Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2014 в 10:52, реферат
Социальное государство – политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни сглаживания социальных различий и помощи, нуждающимся законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Сущность социального государства и гражданского общества в современной России. Функции и принципы социального государства и гражданского общества. Экономическая и правовая основы социального государства и гражданского общества.
1.Социальное государство современной России
Социальное государство – политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни сглаживания социальных различий и помощи, нуждающимся законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».
С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7)
Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:
-каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
-каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
-нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.
Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части.
2.Гражданское общество современной России
Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Отличительный признак общества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, - построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров).
Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Иными словами, гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой – различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.
Итак, сущность гражданского общества кроется в следующем:
-это сфера частных интересов граждан и независимого индивидуального выбора;
-это система неполитических связей и структур, совокупность межличностных отношений, которые осуществляются без вмешательства государства и вне его рамок;
-это по природе своей общество капиталистическое, приходящее на смену традиционному (феодальному), первоосновой его является свободная личность с независимым сознанием – гражданин.
3.Проблемы реализации
социального государства и
Гражданское общество:
- Во-первых, разделение российского
социума и населения по
Во-вторых, отсутствие объединяющих ценностей, таких как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека.
- В-третьих, отсутствие многочисленного среднего класса.
- В-четвертых, низкий уровень доверия населения к политикам, вынужденность приспособления к действиям властей, скепсис в отношении возможности влиять на их решения.
Можно и необходимо добавить следующие проблемы:
– наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания;
– криминализация экономики и, частично, органов государственной власти;
– терроризм;
– гражданская апатия населения;
На основании вышеперечисленного, можно сделать два основных, неутешительных вывода, а именно:
- формирование современного
- в целом понятие гражданского
общества пока ещё не получило
широкого распространения и
Социальное государство:
Социальное государство имеет свои внутренние противоречия, проходит определенные стадии формирования и этапы развития. В основании процессов, послуживших причиной обострения проблем социального государства, лежат цикличность и неравномерность экономического развития, подверженность экономики и социальной сферы воздействию событий внешней и внутренней политики.
4.Взаимодействие социального
государства и гражданского
Социальное государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.
5.Функции социального
государства и гражданского
Социальное государство:
-обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;
-обеспечение социального страхования для всех членов общества;
-обеспечение доступности образования, здравоохранения
и духовно-культурного развития;
-социальную защиту
-предоставление социальных
Гражданское общество: 1. Функция социализации индивидов. 2. Функции самоорганизации и самоуправления. 3. Интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся форм социальной солидарности. 4. Создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов.5.Согласование расходящихся интересов и урегулирование конфликтов.
6.Принципы социального государства и гражданского общества
Выделяют следующие основные принципы социального государства:
1.Свобода принятия решений об
инвестициях.2.Свобода выбора
Принципы гражданского общества: Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; Безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; Легитимность и демократический характер власти; Равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; Свобода слова и печати, независимость СМИ; Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; Классовый мир, партнерство и национальное согласие; Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
7.Экономическая основа
создания и развития
Социальное государство может реализовать свои цели только при наличии высокоэффективной экономики, что предполагает приоритет экономических интересов. Высокая эффективность экономики социального государства может быть обеспечена только при повышении роли производительных сил, на отлаженной системе производственных отношений, при признании равноправия всех форм собственности. Неустойчивое экономическое положение России не позволило сохранить и развить сложившиеся формы и методы реализации социальной политики, что привело к существенному сокращению расходов на социальную сферу. Слабый учет региональных особенностей и интересов в реализуемых федеральных программах социально-экономического развития ослабил межрегиональные связи, создал социальную напряженность в подавляющем большинстве регионов, а также противоречия в отношениях между субъектами Федерации, поставил под угрозу общность экономического и политического пространства страны.
8.Правовая основа
Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа нашего социального государства получает в Конституции РФ, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например, Пересмотренная Европейская социальная хартия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.
9.Модели социального государства и развития гражданского общества
Существует несколько моделей социального государства.
Одна из них - либеральная модель, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.
Другая модель социального государства - корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей. Наиболее распространенной моделью социального государства является модель, в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.), которые играют, однако, вспомогательную роль.
Информация о работе Сущность социального государства и гражданского общества в современной России