Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:33, доклад

Краткое описание

Эпоха феодализма
Началом Средневековья традиционно считают 476 г – год падения Римской империи.
История средних веков охватывает несколько столетий V-XIVвв.

Вложенные файлы: 1 файл

Srednevekovaya_filosofia.ppt

— 4.63 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

Эпоха феодализма

 

  • Началом Средневековья  традиционно считают 476 г – год падения Римской империи.
  • История средних веков охватывает несколько столетий V-XIVвв.

 

 

 

 

Тема 4 Средневековая философия

 

  • 1.Теоцентризм средневековой философии. Схоластическая философия.
  • 2.Номинализм и реализм
  • 3. Развитие классической средневековой восточной философии.

 

  • 1

 

 

 

 

В средние века развитие философской мысли шло в двух направлениях:

 

  • 1)обоснование христианского вероучения в Европе  
  • 2)сохранение, воспроизведение античного философского наследия на арабском Востоке.

 

  • 1

 

 

 

 

Характерные черты средневековой философии:

 

  • теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог;
  • монотеизм
  • креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;
  • провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;
  • экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.

 

 

 

 

Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды:

 

  • Апологетика и патристика
  • (от лат. рater – отец)- учение «отцов церкви»- II-VIII вв, - учение основателей богословия, заложившие основы христианской теологии.
  • схоластика (от лат.schola-школа) (XI-XIV вв)-имела цель философски обосновать религиозное учение Церкви

 

 

 

 

Апологетикой

 

  • называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв

 

 

 

 

  • Переход от античности к средневековому миропониманию — это переход вовнутрь человека.
  • У греков все было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого, нет никакой психологии.
  • Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя!».
  • Сменяются ориентиры человеческого мышления — от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека — от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением.

 

 

 

 

Теологическая философия средних веков

 

Средневековая теологическая  философия - ведущее философское  направление, распространенное в  Европе в V - XVI вв., которое признавало  Бога в качестве высшего начала, а весь окружающий мир - его  творения.

 

ОСОБЕННОСТИ

 

Зарождается еще в Римской империи в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства и античной философии и достигает расцвета в Y-XIII вв. н. э. (в период между  распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения);

 

Отличалась ориентацией на религию, теологию, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

 

Основные черты

 

• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследовании являлся Бог);

• изучение природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания;

• господство догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении всего Богом и откровении (Бога о самом себе - в Библии);

• человек выделялся из природы и объявлялся высшим творением Бога;

• провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

• выдвигалась идея о спасении души в будущем при богоугодном поведении;

• мир считался познаваемым  через познание Бога, веру в него.

 

 

29

 

 

 

 

Основные догмы средневековой теологическая философия

 

• Бог сотворил окружающий  мир из ничего;

• творение мира есть результат  акта Божественной воли;

• мир сотворен благодаря  всемогуществу Бога;

• единственным творческим началом  во Вселенной является Бог;

• Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

• подлинным бытием обладает только Бог;

• сотворенный Богом мир не  есть подлинное бытие, он вторичен  по отношению к Богу;

• так как мир не обладает  самодостаточностью и возник  по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

• • нет четкой границы  между Богом и его творением.

 

Согласно догмату

творения

 

  

 

Согласно догмату

откровения

 

• мир можно познать, только  познав Бога;

• самый надежный способ познания Бога и всего сущего – откровение, т.е. Изучение и толкование Библии;

• прямой путь постижения Бога – вера.

 

Решение

проблем добра

 и зла

 

• мир всецело сотворен Богом;

• Бог носитель и сосредоточие добра и справедливости;

• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший  против Бога;

• т.к. зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и так добивается своих темных целей;

• в мире идет постоянная  борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога  и Бог добрый, то добро в  итоге одержит победу над злом.

 

 

 

30

 

 

 

 

Представители патристики:

 

  • Квинт Тертуллиан
  • Августин Блаженный
  • Северин Боэций
  • Климент Александрийский
  • Ориген

 

 

 

 

 

 

Основное время развития патристики – III – VIII вв. 

 

  • Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
  • троичность Бога («споры о Троице»);
  • природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
  • отношение веры и разума.

 

 

 

 

Квинт Тертуллиан

 

  • прославился изречением:  «Верую, ибо абсурдно», где сформулировано требование слепой веры в догматы церкви.
  • Античная философия была объявлена им рассадником еретических учений. Он утверждал, что не только античный разум, но и вся античная культура извращает человеческую жизнь, подчиняя ее ложным целям и ценностям.

 

 

 

 

  • Жалкий  Аристотель» установил для еретиков диалектику, «искусство строить и разрушать», порождающие многочисленные  споры и ереси. После Христа  не нужна никакая любознательность, а после Евангелия не нужно никакого исследования.
  • Он обрушился с критикой Аристотеля, Эпикура, Гераклита, Эмпедокла и провозгласил философов  « патриархами еретиков».

 

 

 

 

2. Патристика  
(Аврелий Августин Блаженный)

 

  • Главная фигура и систематизатор - Аврелий Августин Блаженный, последователь учения Платона.

 

 

 

 

Августин Блаженный)

 

  • В соотношении веры и разума он отдает первенство вере, провозглашая:
  • « Верую, чтобы понимать!»

 

выдвинул идею о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение оставалось за откровением, а разуму отводилась подчиненная роль.

 

 

 

 

 

 

Августин Блаженный как видный представитель патристики

 

  • Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков» и др.;
  • заложил основы католицизма;
  • основал исповедальный жанр в философии и литературе;
  • предложил линейное представление о времени;
  • обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами;
  • выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)

 

 

 

 

 

 

Августин Аврелий 354-430 гг. 

 

  •  ввел принцип креационизма, основанное на сотворения мира из ничего. ( от лат. Creatio- сотворение).

 

  • жизнь общества рассматривал как борьбу двух противоположных царств: грешного (языческого) и божественного.

Главные произведения: «О граде Божием», «Исповедь», «О троице»

 

 

 

 

 

Сочинения Августина :

«О граде Божьем» и  «Исповедь».

  • Бог являет собой высшее бытие. Он сотворил этот мир по своей доброй воле.
  • Мир - это бесконечная лестница различных тел и живых существ, восходящих к своему создателю.
  • С момента грехопадения первых людей Адама и Евы человеческое общество разделилось на два «града»(сообщества): верующие и неверующие.
  • Содержание человеческих знаний черпается из двух источников: 1) чувственный опыт, который, однако, дает лишь поверхностные сведения о мире; 2) вера, которая опирается на коллективный опыт и поэтому обладает достоверностью.

 

 

 

 

Схоластика (XI- XVвв.)

 

Представители:

  • Ансельм Кентерберийский
  • Пьер Абеляр
  • Фома Аквинский (Аквинат)
  • Уильям Оккам
  • Дунс Скотт
  • Иоанн Росцелин

Информация о работе Средневековая философия