Творчество Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:47, контрольная работа

Краткое описание

На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество античных философов Платона и Аристотеля, создававших свои философские картины мира в эпоху великих потрясений, происходивших в современном им обществе. Мир Платона и Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов полисов и возникновения империи Александра Македонского.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Юля.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

Контрольная работа

 по дисциплине

ФИЛОСОФИЯ

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

11 группы заочного отделения 

экфака

Шкытенкова Ю. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск 2011 г.

Глава 1. Творчество Платона и Аристотеля

 

На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество античных философов Платона и Аристотеля, создававших свои философские картины мира в эпоху великих потрясений, происходивших в современном им обществе. Мир Платона и Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов полисов и возникновения империи Александра Македонского.

С этой точки зрения было бы интересно, изучая философские и политические взгляды Платона и Аристотеля, рассматривать мировоззрения этих философов не в законченном виде, а проследить за их развитием, за тем как бурные события общественной жизни в эпоху Платона и Аристотеля находили свое отражение в становлении их философских систем. Тем более что свойственный этим двум философам, а особенно Платону, антидогматизм и особенный стиль в изложении взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами их творческих- 2 исканий, но и проследить за ходом их мыслей и рассуждений.

Сравнивая политические взгляды, можно придти к выводу, что у Аристотеля они более богаты и развернуты, чем у Платона. Аристотель, в отличие от Платона, не замыкается на построении какого-то наилучшего государственного устройства, а рассматривает основные принципы функционирования государства, описывая при этом несколько типов как положительных, так и отрицательных, по его мнению, государственных систем.

Идейный порыв, принципиальная настроенность, самоотверженное служение идеалу - все это на целые тысячелетия сделали философии Платона и Аристотеля необходимыми. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Также можем сказать и мы, идя своим собственным путем на этапе исторических общественных преобразований, мы должны использовать и критически переосмысливать те примеры совмещения теории и практики, какие нам подали Платон и Аристотель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Платон

  Платон (427-347 до  н.э.) – сын афинского гражданина.  Платон – великий мыслитель, пронизывающий  своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Платон  был влюблен  в философию: все философствования этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь – выражением его философии. Он не только философ, но и  блестящий мастер художественного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить  на гармонический лад.

По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г. Гегель). По своему социальному происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой аристократии и потому был своим человеком в кружке Сократа.  В молодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита – Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденции Кратила к абсолютному релятивизму.

Когда в возрасте 20 лет Платон готовился участвовать в соревнование как автор трагедии, случайно перед театром Дионисия  он услышал дискуссию, которую вел Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа (хотя и не перестал быть поэтом). Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю значительную победу в Пелопоннесской войне. Платон разделял со всем кружком Сократа отвращение к афинской демократии

        После возвращение в Афины  он предпринял первое путешествие  в Южную Италию и  Сицилию. В  Сиракузах Платон попытался реализовать свои идеи и принял участие в общественной жизни на стороне местной аристократии, возглавляемой тогда Дионом. Однако, политическая деятельность Платона не была успешной. Дионисий выдал его, как военнопленного, послу Спарты.  На рынке рабов острова Эгина Платона выкупают его друзья, и он вновь возвращается в Афины.

В Афинах Платон активно работает в области философии. Во время своих путешествий он познакомился с пифагорейской философией, которая повлияла на него во многих отношениях. Диоген Лаэртский даже считает, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа.  В этот же период Платон в саду, посвященном полубогу Академу, основывает свою собственную философскую школы – Академию, которая становится центром античного идеализма.

В период правления в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон вновь пытается включиться в политическую борьбу. Однако и на этот раз его стремление провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого понимания. Подавленный политическими неудачами, он возвращается в Афины, где умирает в возрасте 80 лет.

Творчество Платона имеет приблизительно три этапа. Началом первого является смерть Сократа. При жизни Сократа Платон, вероятно, не писал никаких философских произведений.  В этот период он находился под непосредственным влиянием не только мыслей, но и образа жизни своего учителя. Лишь после его смерти, во время пребывания в Мегаре, он создает первые диалоги и трактат «Апология Сократа».

Следующий период творчества Платона совпадает с первым путешествием в Южную Италию и на Сицилию. Постепенно изменяется содержание и способ философствования Платона. Он отходит от собственно сократического «этического идеализма» и закладывает основы объективного идеализма. Видимо, в этот период в мышление Платона несколько усиливается влияние философии Гераклита и пифагорейского подхода к миру.

Объективно-идеалистическая концепция Платона весьма тесно связана с острой критикой «линии Демокрита», то есть всех материалистических воззрений и мыслей, которые встречались в античной философии.

Во второй половине этого периода Платон большое внимание уделяет вопросам метода познания идеи. Он использует для его определения термин диалектика и приравнивает этот метод к трению дерева о дерево, которое, в конце концов, приводит к возникновению искры познания.

Знаменательным переломом в развитии взглядов Платона является диалог «Парменид». Этот диалог большинство исследователей считают началом третьего, заключительного периода творчества Платона. В нем Платон подвергает переоценке свое прежнее понимание идеи, рационализирует его, придавая ему характер общности. Вместе с тем понимание идеи приобретает определенную застылость.

Основной вопрос философии он решает однозначно – идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и, который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей, то есть материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизмененными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

Между миром идей, как подлинным, реальным бытием и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производственное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия.

Отношение идеи и реальных вещей является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которой отражены определенные образцы – идеи.

Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу «иерархизации идей». Эта иерархизации представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты и добра. Она на только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна, но и стоит выше других идей.

Истинное, настоящее познание, согласно Платону, - это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познавала в то время, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.

Гносеологические  и онтологические взгляды Платона перекликаются с его понятием души. Душа бестелесна, бессмертна, она возникает  одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть – влечение и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.

Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба.

Последовательным идеализмом отличались и космологические представления Платона. Он отвергает учение о материальной сущности мира. Космос «только один», он не вечен, ибо был сотворен. Он конечен и имеет шаровидную форму.

Платон говорит: «Мир – это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое – с человеческим».  Космос – это своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он – цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует, а управляется  он силами, образующими общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте.

Идея – центральная категория в философии Платона. Идея – это смысл, сущность вещи. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считает, что важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. По Платону , распространение «нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых и нравственных норм, то есть к принципу «все дозволено», говоря словами Ф. М. Достоевского. Платон к суровому наказанию «нечестивцев».

Платон был настолько умен, что понимал невозможность полного отделения небесного царства идей от самых обыкновенных земных вещей. Ведь теория идей возникла у него только на путях осознания того, что такое вещи и что возможно их познание.

Создание мира Платон видит следующим образом: «…пожелавши, чтобы всё было хорошо и чтобы ничто по возможности не было дурно, Бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в нестройном и беспорядочном движении; он привел их из беспорядка в порядок, полагая, что второе, безусловно, лучше первого. Невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвёл нечто, что не было бы прекраснейшим; между тем размышление явило ему, что из всех вещей, по природе своей видимых, ни одно творение, лишенное ума, не может быть прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать то и другое как целое; а ум не может обитать ни в чём, кроме души. Руководясь этим рассуждением, он устроил ум в душе, а душа в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения».

Государство по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители – философы, стратеги- воины, задача которых стоять на страже безопасности государства , и производители – земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше.

Информация о работе Творчество Платона и Аристотеля