Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 00:37, реферат

Краткое описание

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание».
По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

Содержание

Понятие социализации…………………………………………………..3
Содержание процесса социализации…………………………………...5
Стадии процесса социализации………………………………………..7
Институты социализации……………………………………………….8
Социализация личности………………………………………………..13
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia2.docx

— 31.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Понятие социализации…………………………………………………..3

Содержание процесса социализации…………………………………...5

Стадии процесса социализации………………………………………..7

Институты социализации……………………………………………….8

Социализация личности………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие социализации

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди  различных представителей психологической  науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной  психологии употребляются еще два  термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова  «социализация»: «развитие личности»  и «воспитание».

По объему понятия «развитие  личности» и «социализация» в  этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно  более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро  в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление  ее воздействия на личность.

Вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях — в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание процесса социализации

Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена  особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением  «каталога» деятельностей ,т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс — центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

 Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. становление в человеке образа его Я. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания — вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадии процесса социализации

Особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В  свою очередь эта стадия разделяется  на два более или менее самостоятельных  периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления  его в школу, т.е. тот период, который  в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании  этого термина.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого»  возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это  весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более  сложный вопрос.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в  пожилом возрасте, является концепция  Э.Эриксона о наличии восьми возрастов  человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний  из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что  соответствует окончательному становлению  идентичности (Берне, 1976. С. 53; 71—77). Если принять эту позицию, то следует  признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к  трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

 

Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через  группу, но сам набор средств воздействия  можно свести вслед за Ж. Пиаже  к следующему: это нормы, ценности и знаки.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в  период раннего детства — семья  и играющие все большую роль в  современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась  традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. 

Что касается дошкольных детских  учреждений, то их анализ до сих пор  не получил прав гражданства в  социальной психологии. «Оправданием»  этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет  дело с группами, где функционирует  развитая личность и поэтому вся  область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. специфическая среда  общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший  институт социализации.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы,как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы.

Таким же спорным, как сам  вопрос о существовании послетрудовой  стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать  на основе житейских наблюдений в  качестве таких институтов различные  общественные организации, членами  которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно  признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена  только к функции передачи социального  опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические  различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п.

Социализация - становление  личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Содержание процесса социализации:

1)Освоение новых видов  человеческой деятельности (игровая,  общение, труд, творчество).

2)Освоение новых форм  и видов общения с людьми  в группах и обществе, развитие  своего коммуникативного потенциала. 

3)Развитие самосознания  личности. Становление образа Я,  который выражается в самооценке, самоотношении, и уровне притязаний. 

4)Развитие основных социальных  потребностей человека и адекватных  способов их удовлетворения.

5)Половая социализация - процесс освоение человеком своей  половой роли и осознания себя  принадлежным к мужской или  женской группе (полоролевая идентификация).

Половая роль - система общественных предписаний в виде определенной модели поведения которой должен соответствовать человек, чтобы  общество признало его мужчиной или  женщиной. Содержание половых ролей  кратко выражается в понятиях мускулинности  и феминности. Содержание половы ролей  не является раз и навсегда данными характерамими, а меняется от истории, культуры, экономических условий жизни. Ребенок усваивает свою половую роль на примере взрослых людей. В подростковом возрасте наслаивается опыт общения со сверстниками. Свою половою роль дети впервые осознают в 3 года, в 5-6 лет они понимают необратимость своего пола. Половая идентичность - единство поведения и самосознания человекака причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующие половой роли.

6) Политическая социализация - самая поздняя по времени - осознание человеком себя в роли субъекиа политической деятельностити.

Стадии процесса социализации.

1. Дотрудовая (детство, отрочество, юность).

2. Трудовая (Период зрелости до выхода на пенсию)

3.Послетрудовая.

Институты социализации. (Первые три – основные)

1. Семья.

2. Первичные социальные  группы (В детском саду, классы  в школах).

3. Средства массовой коммуникации.

4. Религиозные конфессии  с их программами для детей  и молодежи.

5. Организации по досугу  детей и молодежи.

6. Юридическая система. Профилактика правонарушений среди детей и молодежи. 

7. Политические партии с молодежными парламентами и организациями.

8. Субкультура ровесников.

Все эти институты воздействуют на развивающуюся личность как целенаправленно, так и стихийно. Стихийность проявляется: а) в расхождении у взрослых между  словом и делом; б) в определенном психологическом климате семьи; в) неконтролируемый личный пример; г) семейные традиции, праздники, ритуалы.

Информация о работе Социализация личности