Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:07, курсовая работа
Цель моей работы - исследовать экзистенциализм, как общее философское течение и проанализировать взгляды Жана-Поля Сартра, опираясь на статью «Экзистенциализм – это гуманизм». В соответствии с поставленной целью можно выделить несколько задач исследования:
1.рассмотреть экзистенциализм как философское направление
2.выявить основные проблемы философии экзистенциализма
3.выделить особенности идеологии Сартра
4.сравнить взгляды разных представителей данного течения
Введение 3
Глава 1. Экзистенциализм, или «философия существования» 6
1.Философский экзистенциализм: общая характеристика, основные проблемы 6
Глава 2. Экзистенциалистическая философия Сартра 9
2.1 «Экзистенциализм - это гуманизм» 9
2.2 Сартр – Бердяев: две полюса экзистенциальной философии 11
Заключение 15
Список источников и литературы 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Московский
государственный
Кафедра философии
Специальность: 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Факультет французского языка
Очно-заочная форма обучения
Группа 0-6-21
Реферат на тему: Сартринская концепция гуманизма
Москва – 2013
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Экзистенциализм, или «философия существования» 6
Глава 2. Экзистенциалистическая философия Сартра 9
2.1 «Экзистенциализм - это гуманизм»
2.2 Сартр – Бердяев:
две полюса экзистенциальной философии
11
Заключение
Список источников и литературы 16
Введение
Тема моей работы посвящена изучению философии экзистенциализма с точки зрения французского писателя-философа Жана-Поля Сартра, а точнее проблеме человека в философии выбранного мною направлению.
Актуальность темы обусловлена тем, что «философия существования» (именно так экзистенциализм именовался первоначально), играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии и литературы двадцатого века. Это идеалистическое течение, которое сначала казалось представителям данной мысли бесперспективным, в дальнейшем вылилось в крупное идейное движение. Экзистенциализм характеризуется тем, что направлен и ориентирован на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Данную тему для своего реферата я выбрала не случайно. Во-первых, именно эту тему я хотела бы раскрыть для себя подробнее, и, возможно, с другой стороны. Читая произведения Жана-Поля Сартра и Альбера Камю, меня очень заинтересовала тематика их произведений, которые, в свое время вызвали очень яркие отзывы, споры и комментарии. Во-вторых, нужно отметить, что «философия существования» не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из ее главных представителей создает свое особое учение, отношение к человеку и его сущности.
Среди философов и писателей-экзистенциалистов выделяются такие личности, как Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Габриэль Марсель, Симона Де Бувуар, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер и другие.
"Экзистенциализм - это гуманизм". Название этой книги французского философа, писателя и драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма, как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии.
Цель моей работы - исследовать экзистенциализм, как общее философское течение и проанализировать взгляды Жана-Поля Сартра, опираясь на статью «Экзистенциализм – это гуманизм». Чтобы раскрыть более широкое мнение об идеологии Сартра, я считаю, что самым удачным методом будет сопоставление взглядов выбранного мною философа с другими представителями данного направления. В соответствии с поставленной целью можно выделить несколько задач исследования:
В качестве источников к реферату я выбрала несколько публикаций французских писателей-философов, которые изложены в виде книг, статей. Мне кажется, статья – наиболее удачный источник, так как он дает полную картину, в отличие, скажем, от художественных произведений, где сюжетные линии могут быть закручены так, что очень трудно уловить этот тонкий смыл, идею, которую хотел передать автор. Тем более, философские сочинения очень трудны для понимания. Так, например, критическая статья Жана-Поля Сартра на роман Альбера Камю раскрывает нам личное мнение писателя по данной проблеме, мы можем сравнить две разные точки зрения, провести параллели. А статья «Экзистенциализм - это гуманизм» является ключевой в понимании значения «экзистенциализм».
Итак, приступим к анализу и поставленным задачам.
Экзистенциализм, или «философия существования»
Философский экзистенциализм: общая характеристика, основные проблемы
Творческие идеи 19го века были очень плодотворными. В философии того времени изменение общего чувства жизни проявилось так, что внезапно, совершенно неожиданно была утрачена вера в философию, в ту, что во второй половине XIX века вышла из обновленного критического идеализма Канта. «Крах немецкого идеализма», провозглашенный тогда Паулем Эрнстом в пользовавшейся успехом книге, а также Освальдом Шпенглером в его «Закате Европы», был переведен во всемирноисторический план. Критики неокантианства могли опереться на двух предшественников: то были Фридрих Ницше, подвергший критике платонизм и христианство, и Сёрен Кьеркегор с его выступлением против рефлективной философии умозрительного идеализма. Два новых лозунга были противопоставлены теперь неокантианству — лозунг иррациональности жизни, особенно исторической и девиз существования, прозвучавший в сочинениях Сёрена Кьеркегора, датского философа первой половины XIX века, который как раз тогда стал известен в Германии благодаря переводам, выходившим в издательстве.
Подобно тому, как Кьеркегор критиковал Гегеля как философа рефлексии, позабывшего об экзистенции, так теперь начали критиковать неокантианцев, поставивших философию исключительно на службу научного познания, которое они стремились обосновать. И подобно тому как христианский мыслитель Кьеркегор выступил против философии идеализма, так теперь новая эпоха началась с радикальной самокритики так называемой диалектической теологии [7, с. 99-100].
Общим философским
источником антисциентистской (философско-мировоззренческая
Экзистенциализм (позднелат. - existentia - существование) - одно из крупнейших направлений философии 20 века. Экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи экзистенциализма еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В середине 20 в. экзистенциализм широко распространился и в других странах, в том числе и США. Получив наибольшее признание и популярность в середине 20 в., экзистенциализм стал одним из наиболее влиятельных и продуктивных факторов эпохи. Он определял интеллектуально-духовные поиски широких слоев интеллигенции, оказал сильное влияние на литературу, литературоведение, искусство и др. [8, с. 1305].
Основателем экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855). Именно он первым поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания – и почти не уделяет внимания человеку. Более того, почему она растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его жизни вопросах?
Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, к его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».
Философом были выделены понятия:
Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:
На эстетической стадии жизнь
человека определяется внешним миром.
Человек «плывет по течению» и
стремится только к удовольствию.
На этической стадии человек делает
сознательный выбор, осознанно выбирает
себя, теперь им движет долг. На религиозной
стадии человек глубоко осознает
свое призвание, полностью обретает
до такой степени, что внешний
мир не имеет для него особого
значения, не может стать препятствием
на пути человека. С этого момента
и до конца своих дней человек
«несет свой крест» (уподобляясь этим
Иисусу Христу), превозмогая все
страдания и внешние
Сартр в работе «Экзистенциализм — это гуманизм» поясняет специфику существования человека следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею. Ремесленник, изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том, что такое нож и какой именно нож сейчас надо сделать: сущность здесь предшествует существованию вещи. Принципиально иным образом обстоит дело с человеком. Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Здесь существование предшествует сущности [6, с. 267].
Человек делает самого себя и обретает свою сущность, уже существуя. В этом и состоит первый принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие важные следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто кроме данного индивида не может за него осуществить его превращение в человека.
Итак, экзистенциальные философы внушают читателю очень важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.
Бытие человека, в центр которого помещено главное в нем —экзистенция, в свою очередь становится первоосновой картины мира, создаваемой представителями экзистенциалистских направлений. Говоря философским языком, акцент переносится на онтологию, а в онтологии — на бытие человека.
Рассмотрим отношение к человеку, к бытию разных представителей философского экзистенциализма и попытаемся разобраться в различных точках зрения.
Экзистенциалистическая философия Сартра
«Экзистенциализм – это
Существуют
две разновидности
В своих философских и
В своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм» Сартр писал: «Я хотел бы выступить здесь в защиту экзистенциализма от ряда упреков, высказанных в адрес этого учения. Прежде всего, экзистенциализм обвиняют в том, будто он призывает погрузиться в квиетизм отчаяния: раз никакая проблема вообще не разрешима, то не может быть и никакой возможности действия в мире; в конечном итоге это созерцательная философия, а поскольку созерцание – роскошь, то мы вновь приходим к буржуазной философии. С другой стороны, нас обвиняют в том, что мы подчеркиваем человеческую низость…отворачиваемся от светлой стороны человеческой натуры. Экзистенциализм – это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма. Он вовсе не пытается ввергнуть человека в отчаяние. Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка, зрения. Это не значит, что мы верим в существование бога, – просто суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии» [6, с. 319; с. 344].