Судьба человека в техногенном мире. Ортега-и-Гассет «Размышления о технике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:57, реферат

Краткое описание

Х. Ортега-и-Гассет
Техника - явление многогранное. В современном мире техника играет огромную роль почти во всех сферах человеческой жизни, она тесно связана с наукой, экономикой, политикой, моралью. Значение слова «техника» восходит к древнегреческому мастерству в изготовлении искусственных полезных предметов, которые изначально отсутствовали в природе. В XVIII веке возникает понятие «технология» - область знания, систематически исследующая процесс и принципы производства искусственных объектов.

Содержание

Оглавление.
Введение ………………………………………………………………………….3
Судьба человека в техногенном мире…………………………………………...5
Ортега-и-Гассет «Размышления о технике»…………………………………...14
Список литературы………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие техники и судьба культуры.docx

— 45.47 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Марийский Государственный  Технический Университет

 

 

 

 

 

 

Кафедра Философии

 

 

 

 

 

Реферат

 по предмету

«Философия науки и техники»

«Судьба человека в техногенном  мире.

Ортега-и-Гассет «Размышления о технике»»

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. АИм-11

Кибардин Л.В.

Поверила: доцент, к.ф.н.

                    Вязова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2011

 

Оглавление.

Введение ………………………………………………………………………….3

Судьба человека в техногенном мире…………………………………………...5

Ортега-и-Гассет «Размышления о технике»…………………………………...14

Список литературы………………………………………………………………20

 

Введение.

«Человек  без техники - это не человек»

Х. Ортега-и-Гассет

Техника - явление многогранное. В современном мире техника играет огромную роль почти во всех сферах человеческой жизни, она тесно связана с наукой, экономикой, политикой, моралью. Значение слова «техника» восходит к древнегреческому мастерству в изготовлении искусственных полезных предметов, которые изначально отсутствовали в природе. В XVIII веке возникает понятие «технология» - область знания, систематически исследующая процесс и принципы производства искусственных объектов.

Различные аспекты  техники служат предметом изучения различных наук. Однако вопрос о  сущности техники, равно как и  изучение техники в целом, лежит  за пределами исследовательского поля технических дисциплин. Огромные возможности  техники повлияли на ускорение исторического  процесса, резкое усиление социальной динамики. Поэтому феномен техники  в целом, её место в социокультурном  развитии человечества привлекают внимание философов и представителей гуманитарных наук.

Техника - это не только технические объекты, но и орудия труда и изобретения, инструменты, машины и автоматы. Понятие «техника» включает в себя и определённого рода знания, виды человеческой деятельности. Технические знания (навыки, правила, теории) реализуются как в технических устройствах, так и в виде научных и учебных изданий, обеспечивающих возможность дальнейшего технического развития. Существование техники предполагает наличие различных видов деятельности по созданию и эксплуатации технических устройств, начиная от изобретения и проектирования и заканчивая процессом их изготовления и использования в повседневной жизни. Кроме того, техника включена в систему потребностей, мотивов, намерений человека, что позволяет трактовать её как разновидность волеизъявления.

Принято выделять два  основных смысла употребления слова «техника»: узкий и широкий. Техника, взятая в узком смысле, заключает в себе конкретные материальные объекты, создаваемые и используемые человеком с целью преобразования природы методами инженерной деятельности. В широком смысле техника не ограничивается сферой инженерной деятельности, но рассматривается как совокупность рациональных методов, обеспечивающих поступательный характер общественного развития в целом.

Существует несколько  подходов, в рамках которых объясняется  происхождение техники. Натуралистический подход во главу угла ставит природные основания техники. Защищаясь от враждебных природных сил, человек начал создавать технические артефакты. Инженерная деятельность выступает здесь как способ адаптации человека к природному и искусственному окружению. В рамках волевого подхода наряду с природным фактором рассматривается и другой фактор появления техники - воля мирового вселенского порядка. С точки зрения сторонников рационального подхода техника и техническая деятельность - сознательно проектируемое действие. Следовательно, источником технического развития выступает не природа, а интеллект.

 

Судьба  человека в техногенном мире.

Отношение человека к технике отличалось в различные  периоды истории культуры. В архаических  культурах орудия труда и другие изделия рассматривались как  непосредственное продолжение человека, в них обитали духи, помогающие своему хозяину. В античном мире техника  воспринималась как подражание природе, в котором активно участвует  рационально мыслящий человек. Техника  представляла собой вид теоретического знания, упорядочивающего опыт. В результате технической деятельности создавалось  то, что не могло быть достигнуто природой. В технике, совершенствующей природу, античность на первый план ставила искусство, точнее «искусность» мастера. В средние века техника рассматривалась как ремесло, т. е. практическое мастерство в изготовлении вещей; в технических устройствах, как и во всем остальном, следовало видеть замыслы и творческую силу Бога. В эпоху Возрождения в технической практике начинают эпизодически применяться научные знания. Происходит становление инженерной профессии. В Новое время место Бога занимают «законы природы», и действие этих законов, поставленных на службу человека, человек усматривает в технике. Однако лишь в конце XIX столетия научные знания становятся главным источником новых видов техники и технологии. Научно-технический прогресс, экспансия базирующейся на науке техники в повседневную жизнь людей вызывают тревогу у целого ряда европейских авторов конца XIX начала ХХ века.

Проблема техники  и ее отношения к культуре обсуждается  в работах немецких философов  О. Шпенглера, М. Хайдеггера и К. Ясперса. Согласно О. Шпенглеру, не стоит «поддаваться искушению - видеть цель техники в создании машин и инструментов». Техника есть борьба, тактика человеческой жизни в целом. Возводя технику к биологическим основаниям, основное отличие между техникой, присущей животным, и человеческой техникой Шпенглер видит в том, что техника животных - это неизменная техника вида, а человек преодолевает принуждение вида «Видовая» техника неизменна. Это и обозначается словом «инстинкт». Поскольку «мышление» животных приковано к здесь и теперь, постольку оно не ведает ни прошлого, ни будущего, оно не знает также ни опыта, ни заботы. Уход за выводком, как и всё прочее, представляет собой лишь тёмное, не ведающее влечение у многих типов жизни. Оно принадлежит роду, а не единичному существу. Техника вида не только неизменна, она безлична. Человеческая техника, и только она, независима от жизни человеческого вида. Это уникальный случай во всей истории жизни - индивид выходит за пределы принуждения вида. Техника жизни человека сознательна, умышленна, изменчива, личностна, изобретательна. Человек стал творцом своей тактики жизни [1].

Высочайшим проявлением  личностного начала является, по Шпенглеру, человек западно - европейской культуры, «фаустовский» человек, которого гложет тяга к познанию и ведет вперёд дух борьбы с несовершенством мира. Европеец - это первооткрыватель. Он создает и использует технические устройства с целью исправить мир, но становится рабом своих созданий. Машины определяют облик современной европейской цивилизации, они отравляют естественный мир и убивают человеческую душу. Европа стремительно движется к своему закату. «Машинная техника кончится вместе с фаустовским человеком, однажды она будет разрушена и позабыта, - пророчествует Шпенглер, - история этой техники приближается к скорому и неизбежному концу. Она будет взорвана изнутри, как и все великие формы всех культур» [2].

В работах М. Хайдеггера техника - не просто ступень человеческого развития или инструмент; техника есть способ мышления современного человека, переустройство человека изнутри. Представление о том, что современная техника возникает как результат практического применения математического естествознания Нового времени, Хайдеггер пересматривает. Машинную технику он трактует как самостоятельное изменение практики; и именно эта изменившаяся практика потребовала разработки и применения математического естествознания. Техника, по Хайдеггеру, есть «бытийно-историческая судьба покоящейся в забвении истины бытия». Техника - это ценность планетарного масштаба, это вызов человеку со стороны истины бытия. И вызов этот выступает в качестве способа самореализации человека; он позволяет ему сосредоточиться на обнаружении, выведении из состояния потаённости истины бытия. Хайдеггер исходит из того, что не техника служит человеку, а наоборот, современный человек востребован техникой. При этом немецкий философ противопоставляет технику и сущность техники. Техника угрожает человеку не извне, угроза подступила к человеку изнутри. Человек стремительно утрачивает связь с традицией, оказывается не в состоянии вернуться к более исходному раскрытию потаённого и услышать голос более ранней истины [3]. Лишь продумывание сущности техники позволяет устранить эту угрозу.

К. Ясперс, отчасти соглашаясь с Хайдеггером, утверждает, что современный человек уже не может освободиться от власти порожденной им техники. Он превратился в разновидность сырья, подлежащего машинной обработке. Техника внесла существенные изменения во взаимоотношения человека и природы, радикально изменила повседневную жизнь человека, превратила Землю в единую фабрику.

«Тем самым произошел  и происходит по сей день, - пишет  Ясперс, - полный отрыв человека от его почвы. Он становится жителем Земли без родины, теряет преемственность традиций. Дух сводится к способности обучаться и совершать полезные функции» [4].

Господство техники  привело к тому, что природа  и человек разрушаются, превращаются в функциональные элементы бездушной машины - поставляющего производства. (Отсюда и слово «постав», которое Хайдеггер использует для характеристики технического овладения действительностью). При этом в трактовках техники, предложенных двумя немецкими философами, есть и принципиальные различия. По Ясперсу, техника - демоническая сила, которая поработила человека случайно. Хайдеггер видит в технике истинное обнаружение существа и призвания человека Нового времени.

Но в мире, воспринимаемом в качестве объекта бесконечного манипулирования и исследования, в мире «грандиозной машины» меняется и статус человека. Законы механики распространяются и на человека. «Мир-механизм нуждается в человеке-винтике» (В. С. Соловьев). Мышление, основанное на механистическом мировоззрении, сводящее многообразие жизни к законам механики, получило название технократического мышления. С технократической точки зрения человек - это элемент системы, «винтик», не обладающей ценностью сам по себе. Человек оказывается растворенным в природных и социальных обстоятельствах своего существования, он превращается в вещь. Согласно критикам технократического мышления, такое видение человека - следствие «разбалансировки» изначальной целостности восприятия мира человеком, имевшей место в период складывания западной цивилизации.

Проблема технологического детерминизма и положения человека поднималась в работах многих мыслителей ХХ века.

Техника, полагал  русский философ Н. А. Бердяев, парадоксальна: без неё невозможно возникновение и существование культуры, но техническая эпоха (эпоха торжества техники в культуре) ведет к уничтожению культуры, замене человека машиной. Философия Бердяева - это философия Личности, которая представляет собой целостность, единство в многообразии. К сущности Личности принадлежит умение свободно формировать цели своей творческой активности. Техника же по сути своей противоположна Личности.

«Личность во всем противоположна машине. Она прежде всего есть единство в многообразии и целостность, она из себя полагает свою цель, она не согласна быть превращена в часть, в средство и орудие. Но техническая цивилизация и машинизированное общество хотят, чтобы человек был их частью, их средством и орудием, они всё делают, чтобы человек перестал быть единством и целостью. И предстоит страшная борьба между личностью и технической цивилизацией - борьба человека и машины. Техника безжалостна ко всему живому и существующему» [5].

«Сама по себе техника,- считает Бердяев,- нейтральна. Не машина виновата в утрате человеком ориентации в мире и независимости личности, а сам человек; не машина обездушила человека, а сам человек обездушился. Техника одновременно показатель и силы человека, и его слабости, склонности к рабству. Техника, её мощь и бесконечное развитие стали объектом религиозного поклонения современного человека. Человек создал религию машины и поклоняется машине как тотему, превращается в раба машины. Власть техники может быть ограничена лишь на основе возрождения интереса человека к собственной душе, на основе жалости ко всему живому и веры в широчайшие возможности свободного духа».

В исследованиях  американского психоаналитика Э. Фромма анализу подвергается специфический тип личности, порожденный современной цивилизацией, «кибернетическая личность», которая практически не интересуется природой и другими людьми. Сфера интересов «кибернетической личности» - технические приспособления, неживые артефакты.

«Примеров тому - тьма. В нашем индустриальном мире сплошь и рядом встречаются мужчины, которые к своей автомашине питают более нежные чувства, чем к жене. Они гордятся своей моделью, они за ней ухаживают, они моют её собственноручно. В самых разных странах многие автолюбители называют свою машину ласкательным именем; они уделяют машине массу времени, прислушиваются к ней, наблюдают за её поведением и немедленно принимают меры, если обнаруживаются хоть малейшие признаки дисфункции. Разумеется, автомашину нельзя назвать объектом сексуального интереса, но вполне можно утверждать, что это объект любви: жизнь без машины представляется человеку порой куда как более невыносимой, чем жизнь без жены» [6].

«Техника подчиняет человека своим дегуманизированным целям, и он превращается в придаток к машине. Все жизненные планы и цели подчиняются неумолимой логике технического прогресса. Человек, обладающий всей полнотой жизни, в наше время умер,- полагает Фромм,- живы только организации и машины, которые изменяют структуру личности. «Кибернетическая личность» ориентирована на искусственную среду обитания (машины, приборы, автоматы и т. д.). Поэтому она беззастенчиво превращает мир в отравленное и зловонное пространство. В свою очередь притягательность «мира запустения и мертвечины» порождает такие явления как преступность, наркоманию, утрату нравственных идеалов». Возможность преодоления технократического мышления и тех опасностей, которые оно в себе несет, Э. Фромм связывает с социальными движениями, борющимися за мир и против загрязнения окружающей среды, со стремлением людей предпочитать интересную работу высоким доходам и престижу, короче говоря, со всеми формами активности, порождаемым и силой любви к жизни.

Информация о работе Судьба человека в техногенном мире. Ортега-и-Гассет «Размышления о технике»