтобы стать  личностью. Становление личности –  это обретение себя и следование своему пути. Вместе с личностью  развиваются и лучшие качества человека – честность, порядочность, умение ставить и достигать свои цели, сила духа и гармония с окружающим миром. Но для того, чтобы проявить себя и развить в себе личность, необходимо работать над собой.

Также, можно привести пример из Марксистско-ленинской философии. Основа формирования личности как в фило-, так и в онтогенезе — общественно-производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими. Учение об общественно-исторической природе человека не снимает проблемы личности в собственном смысле слова. Личность как "...индивидуальное общественное существо..." детерминирована не только наличной системой общественных отношений и унаследованной от прошлого культурой, но обусловлена и своими биологическими особенностями. Для Маркса человек одновременно и продукт, и субъект истории. "История не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека".

Я считаю, что эти две  имеют большое значение, потому что  личность в социальной философии - это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. В формировании личности молодежи в современном мире значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается, прежде всего, философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности.

Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становится основным видом их деятельности, поэтому  оно может превратиться в центр  развития личности и основной источник ее духовного формирования. Я думаю, что каждый человек должен воспитать в себе личность, развиваясь как духовно, так и физически. Ведь личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в процессе выделения ребенка из единства “ребенок и его родители”. Также развитие личности происходит по таким направлениям, как усложнение регулятивных механизмов жизнедеятельности, становление механизмов саморегуляции. Этот процесс становления автономной личности имеет два поворотных пункта: 1) в младшем дошкольном возрасте, когда у ребенка появляется осознание своего Я и ощущение способности противостоять внешнему давлению, ощущение себя субъектом своих действий, формируется их полимотивированность и соподчиненность (“первое рождение личности”) и 2) в подростковом возрасте, когда складывается самосознание, формируется способность строить свою жизнь и свой характер в соответствии с индивидуальным представлением о себе и собственной системой ценностей, смещение движущих сил собственного развития извне вовнутрь (“второе рождение личности”). Постепенно складывается система внутренней регуляции и саморегуляции жизнедеятельности, которая выступает основой психологической структуры личности и обеспечивает ей большую или меньшую степень независимости от внешних воздействий потребностей организма. Зрелая личность способна управлять своей жизнедеятельностью, подчиняя ее логике жизненной необходимости, стратегическим жизненным целям, представленным в единой ценностно-смысловой перспективе.

1Заховаева, А. Девальвация личности: откуда черпать человеческое / А. Заховаева // Философия и общество. – 2005. - №3.– С.110

2 Заховаева, А. Девальвация личности: откуда черпать человеческое / А. Заховаева // Философия и общество. – 2005. - №3. – С.112

3Заховаева, А. Девальвация личности: откуда черпать человеческое / А. Заховаева // Философия и общество. – 2005. - №3. – С.119

4 Лосева, О. Культурологические парадигмы личности в XXI веке / О. Лосева // Философия и общество. – 2008. - №2. – С.72

5Лосева, О. Культурологические парадигмы личности в XXI веке / О. Лосева // Философия и общество. – 2008. -  №2. – С.73

 


Информация о работе Самостоятельная работа по статьям: А. Г. Заховаева Девальвация личности: откуда черпать человеческое; О.А Лосева Культурологические паради