Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:59, реферат
Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода -позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет Финансов
На тему |
Становление античной философии. Учение Демокрита о бытии. |
Студент |
Мальгин М. А. |
|
МОСКВА 2013г.
Введение
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода -позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .
1. Учение о бытии . Демокрит , Платон , Аристотель.
Знаменитый греческий
философ Демокрит (род. ок. 470 до н.э.)
принимает тезис о том, что бытие есть
нечто простое, понимая под ним неделимое
- атом ( "атом" по-гречески означает
"нерассекаемое","
бытие - "это некие умопостигаемые и бестелесные идеи".Идеи Платон называет "сущностями"; греческое слово "сущность" ( ousia ) образовано от глагола "быть" ( einai ) ( так же, кстати, как и аналогичные понятия русского языка "существовать", "сущее", "сущность" ). Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону, составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют. Вот ряд противоположных определений, характеризующих у Платона мир бытия и сферу становления, то есть чувственный мир:
· бытие - становление,
· вечное - временное,
· покоящееся - движущееся,
· бессмертное - смертное,
· постигаемое разумом - воспринимаемое чувствами,
· всегда себе тождественное - всегда иное,
· неделимое - делимое.
Здесь легко заметить сходство
с учением элеатов и
Идеалистическое понимание
бытия не могло удовлетворить
мыслителей, пытавшихся объяснить реальный
мир природы: ведь платоновский идеализм
объявлял движение и изменение предметом,
о котором нельзя составить строгого
знания, а можно иметь только "мнение".
Критику платоновской концепции
бытия предпринял его ученик Аристотель
(384-322 годы до н.э.). Последний видел
ошибку Платона в том, что тот
приписал идеям самостоятельное
существование, обособив и отделив
их от чувственного мира, для которого
характерно движение, изменение. При
этом у Аристотеля сохраняется характерное
для элеатов и Платона
2 Проблема человека и общества, нравственных и правовых норм. Фалес
Если не сужать проблему живого только к человеческой жизни, а рассматривать это понятие синкретично, то есть смысл вспомнить Фалеса из Милет, который впервые в европейской философии сформулировал идею о единстве мироздания. Жизнь - имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Так появился гилозоизм (хотя тогда он так еще не назывался). Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем, а бог есть разум мира. Монистические и органические взгляды философов Милетской школы были очень близки по взглядам древних индийских и китайских философов. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что всё происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворя их телесность. Гераклит определяет объективную ценность человека степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Все - едино. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни. Естественно, для человека с позициями гилозоистического пантеизма смерти в целом существовать и не могло. Гераклита иногда называют «греческим даосом» из-за сходности его взглядов с учением Лао-Цзы. Демокрит Человек должен жить в удовольствии, согласуясь с собственной природой. Наши чувства - лучшие советчики. Те из них, которые доставляют нам наслаждение, должны служить критерием добра. А те, что вызывают страдания, - критерием зла. Но следует отказываться от всякого наслаждения, которое неполезно. И если перейдешь меру в наслаждениях, то самое приятное станет неприятным. Цель жизни - хорошее расположение духа. Оно достигается умеренностью в наслаждениях, умением владеть собой так, чтобы за удовольствием не следовали неизбежно страдания. Нужно уметь предупредить страдания разумным размышлением, изгонять страдания души, если они уже постигли нас, разумом. Демокрит считал, что человек-продукт природы. Социальная философия Демокрита тесно связана с его естественнонаучными взглядами, социально-политической обстановкой того времени и с развитием предшествующей общественной мысли. На определённом этапе общественного развития любого общества в нём возникает миф о “золотом веке”. Подобная легенда существовала и в Греции. Существовала легенда и о “первых изобретателях”. Согласно ей все общественные институты, культура, цивилизация были даны человеку богами. Почти все люди времён Демокрита верили в эти легенды. Однако образованная часть общества уже не считала их достоверными. В рамках античного миропонимания появляются новые гипотезы эволюционного развития земли и человечества. Демокрит считал, что люди, защищаясь от диких зверей, сплачивались и учились помогать друг другу. Сбиваясь в кучки, они постепенно учились строить жилища и заготавливать пищу на зиму. Со знанием огня начали развиваться ремёсла, искусство. По Демокриту нужда и опыт были двигателями развития человечества. Древний философ считает человека частью природы, которую он постигает опытом. Человек сам является животным. А музыка и поэзия как изящные искусства возникали позже и не из нужды, а от избытка благ. Во второй половине 5 века возникает понятие “природных”, “естественных” законов. Софисты первые противопоставили то, что человеку дано природой и то, что человек видоизменил сам. Для сторонников демократического полиса эпохи расцвета было характерно стремление согласовать природное начало с законами. Демокрит тоже резко не противопоставлял два этих понятия. Он считал, что у человека есть врождённые задатки .Они то и были основой прогресса человеческого общества. А его естественные потребности -движущей силой. Природа по Демокриту является сущностью вещей, а законы - это условность. Если закон не согласуется с природой, он должен быть изменён. Человек - это атом общества и государства, а государство вторично, так как любое сочетание атомов вторично к самим атомам. Следовательно, государство, его законы должны согласовываться с природой атомов. То, что Демокрит видел и понимал взаимосвязь между природой и законами, личностью и обществом явилось крупным шагом в развитии самосознания личности.
Сократ
Сократ любил две вещи:
истину и человека. Истину видел
в раскрытии таких понятий, как
«благо», «красота», «справедливость»,
«мудрость», и перенесении этих понятий
на человека. Но подобная истина может
быть постигнута только в процессе
самопознания («познай самого себя»).
В спорах Сократ доказывал целесообразность
и разумность человека, в спорах
рождалась истина. Он одним из первых
глубоко раскрыл сферу
Платон
По Платону душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в Преодоление чувственности есть добродетель благоразумия. Для Космоса в целом источником гармонии есть мировой разум. Душа в процессе мышления активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. Поэтому гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию мудрости. В этике Платон требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало человеческом теле, «вспоминает о мире идей». Здесь Платом имеет в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Так появляется объективный идеализм. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя судьба. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумную (основа мудрости человека), аффектно- волевую (основа мужества) и чувственную (движимую страстями). не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону чувственный мир полон беспорядка. Задача человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным вечным. Платон, будучи ясновидцем, говорил, что полная истина приходит как мистическое откровение и внутреннее озарение.
Заключение
Необходимо отметить, что
в русле античной способности
воспринимать этотмир философски,- теоретическая
философская мысль представляется наиболее
важной для последующего становления
философского познания. По крайней мере,
доктрина философии как жизни в настоящее
время претерпела существенное изменение:
философия - это уже не просто жизнь, а
жизнь именно в познании. Разумеется сохраняют
свое значение и элементы практической
философии, развивающие идеи античной
практической философии: идеи этики, политики,
риторики, теории государства и права.
Но все же теория (философская) наиболее
адекватно отражает потребности уходящего
XX века. Таким образом, именно теорию можно
считать тем философским открытием античности,
которое определило не только мышление
современного человека, но и его жизнь.
Список литературы.
1. Лекции по античной философии, Мамардашвили М.К., М.,
1997.
2.Аристотель. Метафизика 4т. 1975.
3.История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1994
4. Мир философии. ч. 1. - М., 1991
5. Асмус В.Ф. Античная философия 1976
6.Асмус В.Ф Платон. М. Мысль !975
7. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ.
М.: «Молодая гвардия», 1993
8. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964
9.Богомолов В.С. Античная философия 1988 М
10.Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987;
11.История философии: Запад-
древности и средневековья). М., 1996.
12.Исаев А.А., Философия: Учебное пособие. - Сургут:
Информационно-издательский центр Сургут
Информация о работе Становление античной философии. Учение Демокрита о бытии