Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:38, контрольная работа
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что в философской антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при анализе общественной сущности человека, внутренней связи природного и социального. Здесь деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей. История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом - с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект изменений
Введение………………………………………………………………………….
1. Сущность и специфические характеристики деятельности человека…….
2. Структура, виды, формы и уровни деятельности………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………….
Контрольная работа по философии |
Тема: «Структура и виды человеческой деятельности» |
Выполнила: Тимофеева Снежана Дмитриевна |
Канск 2013 |
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и специфические характеристики
деятельности человека…….
2. Структура, виды, формы и уровни деятельности………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….
Введение
Актуальность изучения данной темы
обусловлена тем, что в философской
антропологии принципу деятельности придается
важное методологическое значение при
анализе общественной сущности человека,
внутренней связи природного и социального.
Здесь деятельность выступает системообразующей
силой, формирующей самого человека, весь
образ его жизни и мыслей. История и наука
свидетельствуют о том, что все в человеке,
в его бытии является результатом его
индивидуальной деятельности, с одной
стороны, и деятельности предшествующих
поколений, общества в целом - с другой.
Без деятельного преобразования окружающего
и внутреннего мира человек не может ни
существовать, ни развиваться как субъект
изменений. Объективной предпосылкой
деятельного способа существования человека
является недостаточность его наличных
природных качеств для удовлетворения
специфически человеческих потребностей.
Ведь возможность удовлетворения человеческих
нужд лишь заложена в объективной реальности,
обладающей способностью к образованию
бесконечного количества новых качественных
определенностей, в том числе необходимых
человеку. Человеческая природа как незавершенная
возможность, требующая постоянного целенаправленного
действия по ее реализации, по развитию
и совершенствованию задатков и способностей
человека - такова предпосылка осмысления
деятельности как способа существования
человека.
Совместная жизнь людей – сложное системное
образование. Общество относится к числу
саморазвивающихся, динамичных систем,
“которые, сохраняя свою качественную
определенность, способны самым существенным
образом менять её состояния”.1 Общество
представляет собой общественное бытие
(“Бытие” – мир, который существует как
непреходящее единство вне и независимо
от воли и сознания человека. Как особый
уровень организации материи, человеческое
общество существует благодаря деятельности
людей и включает в качестве обязательного
условия своего функционирования и развития
духовную жизнь. Благодаря деятельности
людей предметы, которые охвачены практической
деятельностью людей, становятся частью
социального мира.
Общество – продукт совместной деятельности
людей способных собственными усилиями
создать необходимые условия существования.
Даже в классовом обществе, где возникают
социальные конфликты, находятся объективные
общие интересы, цели, требующие совместных
усилий, направленных на поддержание единства
противоположностей.
1. Сущность и специфические
характеристики деятельности человека
История и наука свидетельствуют
о том, что все в человеке, в
его бытии является результатом
его индивидуальной деятельности, с
одной стороны, и деятельности предшествующих
поколений, общества в целом - с другой.
Без деятельного преобразования
окружающего и внутреннего мира
человек не может ни существовать,
ни развиваться как субъект
Объективной предпосылкой деятельного
способа существования человека является
недостаточность его наличных природных
качеств для удовлетворения специфически
человеческих потребностей. Ведь возможность
удовлетворения человеческих нужд лишь
заложена в объективной реальности, обладающей
способностью к образованию бесконечного
количества новых качественных определенностей,
в том числе необходимых человеку. Человеческая
природа как незавершенная возможность,
требующая постоянного целенаправленного
действия по ее реализации, по развитию
и совершенствованию задатков и способностей
человека - такова предпосылка осмысления
деятельности как способа существования
человека.
Выступая субъектом взаимодействия как
с окружающим миром, так и с другими людьми,
человек становится деятельно активным,
субъектом реализации самого себя как
природного существа на качественно ином
- социальном уровне организации бытия.
В связи с этим деятельность выступает
способом актуализации индивидуальных
и социальных потребностей, выражающим
всю меру самобытности человека и образующим
основу всех форм его отношений к окружающей
действительности, самому себе и другим
субъектам деятельности. Исходным для
анализа категории деятельности является
понятие "активность".3
Являясь особой формой жизненной активности
индивида, деятельность отличается от
нее рядом принципиально иных характеристик.
Конкретные формы жизненной активности
приобретают качество деятельности только
тогда, когда они становятся целенаправленным,
сознательным воздействием на предмет
для получения определенного результата
с определенным предназначением.
Деятельность является адаптивно-адаптирующей,
т.е. приспособительно-
Под "активностью" принято понимать
всеобщее атрибутивное свойство материи,
выражающее собой ее способность к взаимодействию
и самодвижению, а также интенсивность
реализации этой способности как упорядоченное
отражение воздействий внешней среды
и возможность на данной основе вырабатывать
информационные программы, обеспечивающие
опережающее отражение будущего результата.
Важнейшими качественными характеристиками
деятельностного отношения человека к
миру является предметность и целенаправленность.
Деятельность характеризуется качеством
предметности в том смысле, что она являет
собой некоторый физический процесс, происходящий
в соответствии с законами природы, в котором
участвуют человек, предмет деятельности,
средства деятельности или орудия и предметный,
будь то материальный или идеальный, результат
этой деятельности.
Целенаправленность деятельности - это
установление неявных связей разрозненных
явлений и создание на этой основе единой
картины мира, формирование относительно
автономной от природной среды логики
(понятийного мышления, воли и эмоций).
Адаптивно-адаптирующая форма отношения
человека к действительности представляет
собой его способность как приспосабливаться
к среде, так и преобразовывать, видоизменять
ее через создание некоторых условий и
средств, отсутствующих или недостаточно
представленных в этой среде. Но может
ли адаптирующий характер деятельности
проявляться без некоего опосредующего
звена, без некоторых средств (орудий)
воздействия на окружающую среду?
Такое понимание специфики деятельности
приводит к утверждению, что человек идет
по пути внетелесной эволюции, т.е. по пути
совершенствования внешних, искусственных
органов деятельности. При этом к обязательным
признакам деятельной активности человека
относят систематическое изготовление,
хранение и передачу навыков по производству
и использованию орудий деятельности,
будь то каменный топор, авторучка или
лазерная установка.
Именно адаптирующий, предметно-преобразующий
характер деятельности обусловливает
универсальность взаимоотношений человека
с окружающим миром.
Орудия труда, или шире - средства деятельности,
с одной стороны, являются природными
предметами, а с другой - носителями определенной
социально значимой функции, воплощением
определенной ценностной установки, цели.
И в первом, и во втором случае необходимы
определенный уровень абстрагирования
от конкретного предмета, некоторое обобщение
природных свойств и общественно значимой
потребности.
Именно на адаптирующем, предметно-преобразующем
характере деятельности в первую очередь
основана концепция трудового происхождения
и сущности человека.
Итак, деятельность - это способ существования
человека и общества, выраженный как процесс
преобразования окружающей реальности,
включая самого человека. Спецификой человеческой
деятельности является целенаправленно-адаптирующая
активность человека, способ реализации
его потребностей (как материальных, так
и духовных). Содержание понятия деятельности
дополняется такими существенными ее
характеристиками, как ее предметность,
осознаность, орудийность, социальность,
свободное креативное раскрытие сущностных
сил человека.
2. Структура, виды,
формы и уровни деятельности
Структура деятельности представляет
собой взаимосвязь ее основных элементов:
а) субъекта действий, направленных на те или иные объекты;
б) объектов, т.е. тех предметов и явлений, на которые направлена деятельная активность субъекта;
в) материальных и духовных
орудий и средств деятельности, с
помощью которых субъект
Субъект деятельности (человек, группа
людей, общество) является активной стороной
деятелъностного процесса, носителем
целенаправленных действий, выражающих
его жизненные нужны и потребности.
Основополагающей причиной деятельного
отношения субъекта к миру служит необходимость
в определенных условиях его бытия, детерминирующая
потребности, интересы и цели. Именно потребности
индивида, отражающие адаптивный характер
деятельности, определяют все предшествующие
ей состояния сознания и воли, которые
выступают в качестве регуляторов человеческих
действий (через целеполагание, продуманность,
идеальную версию способов и результатов
деятельности, осознанный контроль над
последней). "Беспотребностной" деятельности
не существует, поскольку потребность
- это свойство субъекта нуждаться в определенных
условиях своего существования4.
Разумеется, многообразие человеческих
потребностей не исчерпывается необходимостью
физического существования и воспроизводства.
Можно вслед за А. Маслоу выделить два
основных типа потребностей: дефициентных
и бытийных. Первые выражают необходимость
в биологическом или социальном существовании,
а вторые - отношение человека к своим
потребностям, т.е. их качество, уровень
реализации. Например, бытийная потребность
людей - это не просто их потребность в
пище, а потребность в определенном качестве
и условиях удовлетворения дефициентной
потребности в пище. К числу бытийных потребностей
относятся потребности человека в самоуважении,
переживании прекрасного, любви, дружбе,
сочувствии и т.д.
Человек стремится к удовлетворению прежде
всего тех потребностей, от которых он
не может отказаться и которые принимаются
им как данные. В зависимости от ряда факторов,
в том числе сложившейся системы собственных
ценностных предпочтений, он классифицирует
свои индивидуальные потребности или
как жизненно необходимые, первоочередные,
или как второстепенные, неактуальные.
Классифицируя потребности действующего
человека, мы сталкиваемся еще с одной
его существенной характеристикой - отношением
к своим потребностям, осознанием их, субъективным
выражением. Все это обнаруживается в
форме интересов. Нужно видеть отличие
понятия интереса как свойства самого
субъекта, с одной стороны, и предмета
интереса как объекта действия, представляющего
для человека определенную ценность -
с другой. Например, денежные купюры являются
предметом интереса, отличного от самого
интереса человека в них как средстве
удовлетворения своих различных потребностей.
В качестве осознания потребности интерес
выступает как единство объективного
и субъективного моментов деятельности,
объективного положения субъекта действия
и субъективных характеристик состояния
его сознания, идеальных побуждающих к
действию сил: мотивов, установок, желаний,
ценностных ориентаций. Обычно интересы
становятся отчетливым осознанием потребностей
в ситуациях повторяющихся затруднений,
когда субъектом деятельности определяются
и конкретизируются цели и средства для
получения определенного результата действий.
Цель и средства - понятия соотносительные:
средства призваны способствовать достижению
цели, а сама цель определяется в соответствии
с имеющимися у субъекта средствами. Не
менее важной предпосылкой целеполагания
служит реальный опыт, полученный субъектом
в итоге предшествующей деятельности.
Формирование цели всегда есть процесс
мысленной организации законов и характеристик
внешнего и внутреннего мира человека
в соответствии с его потребностями для
создания версии предстоящей деятельности.
Предметы окружающего мира в ходе реализации
цели становятся средствами деятельности.
Содержание понятия "средства деятельности"
можно описать как предмет, явление или
процесс, используемые человеком в его
деятельности, т.е. все то, что благодаря
своим свойствам служит орудием действий.
В качестве средств деятельности может
выступать лишь уже существующее в действительности,
и поэтому деятельность всегда обусловлена
возможностями ее средств. По мере развития
деятельности увеличивается число средств
и степень использования содержащихся
в них возможностей. В процессе своей деятельности
человек осуществляет выбор существующих
или создает новые, необходимые для его
действий средства.
Цель деятельности человека - получение
определенного результата, т.е. предмета,
процесса, явления. Осуществленная цель
становится результатом человеческих
деяний. Однако факт обусловленности результата
деятельности ее целью еще не говорит
об их тождестве.
Результатом деятельности может быть
та или иная, большая или меньшая
степень воплощения поставленной цели.
Но в любом случае никогда мы не
будем наблюдать совпадения результата
и цели хотя бы уже потому, что
цель гипотетична, а результат реален.
Кроме того, результат нe является простым
механическим воплощением цели. На структуру
и содержание результата воздействуют
и ряд специфических характеристик действующего
субъекта. Это и его опыт, навыки и умения,
характер, эмоциональный настрой жизни
и многие другие индивидуальные особенности,
которые как минимум позволяют субъекту
деятельности предпочесть те или иные
средства реализации поставленной цели.
Несоответствие результата поставленной
действующим субъектом цели происходит
также в связи с недостаточно четкой и
детализированной формулировкой цели,
программы действий, а также по причине
некоторых форс-мажорных обстоятельств,
появившихся в процессе достижения цели.
То, что получилось в итоге деятельности,
но не целеполагалось, именуется последствиями.
Здесь важно иметь в виду, что иногда последствия
могут противостоять результату, дискредитировать
даже благую цель. Несовпадение цели и
результата, отрицательная роль последствий
в образной форме удачно выражены в афоризме:
"Хотели как лучше, а получилось как
всегда".
И еще одно обстоятельство. Если на прежних
этапах осуществления деятельности основными
средствами достижения необходимых результатов
были сначала мускульная сила человека,
затем машины и автоматы, то теперь "главным
являются информация и творчество. И это
изменяет все"5, - считает известный
автор "новой технократической волны"
А. Тоффлер. Это означает, что для достижения
целей деятельности все в большей мере
необходимыми становятся символические,
знаковые, языковые, информационные и
биокомпьютерные средства и технологии.
Осуществляя классификацию основных видов
деятельности, обычно выделяют две ее
разновидности - духовную и материальную.
Это вызвано прежде всего различным предназначением
и характером создаваемых продуктов.
Материальная деятельность всегда предполагает
наличие в качестве ее субъекта работника
физического труда и достаточно весомую
степень самого этого физического труда.
Целью же субъекта духовной деятельности
- работника умственного труда - является
не производство материальных предметов,
а производство идей, образов, символов,
духовных ценностей.
К основным формам деятельности человека
относятся организационно-управленческая
и социальная деятельность. Организационно-управленческая
или регулятивная деятельность - это сфера
регулирования связей и отношений между
людьми, их согласования и упорядочения
с помощью различных способов - от сотрудничества
до принуждения.
Содержание социальной или гуманитарной
формы деятельности представляет собой
обслуживание людей, создание основных
условий жизни человека, условий воспроизведения
его жизненной активности. К социальной
относится и воспитательная деятельность,
и бытовое обслуживание членов семьи,
и врачевание, и оказание помощи нуждающимся
и т.п.
В реальном бытии общества все перечисленные
формы деятельности тесно переплетаются,
дополняют друг друга и в целом формируют
единую целостную систему человеческой
жизни.
Что касается уровней деятельности, то
таковых принято различать два: индивидуальный
и общественный.
Деятельность на индивидуальном уровне
- это прежде всего проявление способности
конкретного индивида быть субъектом
своей деятельности; одновременно это
процесс, взятый в отношении к нуждам и
потребностям этого субъекта без учета
обязательных связей с другими субъектами
деятельности. Отличие индивидуальной
деятельности от общественной условно,
так как деятельность индивида всегда
социальна с точки зрения ее условий, целей
и средств, благодаря которым она и совершается.
Однако деятельность отдельного индивида
не сводится к производству и потреблению
общественного продукта. Люди всегда создают
продукты, предназначенные для личного
потребления. Независимо от того, осуществляет
человек производство общественно необходимого
продукта (продукта, предназначенного
для общественного обмена) или производит
продукты для личного пользования, его
индивидуальная деятельность структурируется
в зависимости от индивидуальных и общественных
условий ее осуществления, уровня его
общей культуры и профессиональной специализации.
В отличие от понятий жизненного пути,
судьбы, биографии, экзистенции, в категории
индивидуальной деятельности раскрываются
разнообразные формы взаимодействия общественно-исторического
индивида с действительностью во всей
ее конкретности как проявление его общественной
сущности, развернутое в исторически определенном
времени и пространстве.
Основными уровнями личностно-общественного
взаимодействия являются отношения по
линии: субъект - микросреда (уровень семьи,
круг приятелей, коллег по работе и т.п.);
субъект - мегасреда (взаимодействие в
масштабе социальной группы, страны проживания
и пр.); субъект - макросреда (взаимоотношения
с окружающей средой, обществом в целом).
Заключение
Деятельность представляет собой
не исчерпывающую, но существенную характеристику
человеческого бытия. Невозможно составить
более или менее полное представление
о человеке, многообразных формах
его взаимоотношений с миром
предметов, явлений и других людей,
не обратившись к философскому пониманию
деятельности.
Деятельность один из важнейших атрибутов
бытия человека, связанный с целенаправленным
изменением внешнего мира, самого человека.
Именно через деятельность. раскрывается
сущность человека. Все формы человеческой
деятельности историчны. Они испытывают
влияние разделения труда, что обусловлено
высокой динамикой процесса роста потребностей
людей, их разнообразием. Вследствие этого
деятельность. в обществе предстает как
система, элементами которой являются
люди, их потребности и интересы, предмеет
деятельности, мотивы деятельности, цели,
средства и формы ее осуществления.
Список использованной
литературы
Информация о работе Структура и виды человеческой деятельности