Содержание.
1. Жизненный путь Леонардо-да-Винчи.
2. Творчество Леонардо-да-Винчи.
2.1 Основные периоды в живописи
Леонардо да Винчи.
2.2 Величайшие произведения - "Джоконда"
и "Тайная вечеря".
2.2.1 "Джоконда".
2.2.2 "Тайная Вечеря".
3.Предсказания Леонардо Да Винчи.
Литература.
Приложение.
Введение.
Эпоха Возрождения была богата на выдающиеся
личности. Одним из них является Леонардо
да Винчи, родившийся в местечке Винчи
близ Флоренции 15 апреля 1452 года.
Этот гений начала итальянского Возрождения
настолько странен, что вызывает у ученых
не просто изумление, а почти благоговение,
смешанное с растерянностью. Даже общий
обзор его возможностей повергает исследователей
в шок: Леонардо да Винчи был сразу гениальным
инженером, художником, скульптором, изобретателем,
механиком, химиком, филологом, ученым,
провидцем, одним из лучших в свое время
певцом, пловцом, создателем музыкальных
инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком,
архитектором, модельером. Поражают и
его внешние данные: Леонардо высок, строен
и так прекрасен лицом, что его называли
"ангелом".
1. Жизненный
путь Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи родился в
1452-м и умер в 1519 году. Отец будущего гения,
Пьеро да Винчи, богатый нотариус и землевладелец,
был известнейшим человеком во Флоренции,
но мать Катерина - простой крестьянской
девушкой. Леонардо с 5-6 лет воспитывался
при отце с мачехой.
Леонардо был непостоянным
и переменчивым. Он принимался за изучение
многих предметов, но, приступив, затем
бросал их. Так, в математике за те немногие
месяцы, что он ею занимался, он сделал
такие успехи, что, постоянно выдвигая
всякие сомнения и трудности перед учителем,
у которого он обучался. Некоторые усилия
потратил он и на познание музыкальной
науки, но вскоре решил научиться только
игре на лире. Он божественно пел, импровизируя
под ее сопровождение.
В 1466 году, в 14-летнем возрасте,
Леонардо да Винчи поступил учеником в
мастерскую Вероккио.
В 1472 г. Леонардо, которому было
тогда лет двадцать, оставил мастерскую
Верроккио и стал работать самостоятельно.
Приблизительно в 1480 г. Леонардо
был вызван в Милан ко двору герцога Людовика
Сфорцы, в качестве музыканта и импровизатора.
Ему было, однако, поручено основать в
Милане академию художеств. Для преподавания
в этой академии Леонардо да Винчи составил
трактаты о живописи, о свете, о тенях,
о движении, о теории и практике, о движениях
человеческого тела, о пропорциях человеческого
тела.
Леонардо многое начинал, но
ничего никогда не заканчивал, так как
ему казалось, что в тех вещах, которые
были им задуманы, рука не способна достигнуть
художественного совершенства, поскольку
он в своем замысле создавал себе разные
трудности, настолько тонкие и удивительные,
что их даже самыми искусными руками ни
при каких
Французы, сначала Людовик XII,
а затем Франциск I, восхищались произведениями
итальянского Возрождения, особенно Тайной
вечерей Леонардо. Поэтому неудивительно,
что в 1516 г. Франциск I, хорошо осведомленный
о разнообразных талантах Леонардо, пригласил
его ко двору, который тогда располагался
в замке Амбуаз в долине Луары. Несмотря
на то, что Леонардо работал над гидравлическими
проектами и планом нового королевского
дворца, из писаний скульптора Бенвенуто
Челлини ясно, что его основным занятием
была почетная должность придворного
мудреца и советника.
2 мая 1519 года Леонардо
умирает на руках короля Франциска
I, прося прощения у Бога и
людей, что "не сделал для искусства
всего, что мог бы сделать".
Таким образом, мы рассмотрели
краткую биографию великого итальянского
живописца Эпохи Возрождения - Леонарда
да Винчи.
2. Творчество
Леонардо да Винчи.
2.1 Основные периоды
в живописи Леонардо да Винчи
Творчество великого итальянского живописца
можно разделить на ранний, зрелый и поздний
периоды.
Первая датированная работа (1473 г., Уффици)
- маленький набросок долины реки, видимой
из ущелья; с одной стороны расположен
замок, с другой - лесистый склон холма.
Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами
пера, свидетельствует о постоянном интересе
художника к атмосферным явлениям, о которых
он позднее много писал в своих заметках.
Недатированная картина "Благовещение"
(середина 1470-х годов, Уффици) была приписана
Леонардо только в XIX в.; возможно, более
правильно было бы рассматривать ее как
результат сотрудничества Леонардо и
Вероккио. В ней есть несколько слабых
моментов, например, слишком резкое перспективное
сокращение здания слева или плохо разработанное
в перспективе масштабное соотношение
фигуры Богоматери и пюпитра. Однако в
остальном, особенно в тонкой и мягкой
моделировке, а также в трактовке туманного
пейзажа с неясно вырисовывающейся на
заднем плане горой, картина принадлежит
руке Леонардо.
Картина Вероккио "Крещение" (Уффици)
также не датирована, хотя предположительно
может быть помещена в первую половину
1470-х годов. Джорджо Вазари - один из первых
биографов Леонардо, утверждает, что он
написал фигуру левого из двух ангелов,
повернутого в профиль
Портрет Джиневры деи Бенчи (около 1478
г., Вашингтон, Национальная галерея) -
возможно, первая картина Леонардо, написанная
самостоятельно. Доска обрезана примерно
на 20 см снизу, так что исчезли скрещенные
руки молодой женщины.
Неоконченный Св. Иероним, очень близкий
по стилю к Поклонению волхвов, также может
быть датирован временем около 1480 г. Эти
картины одновременны первым из сохранившихся
набросков военных механизмов. Получив
образование художника, но, стремясь быть
военным инженером, Леонардо бросил работу
над Поклонением волхвов и устремился
на поиски новых задач и новой жизни в
Милан, где начался зрелый период его творчества.
В середине 1480-х годов Леонардо написал
картину "Дама с горностаем". Контуры
фигуры женщины со зверьком очерчены изгибами
линий, которые повторяются во всей композиции,
и это, в сочетании с приглушенными красками
и нежным оттенком кожи, создает впечатление
идеальной грации и красоты. Красота Дамы
с горностаем разительно контрастирует
с гротескными набросками уродов, в которых
Леонардо исследовал крайние степени
аномалий строения лица.
В Милане Леонардо начал делать записи;
около 1490 г. он сосредоточил внимание на
двух дисциплинах: архитектуре и анатомии.
Он сделал наброски нескольких вариантов
проекта центрально-купольного храма
- тип архитектурного сооружения, который
ранее рекомендовал Альберти по той причине,
что он отражает один из античных типов
храмов и имеет в своей основе наиболее
совершенную форму - круг. Леонардо нарисовал
план и перспективные виды всего сооружения,
в которых намечены распределение масс
и конфигурация внутреннего пространства.
Примерно в это же время он добыл череп
и сделал поперечное сечение, впервые
открыв пазухи черепа. Заметки вокруг
рисунков свидетельствуют о том, что его
в первую очередь интересовала природа
и строение мозга. Безусловно, эти рисунки
предназначались для чисто исследовательских
целей, однако они поражают своей красотой
и сходством с набросками архитектурных
проектов в том, что и на тех, и на других
изображены перегородки, разделяющие
части внутреннего пространства.
Зрелому периоду Леонардо да Винчи принадлежат
две великие картины "Джоконда (Мона
Лиза)" и "Тайная вечеря".
Мона Лиза создавалась в то время, когда
Леонардо был до такой степени поглощен
изучением строения женского организма,
анатомией и проблемами, связанными с
деторождением, что разделить его художественные
и научные интересы практически невозможно.
В эти годы он зарисовал человеческий
эмбрион в матке и создал последнюю из
нескольких версий картины Леда на сюжет
античного мифа о рождении Кастора и Поллукса
от соединения смертной девушки Леды и
Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо
занимался сравнительной анатомией и
интересовался аналогиями между всеми
органическими формами.
Поздний период творчества Леонардо
да Винчи включает, прежде всего, несколько
набросков на сюжет "Мадонна с Младенцем"
и св. Анной; впервые этот замысел возник
во Флоренции. Возможно, около 1505 был создан
картон (Лондон, Национальная галерея),
а в 1508 или несколько позже - картина, находящаяся
ныне в Лувре. Мадонна сидит на коленях
св. Анны и протягивает руки к Младенцу
Христу, держащему ягненка;
«Иоанн Креститель» изображает человека
с нежным улыбающимся лицом, которое появляется
из полумрака фона; он обращается к зрителю
с пророчеством о пришествии Христа.
В поздней серии рисунков Потоп катаклизмы,
мощь тонн воды, ураганных ветров, скал
и деревьев, превращающихся в щепки в вихре
бури. В записках содержится много пассажей
о Потопе, некоторые из них - поэтические,
другие - бесстрастно описательные, третьи
- научно-исследовательские, в том смысле,
что в них трактуются такие проблемы, как
вихревое движение воды в водовороте,
его мощность и траектория.
Для Леонардо искусство и исследовательская
деятельность были взаимодополняющими
аспектами постоянного стремления наблюдать
и фиксировать внешний вид и внутреннее
устройство мира. Определенно можно утверждать,
что он был первым среди ученых, чьи исследования
дополнялись занятиями искусством.
Около семи тысяч страниц сохранившихся
рукописей Леонардо да Винчи содержат
его мысли по различным вопросам искусства,
науки и техники. Из этих записей был составлен
позже "Трактат о живописи". В частности
в нем изложено учение о перспективе как
линейной, так и воздушной.
К сожалению, множество наблюдений, касающихся
влияния прозрачных и полупрозрачных
сред на воспринимаемую окраску не могло
еще найти у Леонардо надлежащего физико-математического
объяснения. Однако ценными являются предпринятые
ученым первые экспериментальные попытки
определения силы света в зависимости
от расстояния, исследования законов бинокулярного
зрения, видя в них условие восприятия
рельефности.
В "Трактате о живописи" также излагаются
сведения о пропорциях. В эпоху Возрождения
математическое понятие - золотая пропорция
было возведено в ранг главного эстетического
принципа. Леонардо да Винчи именовал
ее Sectio aurea, откуда и получил начало термин
"золотое сечение". Согласно художественным
канонам Леонардо золотая пропорция отвечает
не только делению тела на две неравные
части линией. Высота лица (до корней волос)
относится к вертикальному расстоянию
между дугами бровей и нижней частью подбородка,
как расстояние между нижней частью носа
и нижней частью подбородка относится
к расстоянию между углами губ и нижней
частью подбородка, это расстояние равно
золотой пропорции. Разрабатывая правила
изображения человеческой фигуры, Леонардо
да Винчи пытался на основе литературных
сведений древности восстановить так
называемый "квадрат древних". Он
выполнил рисунок, в котором показано,
что размах вытянутых в сторону рук человека
примерно равен его росту, вследствие
чего фигура человека вписывается в квадрат
и в круг.
2.2 Величайшие
произведения - "Джоконда" и "Тайная
вечеря"
2.2.1 "Джоконда"
В Милане Леонардо да Винчи начал работу
над своей знаменитой картиной "Джоконда
(Мона Лиза)". Предыстория "Джоконды"
такова.
Франческо ди Бартоломео дель Джокондо
заказал великому художнику портрет своей
третьей жены, 24-летней Моны Лизы. Картина,
размером 97х53 см., была закончена в 1503 г.
и сразу получила известность. Писал ее
великий художник четыре года (он вообще
свои произведения творил длительное
время). Свидетельством этого может быть
использование различных растворителей
в период написания. Так, лицо Моны Лизы,
в отличие от рук, покрыто сетью трещин.
Франческо дель Джокондо по невыясненным
причинам не выкупил эту картину, а Леонардо
до конца жизни не расставался с ней. Последние
годы жизни, как уже отмечалось выше, великий
художник по приглашению короля Франции
Франциска I провел в Париже. После его
смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил
сам король.
Создавая свой шедевр, художник использовал
секрет, известный многим портретистам:
вертикальная ось полотна проходит через
зрачок левого глаза, что должно вызывать
у зрителя чувство возбуждения. Портрет
(он находится в Лувре) является дальнейшей
разработкой типа, появившегося у Леонардо
ранее: модель изображена по пояс, в легком
повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные
руки ограничивают композицию снизу. Одухотворенные
руки Моны Лизы так же прекрасны, как легкая
улыбка на ее лице и первобытный скалистый
пейзаж в туманной дали.
Джоконда известна как образ загадочной,
даже роковой женщины, однако эта интерпретация
принадлежит XIX веку.
Картина вызывает различные предположения.
Так в 1986 году американская художница
и исследовательница Лилиан Шварц сопоставила
изображение Моны Лизы с автопортретом
Леонардо. Использовав перевернутое изображение
автопортрета, она с помощью компьютера
привела картины к одному масштабу, чтобы
расстояние между зрачками стало одинаковым.
Считается, что при этом она получила поразительное
сходство, хотя эта версия представляется
достаточно спорной.
Вероятно, что для Леонардо эта картина
была наиболее сложным и удачным упражнением
в использовании сфумато ( в живописи смягчение
очертаний фигур и предметов), а фон картины
- результат его исследований в области
геологии. Вне зависимости от того, был
ли сюжет светским или религиозным, пейзаж,
обнажающий "кости земли", постоянно
встречается в творчестве Леонардо. Тайны
Природы, постоянно мучившие великого
Леонардо да Винчи, художник воплотил
во взгляде Моны Лизы, всепроникающем,
направленным как бы из глубины темной
пещеры. В подтверждение этого - слова
самого Леонардо: "Подчиняясь жадному
своему влечению, желая увидеть великое
множество разнообразных и странных форм,
произведенных искусной природой, блуждая
среди темных скал, я подошел ко входу
в большую пещеру. На мгновение я остановился
перед ней, пораженный… Я наклонился вперед,
чтобы разглядеть, что происходит там,
в глубине, но великая темнота мешала мне.
Так пробыл я некоторое время. Внезапно
во мне пробудилось два чувства: страх
и желание; страх перед грозной и темной
пещерой, желание увидеть, нет ли чего-то
чудесного в ее глубине".