Софистика в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:15, сочинение

Краткое описание

Что же такое софистика? Где и когда она возникла? Как она развита в современном мире и при каких обстоятельствах с ней можно столкнуться? Меня очень заинтересовали эти вопросы, и я хочу поразмышлять на эту тему.
В середине 5 века до н.э. в Древней Греции возникло новое философское течение, которое получило название софистика. Она возникла, когда на смену тирании и аристократии пришла рабовладельческая демократия. Изначально, софистом называли человека, который посвящал себя учености, умственной деятельности, но впоследствии смысл этого слова был сужен.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе на тему софистика.docx

— 22.40 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО Институт Управления, Бизнеса и Права

Академия Экономики и  Бизнеса

 

 

 

 

Эссе

 

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Софистика в  современном мире»

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ЭД-102

Ерошенко Е.А.

 

 

Проверил:

к.ф.н., доцент

Мартынов Б.В.

 

 

г. Ростов-на-Дону

2013г.

  Что же такое софистика?  Где и когда она возникла? Как  она развита в современном  мире и при каких обстоятельствах  с ней можно столкнуться? Меня  очень заинтересовали эти вопросы,  и я хочу поразмышлять на  эту тему.

  В середине 5 века до  н.э. в Древней Греции возникло  новое философское течение, которое  получило название софистика.  Она возникла, когда на смену  тирании и аристократии пришла  рабовладельческая демократия. Изначально, софистом называли человека, который  посвящал себя учености, умственной  деятельности, но впоследствии смысл  этого слова был сужен.

  Софистику определяют, как способ убедить путём незаметной  подмены темы, как умение хитроумно  вести спор. Философской основой  софистики стали слова известного  софиста Горгия: «ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, а если и познаваемо, то неизъяснимо». Софисты считали, что доказать можно всё что угодно, и не важно каким способом это будет сделано.

  На самом деле, софисты,  в основном, используют только  такие нечестные приёмы, которые  кажутся честными непрофессионалам. К примеру, присяжные заседатели  в суде.

  В своём трактате  «Горгии» Платон утверждал, что  искусство софистов в отличие  от других искусств является  более великим, что это мастерство  убеждения и в этом вся его  суть.

  В современном мире  мы так же очень часто сталкиваемся  с софистикой, только порой сами  этого не замечаем. По сути  своей, каждый человек в некоторой  степени софист, потому что каждому  из нас хоть раз приходилось  доказывать что-то не совсем  честными способами. Но это  не удивительно, ведь как говорят: - «Стоит только захотеть», то  тогда приходиться использовать  любые способы и идти на  разные хитрости, только бы добиться  желаемого.

  Основной задачей  современной софистики является  манипуляция общественным сознанием.  Поэтому существует много форм современной софистики.

  Если в Древней  Греции софистом считали человека, который полностью отдавал себя  учению, то кто же такой современный  софист?

  По моему мнению, современный  софист это, прежде всего, человек,  который обладает такими качествами  как красноречие, остроумие. Это  человек, который легко входит  в доверие к человеку, который  умеет располагать к себе людей.  Но я всё же не считаю, что  софисты это шарлатаны. Они  могут быть и интеллигентными  людьми.

  Хочу привести пример. Выборы какого-нибудь начальника. Сначала ведь идёт предвыборная  агитация, а это значит, что определённые  люди, не с улицы, представляют населению нужного человека, за которого должны голосовать. Эти самые люди начинают рассказывать избирателям всякого рода «сказки» с той целью, чтобы получить шанс на как можно большее число голосов за своего человека. Итак, цель достигнута, «правитель» избран. Дальше людям продолжают рассказывать, как они теперь хорошо живут и, естественно, хвалят руководство.

  Таких софистов можно назвать пиарщиками, потому что пиар, по сути своей, это связь с общественностью. С его помощью людям в сознание внедряют образ объекта (это может быть какой-либо товар, услуга, человек и т.п.), целью которого является закрепление этого образа, как чего-то необходимого в жизни.

  Я думаю, что многие  со мной согласятся в том,  что в нашем обществе это  течение, то есть софистику,  в основном, используют только  в корыстных целях, им нужна  личная выгода.

  К примеру, специалисты  в области товаров и услуг.  Их цель заключается в том,  чтобы обмануть, ну или внушить  людям такую информацию, поразмыслив  над которой они бы поняли, что они не могут жить без  какой-либо вещи, то, что она им  просто необходима. Следовательно,  население, не подумав, начинает  приобретать совершенно не нужные  им вещи. А из этого, естественно  идёт выгода производителям, они  продали товар и сделали на  нём далеко не маленькие деньги. В современном обществе совершенно  не осуждаются специалисты по  рекламе и по продажам услуг,  которые обманывают людей и  это, в принципе, стало вполне  нормальным явлением.

  Я также считаю, что  софист – это человек, который  играет на публику. Ему просто  необходима слава.

  Софистом может быть  и обыкновенный журналист. Для  него на первом месте стоит материальное вознаграждение от работы, а далеко не истина. Хотя истина – это одно из главных условий журналистики. В нашем обществе честные журналисты, к сожалению, являются исключениями. И это печально.

  В софистике наблюдается  широкое использование познавательных  примеров, которые неподвластны  логике. Неточность определения,  абсурд, преувеличение – в логике  такие способы рассматриваются  как ошибки, но в софистике  они занимают важное место.

  С точки зрения  Аристотеля, софиты совершенно не  знали сути определения, которое  они пытаются доказать. В этом  он их и обвинял.

  Я разделяю его  точку зрения, потому что и  нынешние «софисты» доказывают  то, смысл чего им до конца  не понятен. Очень часто софистов  упрекают в том, что им совершенно  безразличны жизненные проблемы  граждан и в том, что учения  их носят совершенно отвлечённый  характер. И это, к сожалению, так и есть.  Но вот только эта «отвлечённость» нужна для обобщения, для более логически верного решения практических задач. Поэтому, я считаю, что софистика дополняет практику.

  Ещё одной целью  софистов является то, что они  пытаются заставить собеседника  заниматься пустословием и совершенно  бессмысленной болтовнёй. Людей  завлекает то, что они смогут  обосновать или оспорить всё,  что они хотят. Я считаю, что,  в основном, это те люди, которые  очень любят поговорить, ну или  начать спор «на ровном месте».

 Мыслители относились к софистам почти одинаково. Например, Протагор говорил, что задача софиста заключается в том, чтобы представить путём хитроумных уловок в речи худший аргумент как лучший. Что они заботятся не об истине, а о практической выгоде, ну или об успехе в споре.

  Наш современный деятель,  А. Бадью, говорил, что для  софиста нет истины, а есть  языковая игра.

  Я совершенно разделяю  их мнения. Ведь действительно  убедительность и «логичность»  многих софизмов связана с  хорошо замаскированной ошибкой,  которая приводит к принятию  не верных, ложных посылок за  абсолютную истину, к использованию  «запрещённых» действий.

  Исходя из всего этого можно сказать, что в науке современности есть очень много парадоксов, которые можно назвать софистикой. Я считаю, что учения софистов занимают непосредственно важное место в истории философии всего мира, что эти учения сегодня интересны не только как определённый этап в философии, но и как примеры отличного аналитического и логического мышления.

  Софисты Древней Греции внесли в мировую историю нечто новое, сначала непривычное для народа. Софистика охватывает все сферы общественной жизни, и я думаю, что именно поэтому её можно назвать элементом жизненной практики.

  Многие считают, что  применяя софизмы, общество деградирует.  Но я не согласна с этим. Софистика – это не низшая  ступень деградации общества. Существуют и более «низкие» способы убеждения в своей правоте. Их мнения о деградации общества заключается в том, что сейчас действия многих политиков, торговцев, различных средств  массовой информации очень часто противоречат христианской морали, но в то же время обществом они не осуждаются. Но ведь многие люди в наше время живут по принципу – что выгодно, то и справедливо.


Информация о работе Софистика в современном обществе