Современная западная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:08, реферат

Краткое описание

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии ХХ века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
I. Особенности западной философии ХХ столетия 3
II. Характеристика основных направлений философии ХХ века 6
2.1. Неопозитивизм и аналитическая философия 6
2.2. Психоанализ Фрейда и неофрейдизм 7
2.3. Философия человека: Экзистенциализм 9
2.4. Герменевтика 10
2.5. Феноменология 10
2.6. Структурализм 11
2.7. Философские идеи постмодернизма 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СЛОВАРЬ ГЛОССАРИЙ 15
БИБЛИОГРАФИЯ 16

Вложенные файлы: 1 файл

referatvar26zapfil.docx

— 46.57 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 2

I. Особенности западной философии ХХ столетия 3

II. Характеристика основных направлений философии ХХ века 6

2.1. Неопозитивизм  и аналитическая философия 6

2.2. Психоанализ Фрейда и неофрейдизм 7

2.3. Философия человека: Экзистенциализм 9

2.4. Герменевтика 10

2.5. Феноменология 10

2.6. Структурализм 11

2.7. Философские идеи постмодернизма 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СЛОВАРЬ ГЛОССАРИЙ 15

БИБЛИОГРАФИЯ 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные  с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе  науки.

  К  этим потрясениям следует отнести  и социально-экономические явления,  появление массового общества, слом  старых отношений и сословных  перегородок, внедрение компьютерного  производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие  средств массовой информации, заменяющих  старые средства коммуникации, выход  на арену «нового среднего  класса». Все эти причины оказали  глубокое воздействие на мировоззрение  и культуру, и не могли не  отразиться на философии ХХ  века.

Философия XX в. — это множество самых  различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться  в соответствии с современными реалиями. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые  школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую  историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями  и никогда не останавливающуюся  в своем развитии.

Эти философские  школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для ХХ века: все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии; беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;

глобальные  проблемы человечества; анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации; вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблем.

 

 

I. Особенности западной философии ХХ столетия

 

Классическая  западноевропейская философия, внесшая  огромный вклад в становление  и развитие техногенной цивилизации, со второй половины XIX в. начинает утрачивать свои позиции. На смену безраздельно господствовавшему долгое время  философскому рационализму стало приходить  иррациональное восприятие действительности. В результате к концу XX столетия рационалистический подход к миру был  значительно потеснен многообразными направлениями иррационализма и  интуитивизма.

Радикальные изменения в западной философии, позволившие для ее обозначения  ввести термин «неклассическая философия», вызваны не только внутренними потребностями  развития самой философской мысли, но и внешними социокультурными факторами. Прежде всего, следует отметить, что несокрушимой вере мыслителей в силу человеческого разума был нанесен первый удар французской революцией 1789 г. Общество, которое считалось основанным на «принципах разума», официально положившее учение «гениев человечества» в основу своей политики, на поверку оказалось неразумным и нечеловечным. Террор и гражданская война во Франции заставили многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Некоторые мыслители (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека. Было показано, что попытка создать всеобщее мировоззрение на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия и его атомизации нереальны. С одной стороны, происходила «нивелировка», усреднение человека, а с другой - одиночество и беспомощность человека перед миром как предел индивидуализма.

XX век  принес человечеству не только  огромные успехи в науке и  технологиях, но и целую вереницу  революций, две мировые войны,  крушение колониальной системы,  формирование социалистической  системы и ее распад, возникновение глобальных проблем, ставящих под вопрос бытие всего человечества.

Первая  и вторая мировая война показали, что наука может быть использована для массового уничтожения людей  и их культуры. Социально-экономические  потрясения буржуазного общества в XX в.; появление массового общества, революция в естествознании, развитие средств массовой информации, мощное развитие науки и техники, компьютеризация  общества - все это нашло отражение  в философии, способствовало изменению  мировоззрения.

Эти процессы вызвали отход от классического  видения мироздания, пересмотр проблемы смысла человеческого бытия, места  человека в мире, его отношения  к богу, к смерти и бессмертию, его конечного предназначения. Положение  в философии начало радикально изменяться, происходил пересмотр целей и  задач философствования, на передний план выдвинулись новые проблемы и способы их решения. Возрос интерес  к тем сторонам жизни и деятельности человека, общества и бытия в целом, которые либо не выражались традиционными  философскими течениями, либо присутствовали в них в качестве периферийных и не заслуживающих внимания. Так, например, стали обращать больше внимания на существование человека, на его  свободу в качестве первичных  реальностей.

Произошла также локализация отдельных  проблем, при решении которых  сформировались самостоятельные направления. Сначала это происходило либо в виде своеобразного дополнения классических философских систем (неогегельянство, неокантианство) и даже обновления философии Фомы Аквинского (неотомизм6), либо в жесткой форме путем полного отбрасывания классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм2)

Внутри  философские процессы распада классических схем философии на рубеже XIX-XX вв. происходили  на фоне кардинальных изменений в  культуре. Культура как бы «раскалывается»  на тех, кто выступает за научно-технический  процесс и на тех, кто против него. Формируются две социокультурные  ориентации, каждая из которых по-своему осмысливает абсолютизированный образ  науки – сциентизм5 и антисциентизм.

Если  представители сциентизма рассматривали  научное знание в качестве наивысшей  ценности, то антисциентисты осуществляют широкую критику науки как  формы постижения мира и социального  института, рассматривая науку в  качестве демона, угрожающего существованию  человеческой цивилизации. Сегодня  в философии происходит осознание  того, что наука является весьма важным, но не единственным путем познания мира, обеспечивающим человечеству не только знание, но и социальный комфорт, и личную безопасность. Поэтому философы стремятся заново осмыслить мистические  и эзотерические учения Востока, найти смысл в примитивных  религиях и магии, в социальных утопиях  различных времен и народов. В  то же время происходит ослабление установки только на науку, осуществляется поиск нового типа рациональности, синтез научного и ценностного подходов.

Философская мысль занята поиском оснований  человеческого и природного бытия, что осуществляется в двух взаимосвязанных  направлениях. Для первого направления  характерно осознание всеобщих предельных оснований, универсальных для всей культуры и природы. Особенностью второго  направления является выработка  новых областей философствования, таких  как философия культуры, философия  техники, философия хозяйства, философия  права и др. Эти новые области  философствования занимают все больше места в системе философского знания и играют все возрастающую роль в развитии самой философии  на различных ее иерархических уровнях.

 Из  отличительных черт философии  ХХ века наиболее важными являются  следующие: идеальный мир, создаваемый   философией ХХ века, является  результатом деятельности различных  народов, принадлежащих к разным  культурам. Это придает ему  разнохарактерность, многосторонность. Таким образом, духовная культура  и философия XX в. характеризуется  мозаичностью, наличием самых различных  философских течений и школ.

 

 

 

II. Характеристика основных направлений философии ХХ века

 

В целом западная философия ХХ века представляет собой  большое

многообразие  различных течений, школ, концепций, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.  Рассмотрим лишь некоторые, наиболее распространенные и влиятельные  течения современной западной философии.

2.1. Неопозитивизм  и аналитическая  философия

 

Позитивизм  ХХ века называют неопозитивизмом1. Это одно из наиболее распространенных и влиятельных направлений современной западной философии. Неопозитивизм возник в конце 20-х годов XX века и продолжил линию классического позитивизма 30-ых годов ХIХ в.

Представлен Расселом, Осином. Наибольшее развитие получил в англоязычных странах  и представлен несколькими школами: логическим позитивизмом, синтаматическим  позитивизмом, прагматизмом7

Целью позитивистской школы стало создание философии, которая согласовывалась бы с развитием естественных наук. Возникновение неопозитивизма связывают с развитием естествознания, стремлением понять трудности его роста. Общими гносеологическими проблемами возникновения позитивизма следует считать, во-первых, относительность знаний и, во-вторых, процесс математизации и формализации наук.

Неопозитивизм пытался решить актуальные философско-методологические проблемы, например, такие как роль знаково-символических средств научного мышления, взаимоотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса. В своих исследованиях неопозитивисты трактуют процесс формализации знаний как независимость логических связей от объективной действительности. Что ведет к изгнанию содержательного смысла из формализованных теорий, к отрицанию эвристической ценности человеческих знаний. Единственным критерием применимости формализованных теорий были объявлены их удобство, простота и т.п.».

В неопозитивизме философия понимается функционально, т.е. как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. Так представитель неопозитивизма М. Шлик считал, что философия – деятельность, посредством которой проясняется смысл необходимых для познания знаний (буквально – «поиск смысла»). Неопозитивисты утверждают, что понятия материя, пространство, время – «метафизические» фикции. Надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях ученых. Понятия – не отражения объективной реальности, а система мыслительных конструкций, создаваемых умом. Мир – система научных фраз и терминов. Необходимо очищать теорию познания от метафизических проблем. Фактически такой подход открыл дорогу субъективизму в науке, пропаганде утверждения, что наука – вне морали и нравственности.

Особенностью  неопозитивизма является стремление не выходить за рамки научного анализа. Представители этого направления считали математический язык образцом достоверного знания и поэтому устранились от решения основного вопроса философии, считая его неуместным.

Единственной  реальностью для неопозитивистов  был язык, а функции философии  ими сводились к объяснению деятельности человека в языковом мире. Они выделяли три области отношений:

- языка - к тому, кто его употребляет  - прагматика;

- между языком  и тем, что им обозначается - семантика;

- между языковыми  выражениями - синтаксис; 

Все это получило название семиотики. Предметом исследований неопозити-вистов стали анализ значения слов и знаков вообще, логические, менвинисти-ческие и психологические проблемы, имеющие значение в таких направле-ниях науки и техники, как создание ЭВМ, машинописных текстов и т.д.

2.2. Психоанализ Фрейда и неофрейдизм

 

Одно  из наиболее влиятельных идейных  течений XX в. — психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский  врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). Свои главные идеи Фрейд обосновал  в работах "Я и Оно" (1923), "Тотем и табу" (1912), "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904) и др. Его психоаналитическая концепция была ориентирована, прежде всего, на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики. Фрейд исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого якобы происходит особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая. Согласно Фрейду, психика подразделяется на три уровня: "Оно" — совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний; "Я" — сознание субъекта; "Сверх – Я" — инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. "Я", по мнению Фрейда, как бы постоянно балансирует между "Оно" и "Сверх-Я". С одной стороны, на него давят комплексы и инстинкты, из которых самые значительные — половой и инстинкт агрессии, с другой — правила поведения и моральная цензура. В данной связи душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Их разрешение сопряжено, в свою очередь, с защитными механизмами, которые позволяют человеку приспособиться к окружающей действительности. По Фрейду, человек в своей жизни руководствуется двумя принципами — удовольствия и реальности. В рамках первого принципа бессознательные влечения направлены на получение максимального удовольствия. Второй принцип корректирует протекание психических процессов в соответствии с требованиями окружения. Разрешение внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации. Последняя означает переключение энергии с социально и культурно неприемлемых, низменных целей и объектов на высшие и возвышенные. Иными словами, сублимация — это процесс переориентации сексуального влечения (либидо) на другую цель, весьма далекую от сексуального удовлетворения. А это уже преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность.

Информация о работе Современная западная философия