Синергетический подход в современном развитии науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:48, доклад

Краткое описание

Синергетика (грек, synergtikos - біріккен әрекет) — пән аралық сипаттағы ғылым саласы; күрделі жүйелердің өзін-өзін ұйымдастыруы туралы ғылым, синергетикалық әдісті саяси ғылымда қолдану саяси өмірде өзін-өзі ұйымдастырудың күрделі тетіктерін зерттеуге көбірек көңіл бөледі; тепе-тең емес ашық жүйелердегі кооперативтік құбылыстарды зерттейді. Синергетика ұғымын 1971 ж. неміс физигі Г. Хакен енгізген. Синергетика саласындағы зерттеулер күрделі динамикалық жүйелердегі өзін-өзі ұйымдастыру үрдістерін зерттеумен байланысты. Синергетиканың зерттеу объектісі линейлі емес жүйелер. Шынайы жүйелердің басым көпшілігі де - дәл осы линейлі емес жүйелер.

Вложенные файлы: 1 файл

философия семинар.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

Синергетика (грек, synergtikos - біріккен әрекет) — пән аралық сипаттағы ғылым саласы; күрделі жүйелердің өзін-өзін ұйымдастыруы туралы ғылым, синергетикалық әдісті саяси ғылымда қолдану саяси өмірде өзін-өзі ұйымдастырудың күрделі тетіктерін зерттеуге көбірек көңіл бөледі; тепе-тең емес ашық жүйелердегі кооперативтік құбылыстарды зерттейді. Синергетика ұғымын 1971 ж. неміс физигі Г. Хакен енгізген. Синергетика саласындағы зерттеулер күрделі динамикалық жүйелердегі өзін-өзі ұйымдастыру үрдістерін зерттеумен байланысты. Синергетиканың зерттеу объектісі линейлі емес жүйелер. Шынайы жүйелердің басым көпшілігі де - дәл осы линейлі емес жүйелер.

Синергетиканың жаңалығы қазіргі саяси дамудың түрақсыз сипатын білдіруінде. Синергетика негіздері И. Пригожинмен, И. Стенгерспен қаланған. Синергетика тұрғысынан әлемнің сан алуан болуы оның даму шарты, сондықтан саяси құбылыстарды талдауда сан алуан факторларды, саясатқа өмірдің басқа салаларының (экономика, экология, мәдениет, әлеуметтік сала, география, демография) ықпал ететінін есепке алу керек. Синергетика кез келген қарапайымдылықты немесе сан алуандылықтың төмендеуін ғылыми зерттеудегі бүрмалаушылық деп қарастырады. Басқаша айтқанда, синергетикалық әдіс зерттеушіні саяси үрдісті талдауда оның құрамдас бөліктерін талдаудан ғана емес, саясатқа саяси емес факторлар ықпалын да есепке алуын міндеттейді.

Синергетикалық әдіснаманың негізін тиімділіктің жаңа түрі құрайды - линейлік емес ойлау немесе синергетикалық тиімділік. Синергетикалық теория өзін-өзі дамытушы жүйелерді ашық жүйе ретінде қарастырады.[1]

Синергетический подход в современном развитии науки.

Синергетика – теория самоорганизации  и развития сложных систем любого уровня организации.

Закономерности от строения атома до строения вселенной.Синергетика имеет дело с взаимодействием сложных

систем и взаимодействием  подсистемных уровней внутри каждой такой системы. Каждая такая система предстаёт

как эволюционное целое. Синергетика открывает новые границы суперпозиций (это подстановка функций

в функции или переменных в функци), её сборку из частей и построение развивающихся структур из простых.

Согласно законам синергетики, объединение структур не сводится к  их простому сложению, а имеет место 

перекрытие областей их локализации. Это следует понимать так, что  целое уже не равно сумме частей,

оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно  иное.

Синергетика применяется:

1. В переходе от исследования  простых систем к сложным.

2. При переходе от замкнутых  систем к открытым системам.

3. При переходе от линейности  к нелинейности.

4. При переходе от рассмотрения  равновесия процессов вблизи  точки равновесия к делокализации

(удаление от точки)  и нестабильности.

Синергетика объясняет процесс  самоорганизации в сложных системах:

Фундаментальным принципом  самоорганизации служит возникновение  нового порядка и усложнение систем

через флуктуации (случайные  отклонения) состояний их элементов  и подсистем. Такие флуктуации обычно

 подавляются во всех  динамически стабильных и адаптивных  системах за счёт отрицательных  обратных связей,

обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Но в более сложных

открытых системах, благодаря  притоку энергии извне и усилению неравновесности, отклонения со

временем возрастают, накапливаются, вызывают эффект коллективного поведения  элементов и подсистем и,

в конце концов, приводят к «расшатыванию» прежнего порядка  и через относительно кратковременное

хаотическое состояние системы  приводят либо к разрушению прежней  структуры, либо к возникновению 

нового порядка. Поскольку  флуктуации носят случайный характер, то состояние системы после бифуркации

обусловлено действием суммы  случайных факторов.

Самоорганизация, имеющая  своим исходом образование через  этап хаоса нового порядка или  новых структур,

 может произойти лишь  в системах достаточного уровня  сложности, обладающих определённым  количеством

 взаимодействующих между  собой элементов, имеющих некоторые  критические параметры связи  и 

относительно высокие  значения вероятностей своих флуктуаций.

В противном случае эффекты  от синергетического взаимодействия будут  недостаточны для появления 

коллективного поведения  элементов системы и тем самым  возникновения самоорганизации. Недостаточно

 сложные системы не  способны ни к спонтанной адаптации ни, тем более, к развитию и при получении извне

 чрезмерного количества  энергии теряют свою структуру  и необратимо разрушаются.


ГЛОБАЛЬНЫЙ  ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – направление исследований, имеющее целью развитие общеэволюционных представлений. Потребность выделения Г. э. как особой области исследований стала осознаваться к 80-м гг. XX в. Развитие кибернетики, синергетики и др. наддисциплинарных исследований показало, что однородность разноприродных сфер бытия гораздо выше, чем это виделось прежде. Человек и общество не могут рассматриваться автономно от природы, и поэтому адекватен лишь подход, органично вписывающий человека в фундаментальные структуры и процессы Вселенной. Перспективы развития Г. э. связаны с разработкой ряда общих идей: 1) история Вселенной – не однонаправленное движение, а взаимопереплетение различных изменений, что, в целом, корректнее называть космогенезом; 2) в качестве исходных объектов анализа следует выбирать системы с эволюционной самодетерминацией – суверенные эволюционы (ноосфера, биосфера, биогеоценозы и др.); 3) развитие эволюционов – коэволюционный процесс, происходящий в более масштабных системах и предопределенный особенностями последних; 4) любые материальные объекты обладают набором внутренне предпочтительных состояний, смена которых может происходить взрывным путем и непредсказуемо (А. А. Крушанов, 2001). В российской конфликтологии пока плохо приживаются не только идеи Г. э., но и обычного. В соответствии с подходами Г. э., конфликт необходимо рассматривать как один из способов социального взаимодействия, присущий как людям, так и животным. Продолжительность макроэволюции конфликта составляет около 500 млн. лет. Важно понять место и роль конфликта во всех системах более высокого порядка, с которыми он связан. Наиболее крупной такой системой является животный мир в процессе его эволюции на Земле. Без использования идей и подходов Г. э. отечественная конфликтология обречена на все более прогрессирующее отставание от западной науки.

     ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

Одна из важнейших идей европейской  цивилизации — идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантонская космогония) она начала проникать  в естествознание еще в XVIII в. (см. 7.2 и 7.4). Но уже XIX в. по праву может  быть назван веком эволюции. Сначала в геологии, затем биологии и социологии теоретическому моделированию развивающихся объектов стали уделять все большее и большее внимание.

Но в науках физико-химического  цикла идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины XX в. в ней господствовала исходная абстракция закрытой обратимой  системы, в которой фактор времени  не играет роли. Даже переход от классической ньютоновской физики к неклассической (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не изменил. Правда, в классической термодинамике был сделан некоторый робкий прорыв — введено понятие энтропии и представление о необратимых процессах, зависящих от времени. Этим самым в физические науки была введена “стрела времени”. Но, в конечном счете, и классическая термодинамика изучала лишь закрытые равновесные системы, а неравновесные процессы рассматривались как возмущения, второстепенные отклонения, которыми следует пренебречь в окончательном описании познаваемого объекта.

Проникновение идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки  в XIX — первой половине XX в. происходило  независимо в каждой из этих отраслей познания. Философский принцип развития мира (природы, общества, человека) не имел общего, стержневого для всего  естествознания (а также для всей науки) выражения. В каждой отрасли  естествознания он имел свои (независимые  от другой отрасли) формы теоретико-методологической конкретизации.

Только к концу XX в. естествознание нашло теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления  общих законов природы, связывающих  в единое целое происхождение  Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция

427

глобального эволюционизма. В этой концепции Вселенная предстает  как развивающееся во времени  природное целое, а вся история  Вселенной от Большого Взрыва до возникновения  человечества рассматривается как  единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически  связаны между собой. Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь  фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности их превращения в органическую материю.

В концепции глобального эволюционизма  подчеркивается важнейшая закономерность — направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной — от момента сингулярности до возникновения человека — предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.

Важную роль в концепции универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как результат  отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются  историческим процессом; качественно  новый уровень организации материи  окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции материи. Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого.

На этом пути очень важную роль играет так называемый антропный  принцип. Содержание этого принципа в том, что возникновение человечества, познающего субъекта (а значит, и  предваряющего социальную форму  движения материи органического  мира) было возможным в силу того, что крупномасштабные свойства нашей  Вселенной (ее глубинная структура) именно таковы, какими они являются;

если бы они были иными. Вселенную  просто некому было бы познавать. Данный принцип указывает на глубокое внутреннее единство закономерностей исторической эволюции Вселенной, Универсума и предпосылок  возникновения и эволюции органического  мира вплоть до антропосоциогенеза. Согласно этому принципу существует некоторый тип универсальных системных связей, определяющих целостный характер существования и развития нашей Вселенной, нашего мира как определенного системно организованного фрагмента бесконечно многообразной материальной природы. Понимание содержания таких универсальных связей, глубинного внутреннего единства структуры нашего мира (Вселенной) дает ключ к теорети-

428

ческому и мировоззренческому обоснованию программ и проектов будущей космической деятельности человеческой цивилизации.

В настоящее время идея глобального  эволюционизма — это не только констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной стороны, он дает представление о мире как о  целостности, позволяет мыслить  общие законы бытия в их единстве, а с другой — ориентирует современное  естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.

 

 

Глобальный  эволюционизм и современная картина  мира.

Эволюционные идеи в двух важнейших отраслях научного знания стала опорой глобальной эволюции и современной научной картины  мира: космологии и биологии.

Возникновение идей о космической эволюции оказало  наибольшее влияние на поиски новых  принципов глобальной эволюции и  связанной с ней новой картины  мира.

Рассмотрим два  подхода к глобальной эволюции:

- системный

- синергетический

1. в настоящее  время глобальный эволюционизм  рассматривает мир, Вселенную  как единый, целостный, универсальный  процесс эволюции взаимосвязанных  систем различного уровня и  организации. После создания во  второй половине 20 века общей  теории систем и широкого развертывания  в науке системного движения, принципы эволюции также претерпели  существенные изменении: они стали  рассматриваться с системной  точки зрения. Соответственно этому,  универсальная эволюция стала  пониматься как синтез эволюционного  и системного подходов, взаимосвязь  и взаимодействие множества развивающихся  систем. Системный подход дает  возможность взглянуть на процесс  возникновения Вселенной как  единый, целостный процесс возникновения  Вселенной как единый, целостный  процесс перехода от простейших  физических систем и структур, состоящих из немногих типов элементарных частиц, к системам все более сложным, как по уровню своей организации, так и по типу  взаимодействия между своими элементами. Выделяют две стадии: микроэволюция и макроэволюця.

2. как показывает  космология, переход от одних  систем и структур к другим, как на уровне микроэволюции, так  и макроэволюции, происходил посредством процесса самоорганизации, который впервые начал изучаться синергетикой. Этот принцип самоорганизации служит важнейшей предпосылкой для формирования глобального эволюционизма. Отсутствие этого принципа объясняется и противоречие между классической  физикой и эволюционной теорией биологии, и отрицание направления времени в движении систем, и сведение сложных систем к простым, и общая тенденция всей классической науки к изучению стационарных, равновесных, линейных систем и процессов.

Представление о  симметричности времени, когда прошлое, настоящее и будущее время  рассматривались как тождественные, впервые возникло в классической механике.  Но уже в  термодинамике это представление подверглось пересмотру.  Согласно  второму ее началу энтропия закрытой системы непрерывно возрастает и стремится к максимальному значению, соответствующему достижению состояния равновесия. Это означает неявное обращение к категории времени: ведь более раннее состояние системы можно связывать с менее низкой степенью энтропии, а более позднее – с более высокой.

В синергетике впервые  становится возможным говорить о  категории времени, отображающей реальные процессы изменения систем не только в направлении из дезорганизации и разрушения, но, самое главное, по их самоорганизации и упорядочения.

С помощью идей и  принципов синергетики удалось  лучше понять процессы перехода от простых систем к сложным, которые раскрывают существенные механизмы эволюции.

В дальнейшем эта  тенденция исследования сложных  систем и объяснения их на основе простых, элементарных их частей, сформировалась в классической физике в особый метод  редукции, т.е. сведения сложных процессов  к простым и элементарным.  По-видимому, такое представление об однородности мира и универсальности его законов возникло и вдохновлялось под влиянием успехов экспериментального метода исследования.

Если редукционизм  классической физики основывается на сведении сложных явлений к простым, то синергетика стремится выявить связь и взаимодействие между ними. Простое и сложное оказываются самостоятельными сущностями, между которыми существует нерасторжимая взаимосвязь. 

Основная идея, выдвигаемая  синергетикой, заключается, таким образом, в том, что самоорганизующиеся системы  качественно меняют свое поведение  в зависимости о конкретных условий, что выражается в изменении их параметров. Главное внимание при этом было обращено на то, что свойства целого не могут быть сведены к свойствам частей – принцип, который был направлен своим острием, прежде всего, против редукционизма. Принцип системности, напротив, подчеркивает, что свойства системы как целого возникают в результате взаимодействия частей, а не простого их суммирования.

Информация о работе Синергетический подход в современном развитии науки