Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:25, доклад
Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, решение которых требует ориентации на свое «Я». Это прежде всего осознание ситуации выбора. У человека есть право видеть, слышать, чувствовать, думать по-своему, проявляя таким образом свою индивидуальность. Индивидуальность человека, его относительная независимость от всех и вся и в то же время предельная зависимость его от всего и всех осознаются нами далеко не всегда. Есть особые жизненные ситуации, когда такое осознание, как признание своей индивидуальности, целостности, становится неизбежным - это ситуации морального выбора, выбора ценностей, и в первую очередь ценностей отношения.
Современное понимание смысла жизни.
Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, решение которых требует ориентации на свое «Я». Это прежде всего осознание ситуации выбора. У человека есть право видеть, слышать, чувствовать, думать по-своему, проявляя таким образом свою индивидуальность. Индивидуальность человека, его относительная независимость от всех и вся и в то же время предельная зависимость его от всего и всех осознаются нами далеко не всегда. Есть особые жизненные ситуации, когда такое осознание, как признание своей индивидуальности, целостности, становится неизбежным - это ситуации морального выбора, выбора ценностей, и в первую очередь ценностей отношения.
В. Франкл указывал, что как только список ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. Таким образом, в нравственной сфере подтверждается тезис, выдвинутый В. Франклом: быть человеком - значит быть сознательным и ответственным, уметь принимать решение. Отсюда следует, что образование должно быть ориентировано на формирование способности принимать решения.
Эта способность особенно необходима в наше время, так как никогда еще кризис личности не достигал таких масштабов. Конечно, человеческая история полна преступлений, войн, страданий и страха, а что касается счастья, то, пока оно есть, мы мучительно боимся его потерять, когда же оно уходит - переживаем еще больше. Но вряд ли кто-то будет спорить, что современная цивилизация «устала от вненравственности и безнравственности». Трудно не увидеть, что настала эпоха «нравственного коллапса». Можно согласиться с А. Маслоу, что проблема ценностей начинает интересовать человечество во все времена, когда в обществе царит смута и оспариваются самые непреложные из прежних ценностей. Мы живем в эпоху, когда традиционная система ценностей терпит крах. И не пора ли перестать писать и пропагандировать работы, в которых прописные истины выдаются за последнее слово современности, и приняться за дела, необходимость которых хорошо известна? Я имею в виду работы некоторых психологов, которые подкрепляют и усиливают имеющиеся у людей представления о существовании быстрых способов изменения жизни, вне нашего выбора и усилий. Есть некая опасная тенденция, определяющая взгляды людей: чему учиться - и так все умеем!
Мы живем во времена, когда человека приучили ожидать быстрого и простого разрешения эмоциональных проблем, за которые ответственны другие. Формированию такого упрощенного подхода иногда способствует привычка многих профессиональных психологов оправдывать современную жизнь психологической усложненностью. Эти психологи больше говорят о таких вещах, как бессознательная мотивация и эмоциональные нарушения, нежели об ответственности человека за свою жизнь.
И человек попадает в ловушку, полагая, что трудности жизни представляют собой логическое следствие психологических сил, например, симптом эмоционального нарушения, не желая при этом проявлять знания, волю и стремление к устранению препятствий на пути к успешной жизни.
Простое внешнее изменение поведения не переменит человеческой сущности. Себялюбие и страх, так сильно влияющие на человеческие поступки, не должны рассматриваться поверхностно; надо знать, в каких случаях нам изменяет рассудок. Тогда необходимо осознать ложность поставленных целей, искренне всмотреться в свои чувства и отнестись к собственным эмоциям и скрытым мотивам так, чтобы понять: это они удерживают нас в рамках упрощенной схемы поведения. Попытки измениться без понимания того, что наши чувства и реакции всегда обусловлены нашими собственными ценностями, убеждениями, страхами и ожиданиями, обычно обречены на неудачу. Итак, главное - это ориентироваться на людей, чтобы суметь включиться в процесс осознания своих эмоциональных проблем и помочь себе преодолеть пораженческие формы поведения.
Обеднение потребностей, интересов, потеря идеалов, а также алкоголизм, наркомания и другие «увлечения» - все эти явления имеют своей общей чертой обеднение содержательно-смысловой сферы личности. В настоящий момент в сложившейся в стране ситуации неопределенности, нерешенности ключевых проблем экономической и политической жизни, резкого сокращения временной перспективы и возможностей планирова-ния своего дальнейшего существования возникли объективные условия, способствующие значительному сужению сферы мотивационной регуля-ции, снижению ее до уровня текущих ситуативных побуждений.
К сожалению, для многих современная жизнь становится постоянным поиском «развлечений». Это слово, кстати сказать, отсутствовало в любом другом словаре; в России XIX века или в любой серьезной цивилизации просто не поняли бы, что же оно означает. Жизнь стала непрестанным поиском «развлечений», которые лишены всякого серьезного значения и смысла, - достаточно посмотреть популярные ныне телепрограммы, рекламу, кинофильмы, послушать так называемую «попсу». Данное утверждение касается почти всех аспектов нашей современной культуры. Мы часто не учитываем этого, потому что, живя в этом обществе, принимаем его как данность и тем самым обесцениваем свою жизнь, лишаем ее смысла, что в свою очередь порождает массу проблем, в частности, психологического характера.
В педагогической и психологической практике огромное значение придается стандартам, нормам, схемам, тестам. Но жизнь не может быть им подчинена, поэтому копировщики чужих мыслей, одежд, идей всегда неинтересны. Унификация свидетельствует о душевном однообразии, а система образования стимулирует зачастую потребление зна-ний, забывая о внутренних ориентирах на пути саморазвития, умении делать выбор, чему способствуют и литература, и гуманитарные предметы, а главное, взрослые рядом.
В одной из школ мы попросили старшеклассников ответить на вопросы о том, что они думают о своей будущей жизни, о своей мечте, о смысле жизни. Вот их ответы: «долго жить и счастливо»; «не хочу отвечать на этот вопрос» (затем выяснилось, что причина была в пьянстве обоих родителей); «чтобы была цель - ради чего жить»; «чтобы рядом были любимые люди: мама, папа, брат, друзья»; «я действительно не знаю»; «пусть будут весомые результаты и меньше действий, хорошая работа»; «устроить жизнь своим будущим детям»; «в материальной обеспеченности (52%)»; «найти хорошую работу»; «жить счастливо, пусть будет хорошая работа и больше денег»; «воспитать достойное поколение»; «помочь людям»; «хорошую, обеспеченную работу»; «иметь дом, дачу, хорошую модную машину»; «помочь человечеству решить хотя бы одну проблему»; «хочу, чтобы меня любили».
Читая эти откровения, вспомнила припев известной песенки: «Мы выбираем, нас выбирают...». Ответы не так просты, как кажется на первый взгляд. Личность ребенка как бы лежит на весах: на одной чаше оказывается его социальная восприимчивость, на другой - собственные выводы, ожидания и - реже - определяющие их внутренние ориентиры.
Ш.А. Амонашвили указывал, что очеловечивание ребенка, становление его жизни зависит от того, насколько очеловечен сам педагогический процесс со всеми его составляющими - педагогами, родителями, программами и учебниками, методами и формами. Эти слова являются констатацией того факта, что преувеличенная ориентация на единственную технологию мешает проявиться творческому самовыражению как взрослых, так и детей. К тому же сужение и минимизация понятия «образование» мешает саморазвитию личности, умеющей ориентироваться в мире духовных ценностей, имеющей собственный взгляд на происходящее и направленность на его преобразование, стремящейся к саморазвитию, а не к потребительству. При подготовке психологов необходимо акцентировать их внимание не только на системе знаний, но и на личностном саморазвитии.
Профессионалы понимают, что обучающая, потребительская тенденция вкупе со стандартизацией жизни во многих ее проявлениях заставляет и достаточно взрослых людей, а главное, подрастающее поколение ждать однозначных ответов на те вопросы, где однозначного ответа нет и не будет. Так, например, многие хотят услышать ответ на вопрос: в чем «смысл жизни»? Известный журналист А. Боровик как-то написал, что нужно уметь «привносить смысл в жизнь», то есть многое в жизни, что должны понимать и дети и взрослые, определяет собственный выбор, который всегда остается за личностью.