Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:34, контрольная работа
Но с момента своего зарождение и поныне философия сталкивается со своим неприятием, с сопротивлением, с попытками отторжения. Это связано со многими факторами, и, прежде всего — с кризисными явлениями в культуре, когда многие говорят, что они изверились в философии. Однако, при этом важно помнить, что кризисные явления преходящи. И хотя старые идеи низвергаются, но потом к ним обращаются вновь, и они предстают в совершенно новом ключе. Все они — «грани целостности, блики единства» Все они дополняют друг друга (античные и постмодернистские, системно-логичные и афористичные) — их единит общность проблем и глубина видения, причастность к вечности, к фундаментальным истокам мысли и человеческого существования, стремление от быта к бытию.
Введение…………………………………………………...…..….2
1.Мировоззрение и философия.
1.1. Мировоззрение……………………………………....……….3
1.2. Философия ………………………………………………..….4
2. Основы Философского понимания мира.
2.1. Бытие и формы его существования………………………….6
2.2. Сознание и самосознание…………………………………….6
2.3.Познание и творчество………………………………………...9
3.Философская антропология.
3.1. Человек как предмет изучения философского познания….10
3.2. Духовный мир человека……………………………………..13
3.2. Духовный мир человека……………………………………..14
4.Социальная философия.
4.1.Общество, как философская проблема………………………16
4.2.Материальные основы общества……………………………..18
4.3. Духовная основа общества…………………………………..19
4.4. Глобальные проблемы человечества………………………...20
Заключение…………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………...
1.Мировоззрение и философия.
1.1. Мировоззрение……………………………………...
1.2. Философия ………………………………………………..
2. Основы Философского понимания мира.
2.1. Бытие и формы его существования………………………….6
2.2. Сознание и самосознание…………………
2.3.Познание и творчество……………
3.Философская антропология.
3.1. Человек как предмет
изучения философского
3.2. Духовный мир человека………………………
3.2. Духовный мир человека………………………
4.Социальная философия.
4.1.Общество, как философская проблема………………………16
4.2.Материальные основы общества……………………………..18
4.3. Духовная основа общества…………………………………..
4.4. Глобальные проблемы человечества………………………...20
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов.
Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)
«Философские проблемы становятся такими, если они стремятся под луч одной проблемы — конечного смысла». (М. Мамардашвили).
Во всех этих высказываниях
прослеживается одна
Но с момента своего
зарождение и поныне философия
сталкивается со своим
Философия не просто
тесно связана со всеми
1.Мировоззрение и философия.
1.1. Мировоззрение.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
- мифология;
- религия;
- философия.
Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
- происхождение Вселенной, Земли и человека;
- объяснение природных явлений;
- жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
- вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
- очеловечивание природы;
- наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
- однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
- происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
- объяснение природных явлений;
- поступки, судьба человека;
- нравственно-этические проблемы.
Основными мировыми религиями являются:
- христианство;
- ислам;
- буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:
- синтоизм;
- индуизм;
- иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
- объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
- культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
- нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
1.2. Философия
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
- основано на знании (а не на вере либо вымысле);
- рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
- логично (имеет внутреннее единство и систему);
- опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия
представляет собой высший уровень
и вид мировоззрения, отличающийся
рациональностью, системностью, логикой
и теоретической
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
- Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
- Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
- Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
2. Основы Философского понимания мира.
2.1. Бытие и формы его существования.
Исходной, базовой категорией философского знания является бытие.
В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Мы придерживаемся достаточно распространенной точки зрения на то, что:
Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.
Философия выделяет три основные структурные части бытия:
материальное бытие, идеальное бытие, человеческое бытие
Бытие едино, монолитно, сводимо к какой - либо единице. Первооснова. Эта сущность выражается в многообразных формах бытия.
Основные формы бытия:
1)материально - предметное, природное бытие, объективное бытие Природа - это все существующее минус то, что создано человеком и сам человек.
2) идеальное бытие. Это субъективное бытие, идущее от человека, созданное им. Это наука, искусство, религия, философия, вся культура. Мысли, чувства, образы
3)человеческое бытие.
Экзистенциональное бытие.
Цель изучения бытия у науки и у философии различны Для философии это средство для достижения ее высших целей. Для естествознания - это самоцель.
2.2. Сознание и самосознание.
Сознание - одно из основных
понятий философии, социологии и
психологии, обозначающее способность
идеального воспроизведения
В истории философии исследования проблемы сознания шли двумя путями. Философия, описывая способ существования вещей в сознании,"растягивала" во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его "шагов", как ощущение, восприятие, представление. Философы полагали, что главным условием возможности появления индивидуального сознания является способность сформулировать суждение "Я есть" ("Я мыслю, следовательно, существую", Декарт). Гегель писал, что сознание есть отношение "Я" к миру, но такое отношение, которое доведено до противопоставления и о котором "Я" знает.
Процесс формирования образа в сознании - это одновременно процесс выделения человеком себя из окружающего мира, противопоставления себя этому миру. Имея образ, человек различает себя и мир. Такое различение и есть условие возможности сознания. Выделение своего "Я" из природы, его противопоставление природе и есть начало сознания. При этом следует понять, что этот этап в сознании не является самосознанием. Дело в том, что образ - это то состояние человека, в котором ему становится доступен внешний мир. Содержание образа отождествляется с содержанием только предметов и вещей внешнего мира. Образ - это результат направленности внимания человека на внешний мир, вовне. О таких актах человек не сосредоточивается на самом себе, на своем внутреннем мире, что, собственно, и есть самосознание. На этом этапе сознания человек знает, что его "Я" противостоит окружающему миру, но не принимает еще в расчет того факта, что все характеристики мира, образы вещей и предметов сопричастны тем процессам и событиям, которые происходят в его внутреннем опыте. Сознание становится самосознанием, когда "Я" приходит к осмыслению того, что все определения внешнего мира принадлежат не только ему как таковому, но и воспринимающему его "Я" (Гегель).
Необходимо уяснить основное: самосознание - это процесс, когда "Я" обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире, когда "Я задает себе вопрос, могут ли знания, содержащиеся в опыте "Я", иметь "свободу существовать вне Я" (Гегель). Сознание как самосознание - это такое состояние, когда человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. На этапе сознания без самосознания человек определяет свое отношение к миру так: я знаю, я вижу, я чувствую, я мыслю и т.д. Но, когда он говорит "я знаю", его "Я" еще не обладает самосознанием. Формула самосознания может быть выражена так: "Я знаю, что я знаю", "я мыслю, что я мыслю" и т.д. Чтобы войти в состояние сознания как самосознания, недостаточно просто мыслить, просто чувствовать, воспринимать, переживать: необходимо как-то "высветить" происходящее во мне, обратить на него внимание, сконцентрировать внимание на внутреннем мире человека.
Сознание как самосознание - это очень трудно достигаемое человеком состояние. Уровень самосознания не является константой для всех людей. Многие живут, преимущественно направляя свое внимание на внешний мир. Их "Я" не задерживается в себе самом, не делает себя предметом своего осмысления. У многих просто нет привычки, навыка сосредоточиваться на своем внутреннем состоянии.
2.3.Познание и творчество
Если в первозданной природе происходят стихийные, неосознанные процессы, то в обществе все процессы носят, как правило,целенаправленный, осознанный характер (хотя бывают и исключения). Познание— это всегда искание и открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная деятельность субъекта в любой ее форме. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать новую действительность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п. Важная особенность творческого познания — умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко всё новым и новым выводам и обобщениям. В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.