Структура выстроенной методологии исследований магистерской диссертации «Стратегический учет в коммерческих организациях» и категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы- изучить особенности развития экспериментальных исследований как организация познания явлений действительности.
Задачи работы:
- исследовать ключевые особенности экспериментальных исследований, как эксперимент – активное воздействие на исследуемый объект;
- изучить методологию тестирования систем и методы обработки экспериментальных данных;
- изучить методологию вычислительного эксперимента и методы обработки экспериментальных данных;
- познакомится и изучить методы диагностики системы управления;
- рассмотреть практический пример построения этапы разработки нового продукта и этапы его тестирования;
- разработать карту определений по теме работы;

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. Методология эксперимента 4
1.2. Тестирование как пассивный эксперимент 5
1.3. Эксперимент – активное воздействие на исследуемый объект 6
1.4. Вычислительный эксперимент 9
1.5 Методы диагностики систем управления 12
1.6 Аспекты диагностики стратегического управления 12
2. Практическая часть 14
2.1 Этапы разработки нового продукта 14
3. Карта понятий используемых, для изучения материала 18
4.Структура выстроенной методологии исследований магистерской диссертации «Стратегический учет в коммерческих организациях» и категории её исследования 19 5.Заключение 21
6.Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Методология научного исследования Теория эксперимента.docx

— 92.27 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                             3                                                                                                                                                                                                                          

1. Теоретическая  часть                                                                                        4

1.1. Методология эксперимента                                                                            4                  

1.2. Тестирование  как пассивный эксперимент                                                   5

1.3. Эксперимент – активное воздействие на исследуемый объект                    6

1.4. Вычислительный эксперимент                                                                      9

1.5 Методы  диагностики систем управления                                                      12

1.6 Аспекты диагностики стратегического управления                                       12

2. Практическая  часть                                                                                       14

2.1 Этапы  разработки нового продукта                                                          14

3. Карта понятий  используемых, для изучения материала                             18

 4.Структура выстроенной методологии исследований магистерской диссертации «Стратегический учет в коммерческих организациях» и категории её исследования                                                                                                        19 5.Заключение                                                                                                             21                                                                                                                

6.Список использованной литературы                                                                   22                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов,   полков, крепость, утеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник». 
 М.В.Ломоносов, 1748 г. 
 Научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности - ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Методология эксперимента — это концепция, общие принципы, структура эксперимента, его постановка и последовательность выполнения экспериментальных исследований.

Объект данной работы – цель изучения методологии эксперимента, как некий инструмент экономии мысли и труда. Одним из направлений, позволяющим осуществить сформулированную цель, служит применение математических методов планирования эксперимента. По определению В.В. Налимова, «планирование эксперимента — это оптимальное управление экспериментом при неполном знании механизма явления».

Цель работы- изучить особенности   развития экспериментальных исследований как организация познания явлений действительности.

Задачи работы:

- исследовать ключевые особенности  экспериментальных исследований, как  эксперимент – активное воздействие на исследуемый объект;

- изучить методологию тестирования систем и методы обработки экспериментальных данных;

- изучить методологию вычислительного эксперимента и методы обработки экспериментальных данных;

- познакомится  и изучить методы диагностики  системы управления;

- рассмотреть практический пример построения этапы разработки нового продукта и этапы его тестирования;

- разработать карту определений по теме работы;

- выстроить методологию исследований  по тематике магистерской диссертации «Стратегический учет в коммерческих организациях» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретическая часть

1.2Методология эксперимента

 

Прежде чем проводить экспериментальные исследования : тестирование, эксперимент и диагностик, необходимо разобрать методологию эксперимента.-

Методология эксперимента - это концепция, общие принципы, структура эксперимента, его постановка и последовательность выполнения экспериментальных исследований1.

Эксперимент в науковедении по понятным причинам сильно затруднен, но все же он стал шире использоваться в небольших системах – на уровне отдельных коллективов и учреждений. Здесь речь идет об исследовательском эксперименте, когда главной целью является получение нового знания о научной деятельности.В управленческой практике нередко называют экспериментом изменение в ограниченном объеме (например, в одном учреждении) общепринятых экономических или организационных норм с целью улучшения деятельности данного учреждения. Это управленческий эксперимент. Здесь есть разница: исследовательский эксперимент проводят с соблюдением методологических норм экспериментальной науки, которые предписывают четкое изложение теоретических оснований и гипотез, обоснование методов наблюдения за ответом системы на вводимые изменения условий и методов независимого контроля.

Все возможные эксперименты можно классифицировать по большому числу оснований,но нас интересуют только два основания, которые имеют непосредственное отношение к логике экспериментирования. Первое основание – это природа, характер объекта экспериментирования. Здесь выявляются физические и мысленные эксперименты. В физическом эксперименте исследователь всегда имеет дело с реальными устройствами и системами, существующими вне его сознания. В мысленном эксперименте исследователь имеет дело с информационными, символическими «заместителями» объекта. Второе основание – это возможность управления со стороны исследователя  значениями входных переменных. В одних случаях исследователь по специально сформированной программе может менять значения входных переменных и следить за изменением значений выходных переменных и переходами объекта по состояниям. Так поступают, например, при проведении вариантных расчетов или в лабораторных игровых экспериментах. В этом случае эксперимент называется активным. В другом случае исследователь предпочитает или вынужден осуществлять лишь пассивное наблюдение  за ходом того или иного процесса, получать информацию таким способом, при котором взаимодействие между исследователем и экспериментальным объектом не существенно, и лишь затем, по результатам наблюдения осуществлять эксперимент.

Активный и пассивный эксперименты являются крайними типами эксперимента. Фактически эксперимент всегда представляет собой нечто среднее, сочетающее в себе черты и свойства активного и пассивного экспериментов. 

 

 

 

1.2Тестирование как пассивный эксперимент

Тестирование представляет собой вид экспериментального исследования действующей системы (или другого вида физической реальности). В теории эксперимента тестирование именуется как пассивный эксперимент, так как исследователь выступает только в роли наблюдателя или фиксатора параметров некоторого протекающего процесса. 
Для определения понятия «тестирование системы управления» используем словарное толкование термина «тест». Тест (от англ. test) — проба, пробное задание, испытание, исследование. Испытать — проверить в работе, изведать на опыте. Тестировать — осуществлять тесты, т.е. проводить стандартизированные, ограниченные во времени испытания определенной физической реальности. В качестве основы определения «тестирования систем управления» остановимся на положении «проверить в работе, изведать на опыте», понимая здесь под опытом воспроизведение какого-либо явления в определенных условиях. 
Тестирование системы управления означает осуществление комплекса испытательных мероприятий с целью проверки и подтверждения эффективности принципов и функций, принятых при проектировании системы, полноты выполнения задач, ради которых она создавалась, и качества управления. Под испытательными мероприятиями понимаются способы познания объекта, позволяющие получить исходную информацию о результатах его функционирования в определенных условиях.                              В итоге тестирование — это метод исследования системы управления, при котором объект изучается без вмешательства в него, а измеряются лишь его свойства, и параметры и анализируется (устанавливается) характер их изменений. 
Концептуально оттестирования ожидают решения таких задач, как: 
• оценка «правильности» функционирования отдельных элементов и системы в целом; 
• определение качества управления — эффективности, устойчивости, адаптивности и надежности,и тех характеристик элементов и системы в целом, которые влияют на показатели перечисленных свойств системы; 
• определение отдельных второстепенных оценок, значимость которых выявляется в процессе анализа результатов решения первой и второй задач. 
Понятие «правильность» функционирования многоаспектно. Здесь следует выделить основные положения или принципы, согласно которым можно считать, что система функционирует «правильно». 
1. Взаимодействие (стыковка) объектов (процессов, функций, видов деятельности) осуществляется правильно, если значения выходных и входных параметров взаимодействующих объектов согласованны и обмен информацией между ними происходит без каких-либо видимых или скрытых нарушений. 
2. Процессы и задания выполняются согласно установленному стандартизированному алгоритму действия и нормам времени на их осуществление. 
3. Высокое качество личностей управленческого персонала и их выраженность в стимулировании и мотивации труда, предотвращении конфликтных ситуаций, самоанализе и самосовершенствовании. 
Приведенные положения отражают фундаментальные идеи научного управления (Ф. Тейлор, Дж. Гибсон, Б. Мильнер):

в первом — «исследование действия (труда)»,

во втором — «исследование времени труда»,

в третьем — оценка и измерение качеств личности с целью стимулирования и мотивации труда. 
В социологии и психологии под тестированием понимается выполнение специального стандартизированного задания, результат которого позволяет измерить некоторые психофизиологические и личностные характеристики, установить скрытую истину, а также знания, умение и навыки испытуемого. В управлении персоналом такие характеристики человека рассматриваются как предпосылки, необходимые условия его трудовых достижений.Тестирование как метод исследования получило широкое распространение в технических системах для оценки надежности их элементов, а также при оценке качества продукции. Путь для широкого использования тестирования в управлении организациями открывает процессный подход к структурированию внутренней среды организации. Его основной принцип: любой вид деятельности — это процесс, позволяющий представлять внутреннюю среду организации как совокупность взаимосвязанных процессов, исключая такие категории, как подсистема и элемент (см. гл. 4). Развитие аппарата тестирования происходит в маркетинге. Разработаны методология тестирования товара и ряд научно обоснованных тестов: «ЕА-СА», «ЕВА», «ЕВА-СВА», «Кривая сбыта», Моделирование покупок» и др.Отметим, чтопостановка тестирования системы управления должна быть ориентирована, во-первых, на изучение и оценку результатов процессов и их операций и на решение задач; во-вторых, на оценку подготовленности персонала к возложенным на него обязанностям. Для первой стадии тестирования источником получения информации служат главным образом испытания процессов и системы в целом, для второй — тесты.

 

1.3 Эксперимент – активное воздействие на исследуемый объект

 

Эксперимент – более сложный метод эмпирического познания по  сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. Обладает рядом присущих только ему особенностей: 
·        эксперимент позволяет изучать объект в «очищенном» виде, то есть устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования; 
 
·        в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия (при сверхнизких температурах, при высоких давлениях, при огромных напряжениях электромагнитного поля и др.); 
 
·        изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание; 
 
·        проводимые эксперименты могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов. 
 
         Подготовка и проведение эксперимента требуют соблюдения ряда условий. Так, научный эксперимент: 
1.  никогда не ставится наобум, он предполагает наличие четко сформулированной цели исследования; 
 
2.  не делается «вслепую», он всегда базируется на каких-то исходных теоретических положениях; 
 
3.  не проводится беспланово, предварительно исследователь намечает пути его проведения; 
 
4.   требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации; 
 
5.   должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию. 
 
         В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние обычно подразделяются на исследовательские и проверочные. 
 
         Исследовательские дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имевшихся знаний об объекте исследования. Проверочные служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений. 
 
         Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. 
         Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений в данном случае имеются в виду какие-то явления, которые положены в основу измерений (например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта).  
         По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений (например, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения).  
 
         Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения. Причем подобная абстракция позволяет заменить в исследовании самые различные реальные объекты: от молекул или атомов при решении многих задач статистической механики и до планет Солнечной системы при изучении, например, их движения вокруг Солнца. 
 
         Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами: 
 
         Во-первых, идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложены для имеющихся средств теоретического, в частности, математического анализа. 
 
         Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. 
 
         В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. 
 
         Основное положительное значение идеализации как методе научного познания заключается в том, что получаемые на его основе теоретического построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. 
 
         Формализация. Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). 
 
         Для построения любой формализованной системы необходимо:  
 
         а) задание алфавита, то есть определенного набора знаков;  
 
         б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова» и «формулы»;  
 
         в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам. 
 
         Важным достоинством данной системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем без непосредственного обращения к этому объекту. 
 
         Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования её.

 

1.4 Вычислительный эксперимент       

Вычислительный эксперимент — метод изучения устройств или физических процессов с помощью математического моделирования. Он предполагает, что вслед за построением математической модели проводится ее численное исследование, позволяющее «проиграть» поведение исследуемого объекта в различных условиях или в различных модификациях [Самарский, 1979; Горбунов-Посадов, 1990]. 
      Численное исследование модели дает возможность определять разнообразные характеристики процессов, оптимизировать конструкции или режимы функционирования проектируемых устройств. Более того, случается, что в ходе вычислительного эксперимента исследователь неожиданно открывает новые процессы и свойства, о которых ему ранее ничего не было известно.      

4.1.1. Сфера применения. Вычислительный эксперимент занимает промежуточное положение между натурным экспериментом и аналитическим исследованием. 
      Натурный (физический) эксперимент при надлежащей постановке может, вообще говоря, дать исчерпывающие и надежные результаты. И все же во многих случаях предпочтение отдается вычислительному эксперименту. 
      Дело в том, что в вычислительном эксперименте в роли опытной установки выступает не конкретное физическое устройство, а программа. Ее построение и последующие модификации, как правило, требуют существенно меньших затрат, чем подобные манипуляции над реальным объектом. 
      Кроме того, в опытной установке нередко просто невозможно бывает воссоздать некоторые критические режимы или экстремальные условия. Поэтому математическое моделирование может оказаться практически единственно возможным способом исследования. 
      При аналитическом подходе так же, как и в вычислительном эксперименте, строится математическая модель. Но исследуется эта модель исключительно посредством аналитических выкладок, без привлечения каких-либо численных методов. Если аналитических выкладок оказывается достаточно, то данный подход приводит к строгому точному решению. 
      Однако на практике, как это ни парадоксально, аналитическому подходу обычно отводится роль инструмента для (сравнительно быстрого) получения грубых оценок. Объясняется это тем, что аналитическими выкладками удается ограничиться только для несложных, сильно упрощенных моделей реальных процессов. Получаемое тут строгое аналитическое решение на самом деле в силу исходного огрубления модели оказывается весьма далеким от совершенства. Напротив, численные методы, применяемые в вычислительном эксперименте, дают возможность изучать более сложные модели, достаточно полно и точно отражающие исследуемые процессы. 
      Отмеченные достоинства вычислительного эксперимента вывели его в число основных методов исследования таких крупных физических и инженерно-технических проблем, как задачи ядерной энергетики, освоения космического пространства и др. Программные комплексы, обслуживающие вычислительный эксперимент, объемны и сложны, в их создание вовлечен многочисленный отряд программистов. Поэтому особую актуальность приобретает изучение возникающих здесь конфигурационных построений, которые, как будет видно из дальнейшего изложения, постоянно находятся в центре внимания участников такого рода разработок.

Информация о работе Структура выстроенной методологии исследований магистерской диссертации «Стратегический учет в коммерческих организациях» и категории