Сущность философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:49, реферат

Краткое описание

Профессиональные философы нередко высказывают мнение о несуществовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений[7]. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность философии.docx

— 86.85 Кб (Скачать файл)

Сущность философии

Профессиональные философы нередко высказывают мнение о несуществовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений[7]. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и  начал всего сущего — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух[8]. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — предмета одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует. Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, Мысли тебе не найти. И нет и не будет иного, Сверх бытия, ничего…»[9]). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»[10]).

Фрагмент картины Рафаэля «Афинская школа». Философы Платон и Аристотель. Пример разности философских интересов: Платон держит в руках натурфилософский диалог «Тимей», Аристотель — «Этику»

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»[11]

В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного  сознания; учение об общих принципах  бытия и познания, об отношении  человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»[6]. Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики»[12], последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии.

Современные западные источники  дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и  общих понятиях и принципах, относящихся  к мышлению, действию и реальности»[13]. Современные белорусские философы определяют философию как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях»[2].

Наконец, есть современное  «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и её результат.

[править] История термина

Считается, что само слово  «философия» первым придумал Пифагор. Как сообщает Диоген Лаэртский,

Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые  стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном  Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости[14].

Пифагор не оставил после  себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово  «философ», — это Гераклит:

Очень много должны знать мужи-философы[15].

Из Древней Греции термин «философия» распространился в страны Запада и Ближнего Востока.

В восточных традициях  философия не выделялась в отдельную  область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина  «философия».

Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви́дение»), «даршана» («теоретическое ви́дение»), «мата» — («теория»)[16].

В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).

В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ‎‎ Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признаёт значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».

В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику.

[править] Философия как мировоззрение

Философия является мировоззренческой  дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения[источник не указан 643 дня]: мифологию, религию, науку и философию.

[править] Философия как образ жизни

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

 

В античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни (деятельность)[источник не указан 973 дня]. Нередко эту сторону философии акцентируют и в современном контексте[17].

[править] Философия и наука

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

 

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения  философии и науки:

  • Является ли философия наукой?
  • Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
  • Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?

Евклид. Единство философии и математики

Рене  Декарт. Единство философии, физики и математики

При рассмотрении первого  вопроса о научности философии  видно, что на протяжении всей своей  истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность  в развитии философского знания, его  проблематики, общность категориального  аппарата и логики исследования[источник не указан 512 дней]. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики»[18].

С другой стороны, каждый отдельный  индивид, приобщаясь к поиску ответов  на общефилософские вопросы, ничем  и никем не обязывается основывать свои размышления на опыте предшественников. Отсутствие общепризнанных результатов, как коренное отличие философии  от науки, было отмечено Ясперсом в его работе «Введение в философию»[19].

Задача развертывания  философии по образцу науки ставилась  в марксизме и диалектическом


Информация о работе Сущность философии