Современный этап цивилизационного развития: уровни, темпы, достижения и противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации. Этот тип сформировался в европейском регионе, но реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, сталкиваясь с традиционными обществами. Важнейший признак – ускоренный научно-технический прогресс, что делает техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия ДКР Короленко В.Э. 2.docx

— 30.07 Кб (Скачать файл)

№1 (11) Современный этап цивилизационного развития: уровни, темпы, достижения и противоречия.

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации. Этот тип сформировался в европейском регионе, но реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, сталкиваясь с традиционными обществами. Важнейший признак – ускоренный научно-технический прогресс, что делает техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом.

Сейчас стремительно развертывается новый этап научно-технической революции, начавшийся на рубеже 70-80-х годов XX века и открывающий необозримые перспективы дальнейшего развития производительных сил общества и обогащения его духовной жизни. Ведущие, приоритетные направления: микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными свойствами, приборостроение, ядерная энергетика, аэрокосмическая промышленность и так далее. Многообещающие перспективы возникают в связи с открытием высокотемпературной сверхпроводимости.

Новому этапу развертывания научно-технической революции должен соответствовать и новый этап социального состояния общества. В грядущем обществе будут доминировать задачи приобретения нового знания, овладения им в процессе непрерывного образования, а также его технологического и человеческого применения.

Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Их предпосылки – достижения культуры античности и европейского средневековья, затем развитые в эпоху Реформации и Просвещения. Человек – активное существо, находится в деятельном отношении к миру. Главная идея – преобразование мира и подчинения человеком природы. Преобразующая деятельность – главное предназначение человека. Идеалы техногенной цивилизации – это возможность суверенного индивида свободно включиться в самые различные социальные общности и корпорации. Власть и господство в этой системе отношений предполагает владение и присвоение результатов деятельности в форме товаров. Важная составляющая в системе ценностей техногенной цивилизации – особая ценность научной рациональности, НТ взгляда на мир, создающая уверенность в том, что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально устроить природу и социальную жизнь.

В основе современного кризиса цивилизации лежит противоречие между возрастающими потребностями общества и возможностями природной среды их удовлетворять. Это противоречие является трудноразрешимым. Не разрешив данного противоречия, невозможно осуществить переход мировой цивилизации к устойчивому развитию

Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации приобретают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка, приобретающих все более острый характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 2 (22) Пространство и время как формы организации реальности.

     Основная концепция пространства и времени.

     Общие и особенные свойства пространства и времени.

 

Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство "соседства" материальных объектов.

Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.

Но наряду с объективной реальностью существует и субъективная реальность, поэтому необходимо говорить и о пространстве, и о времени этой реальности. В этой связи существует понятие перцептуального пространства и времени, как формы субъективного восприятия пространства и времени. Эти восприятия отличны от объективной характеристики пространственно-временных форм бытия материи и таковы, каковы наши индивидуальные ощущения их. А ощущения, в свою очередь, зависят от уровня духовной культуры человека, его возраста, конкретной временной или пространственной ситуации. Перцептуальное время может останавливаться, в нем можно возвращаться назад, в прошлое, его можно обгонять. По особому воспринимается и пространство в субъективной реальности.

Как всеобщее свойство и времени, и пространства, необходимо выделить качественное многообразие пространственно-временных форм, соответствующих качественному многообразию структурных форм материи.

Три основных сферы материального мира – неживая природа, жизнь и общество – характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. В свою очередь, в неживой природе, представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации материи, существуют особенности пространства-времени в мега-, макро- и микромире.

Естественнонаучная философия, опираясь на достижения позитивных наук, определяет содержание пространства и времени как форм бытия материи в их объективных свойствах.

 

 

 

 

 

 

Свойства пространства:

  1. Объективность, то есть существование вне и независимо от воспринимающего субъекта, его сознания.
  2. Абсолютность, всеобщность.
  3. Относительность, то есть пространство существует в конкретных формах, соответственно формам движущейся материи.
  4. Неразрывная связь с материей и движением, то есть пространство не существует вне материи и движения.
  5. Неразрывная связь пространства и времени.
  6. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности.
  7. Бесконечность пространства (свойство, вытекающее из бесконечности материального мира, его неисчерпаемости, выступающей как бесконечное проявление видов, форм, свойств и структур материи).
  8. Протяженность.
  9. Обратимость.
  10. Многомерность: от трехмерности в макромире до двадцатипятимерности в микромире и n-мерности во Вселенной.

 

Свойства времени:

  1. Объективность.
  2. Абсолютность.
  3. Относительность, то есть зависимость от скорости движения материи. Так, например, экспериментально доказано, что при увеличении скорости движения микрообъектов, увеличивается время их жизни.
  4. Неразрывная связь с материей, то есть нет "чистой длительности", нет времени, в котором не происходили бы те или иные события.
  5. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности, обеспечивающей связность потока событий, без деления их на секунды, месяцы, годы, эпохи, века и т.д. Такое деление – акт субъективный.
  6. Неразрывная связь с пространством. В теории относительности пространство-время существует как единый четырехмерный континуум, где три пространственные и временная координата выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к другой.
  7. Вечность и бесконечность времени. Вселенная, как доказывает естествознание, развивается от минус-бесконечности до плюс-бесконечности.
  8. Необратимость времени.
  9. Одномерность времени.

 

 

 

 

Тест №2

  1. Завершите фразу.

«Процесс историко-генетического становления общества и человека называется …»  – антропосоциогенез.

 

  1. Назовите основные формы бытия.

Б  - бытие природы

 

  1. Сравните философию, мифологию, религию.

Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познается в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям:

- что изучает;

- как сочетает разум и чувства;

- каковы средства выражения;

- что источник;

- сколь критична;

Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия.

Мифология-это история выдуманая народом,в которую могут верить и неверить не чего от этого не изменится.А религия-это вера людей обдуманая и твёрдо поставленая народом.

  1. Н.А. Бердяев, характеризую философию экзестенциализма, писал что «… для нее проблема времени есть проблема человеческой судьбы».

Время и человек нераздельно связаны между собой. Зачастую судьба человека зависит от времени. Время влияет на все существование человека (когда он родился, рос и жил). Зачастую человек не задумывается, что есть время и как им распорядится. Различные люди воспринимали судьбу по-разному:

- фаталисты: судьбу не изменить,

- христиане: свобода воли – как  право выбрать между путем 

  предначертанным Богом и  путем к погибели;

- сторонники свободы воли: всегда  можно выбрать;

- экзистенциалисты: свобода выбора: «свобода от…» - жизненный

  минимум, «свобода на, для…» - основа творчества;

- постмодернисты: жизнь игра, где есть правила – законы 

необходимости, случайности и простор для самореализации

Лично для меня, время это мгновенье. Ведь ни когда не знаешь, что будет в следующую секунду. Либо приятное или неприятное. А мгновенье это та прожитая .

 

 А мгновенье это  та прожитая секунда, которую  можно назвать мгновеньем, ведь  ни кто и ни когда не может  знать то, что его вскоре не  будет! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Калмыков В.Н. Философия: учебное пособие. /В.Н.Калмыков. Минск: Высш. шк., 2006.
  2. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие для ВУЗов./В.П. Кохановский – 2-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
  3. Мартынов М.И. Философия вопросы и ответы. / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко, С.А. Киселёва. – 2-е изд., стер. – Минск: «Тетрасистема», 2002.
  4. Харин Ю.А. Философия: учебное пособие / Ю.А. Харин (и др.) : под. ред. общ. ред. Ю.А. Харина – 5-е изд. стер. - Минск: «Тетрасистема», 2002.
  5. Яскевич Я.С. Основы философии. Вводный курс: учебн. пособие / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. – Минск: Высш. шк., 2006.
  6. Философия: справочник студента / Г.Г. Куриленко, В.В. Шевцов. – М.: ООО «Издательство АТС»; Филологическое общество «Слово», 2000.
  7. Философский энциклопедический словарь / под. ред. Е.Ф. Губского (и др.). – М.: ИНФРА – М, 2005.

 

 

 


Информация о работе Современный этап цивилизационного развития: уровни, темпы, достижения и противоречия