Содержание и форма, принцип упорядоченности бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Категория формы и содержания предназначались у Гегеля для постижения многообразия бытия. Он обосновал неразрывную диал. связь между содержанием и формой. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющий основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Содержание и форма понятия диалектические.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия (В- 27).docx

— 15.75 Кб (Скачать файл)

Вариант 27

  1. Содержание и форма, принцип упорядоченности бытия

Содержание  и форма: Представления об упорядоченности бытия складывались еще в древних фил-ких учениях. Понятием, с помощью которого в античных фил-ких учениях осмысливалась упорядоченность мира и его составляющих, служило также понятие формы. Аристотель антиподом формы считал материю, а Гегель считал содержание. Форма, начиная с Аристотеля, понималась как организующий фактор (оформленность противопоставлялась бесформию).

 Категория  формы и содержания предназначались  у Гегеля для постижения многообразия  бытия. Он обосновал неразрывную  диал. связь между содержанием  и формой. Под содержанием понимают  совокупность различных элементов  и их взаимодействий, определяющий  основной тип, характер того  или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности,  способ существования того или  иного содержания. Содержание и  форма понятия диалектические. В  человеческой деятельности понятие  формы связано с понятием правил (ГОСТ). В качестве упорядочивающего  фактора форма более консервативна  нежели содержание. целое и часть: Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Под частями понимали такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Однако целое есть нечто большее, чем его части, вместе взятые В науке и в философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к сумме свойств частей, его составляющих. Но возникает вопрос: «в чем заключается секрет целостности».

На этот вопрос отвечает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме  частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Таким образом был открыт и сформулирован принцип целостности. Со временем удалось понять и то что различным типам связей частей соответствуют разные типы целостности. Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением. элемент, структура, система: В науке идеи системности заявили о себе в середине 19 века при исследовании таких сложных, динамичных, развивающихся объектов, как человеческое общество и биологический мир. Маркс в «Капитале» представлял общество как «социальный организм» со своей структурой (ОЭФ). Маркс вопреки установившемуся правилу исследования «от частей к общему» ставил иное правило «Нельзя понять часть, не опираясь на некоторое знание о целом». Маркс подошел к обществу не как к механическому объединению людей, а как к упорядоченной, организованной системе.

  1. Элемент, структура, система, принцип системности

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.

  Элемент – неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов.

Элемент понятие  относительное. В любом элементе можно найти следующую систему, но мы ограничиваемся только относительно данной системы. Например, человек является элементом общества, но он и сам  является системой клеток.

 Структура – относительно устойчивый способ-закон связи элементов того или иного сложного целого, отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта.

  Система – тип соединения частей, характеризующийся единством и целостностью.

Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с максимально возможным ( в идеале ) или необходимым ( для каких-то практических целей ) количеством связей с другими объектами данной системы. Таким образом изучение объекта не может проводиться без того что найдены все другие объекты на которые он может повлиять или которые могут повлиять на него. Пример: Экология Земли. 
 

    Часть и целое, принцип целостности

Целое и часть. Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Под частями понимали такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Однако целое есть нечто большее, чем его части, вместе взятые. В науке и в философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к сумме свойств частей, его составляющих. Но возникает вопрос: «в чем заключается секрет целостности». На этот вопрос отвечает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Целостность выступает как обобщенная  характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением.

Целостность - внутреннее единство объекта, его отделённость от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. Однако, сам объект может обладать множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней. В истории философии можно выделить две тенденции в трактовке этого понятия: целостность как полнота, как охват всех свойств, сторон и связей объекта (подобно конкретности) и целостность как внутренняя обусловленность объекта, его уникальность и специфика (подобно сущности). Это понятие важно, когда задача исследования заключается в получении синтетического знания об объекте, а сам объект сложен. Целостность помогает выявить внутреннюю детерминацию свойств объекта и недостаточность объяснения и специфики объекта извне. Сейчас это понятие применяется не только к объектам, но и процессам в сложных системах.

Таким образом можно сделать общий вывод:

1) категории  диалектики - универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, имеющие место в объективной действительности;

2) в категориях  диалектики сконцентрированы опыт  и деятельность многих поколений  человеческого общества. Без понятий  и категорий, в которых находят  свое отражение результаты познания, самопознание сегодня было бы  невозможно;

3) особенностями  категорий диалектики являются: объективность, определенность, связь  с практикой, историчность, изменчивость  и т. п.


Информация о работе Содержание и форма, принцип упорядоченности бытия