Творчество в понимании Николая Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:22, реферат

Краткое описание

Философия искусства всегда была важна для самоопределения человека, понимания им окружающего мира. Искусство является важнейшей составляющей духовной жизни человечества, оно выполняет функции духовного становления и образования личности. В русской философии эта тема с особой силой прозвучала в творчестве Николая Александровича Бердяева. В своем духовном развитии этот человек прошел сложную эволюцию, постоянно находясь в поиске и самоопределении. Несмотря на то, что Бердяев был религиозным мыслителем, в основе всех его трудов лежит не Бог, а человек со своей трагичной судьбой в современном мире.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Творчество в понимании Николая Бердяева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Кризис искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список литературы . .

Вложенные файлы: 1 файл

Фёдорова Ольга.docx

— 57.19 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Творчество в понимании Николая Бердяева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Кризис искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16  
Введение

Философия искусства всегда была важна для самоопределения человека, понимания им окружающего мира. Искусство является важнейшей составляющей духовной жизни человечества, оно выполняет функции духовного становления и образования личности. В русской философии эта тема с особой силой прозвучала в творчестве Николая Александровича Бердяева. В своем духовном развитии этот человек прошел сложную эволюцию, постоянно находясь в поиске и самоопределении. Несмотря на то, что Бердяев был религиозным мыслителем, в основе всех его трудов лежит не Бог, а человек со своей трагичной судьбой в современном  мире. Его философские мысли в большинстве своем личностны, субъективны, а потому, волнующи и значимы для эпохи, в которой пришлось жить автору - эпоху глобального кризиса человечества. Творчество Николая Бердяева всегда было и остается остро актуальным, ведь в нем затрагиваются  проблемы смысла человеческой жизни, проблемы выбора, самопознания, что, по мнению автора, становится все сложнее в современном мире.

Творчеством, как заявляет философ, должны быть проникнуты все сферы деятельности человека, не только искусство, но и мораль и познание. Однако именно художественная деятельность остается главной областью творческих сил, именно она, по словам автора, лучше всего раскрывает сущность творческого акта. Творчество раскрывает природу человека, уносит его прочь от грешной земли в заоблачные дали. Свобода - также являлась одной из основных идей Николая Бердяева. Он постоянно проводил параллель между этими двумя понятиями, связывал их воедино. Философ противопоставлял свободу необходимости, принуждению.

Николаю Бердяеву выпало жить в непростое время - эпоху перемен. Меняется привычная ему картина мира. Революции, войны уносят пережитки прошлого. В жизнь людей врываются механизмы, новые технологии. Наука выходит на первый план. Пережитые потрясения меняют и самих людей, их сознание, внутренний мир. Его не перестает мучать мысль о судьбе России, ее предназначении. Сам философ называл это «русская идея». Особенно часто к этой идее он обращается во время войны. Бердяев уже заранее предчувствовал надвигающуюся катастрофу в жизни Европы. Война наводит на размышления о предстоящем появлении противоречий в христианском сознании. Война – это действия, которые явно не укладывались в сознание Христа, не входили в его планы. Это конец мира, конец цивилизации, конец культуры.

Наступает кризис, о котором Николай Бердяев неустанно повторял в своих трудах. Мир переживает эпоху деморализации. Происходит понижение качества и уровня культуры. Особенно глубокого рассмотрения получила у Бердяева тема кризиса искусства. Проанализировав несколько видов искусства, он выделяет целый ряд причин, которые и привели к этому кризису, пытается понять их суть и найти способы, которые  устранят эту проблему.

  
Творчество в понимании Николая Бердяева

Искусство - область творческая по преимуществу. Художник обязательно является творцом, который стремится преобразовать жизнь, освободиться от ее тяжести, постигнуть красоту. Только он может освободиться от рабства мира сего, ведь именно ему дарована Богом уникальная способность, величайший дар - творчество. Только активная личность может познавать и творить. Личность всегда уникальна, неповторима в своей деятельности, а значит, всякое ее действие - творческий акт.

Николай Бердяев считает, что человек не обязан принимать этот дар, Бог не принуждает к творчеству. Он ждет, когда человек сам познает сущностный глубокий смысл искусства и начнет реализовывать в жизни творческие замыслы высшего Творца. «В творчестве снизу раскрывается божественное в человеке, от свободного помысла самого человека, а не сверху»1. Человек как прообраз Бога не может не творить; все могут стать творцами и художниками из- за своей божественной природы. Дело лишь за готовностью человека и его желанием воспринимать божественное, которое изначально находится в человеке, составляет его суть. Творчество для Николая Бердяева - это создание абсолютно нового продукта, того, что не существовало раньше, - творчество нового бытия.

Философ всячески отрицает критическую гносеологию, согласно которой в творческом акте бытие приносится в жертву, ограничивается. Считается, что творя, человек отрекается от него во имя создания новых ценностей, которые превышают бытие.  Человек не может творить, находясь в своем критическом сознании. Когда человек находится в своем бытие, он не творит. В творческом акте человек создает ценности, несоизмеримые со своим бытием. «Творить можно только культуру, т.е. ценности логические, этнические и эстетические, но нельзя творить нового бытия, иной жизни»2.  Искусство - это осознанное отречение от реальной жизни, от объективного духа. Согласно критической гносеологии, творческий акт полностью отделен от сознания человека, его бытия. Творить науку, искусство - значит ограничивать жизнь, сужать бытие. Субъект и объект творчества полностью отделены друг от друга, не допускается и мысли, что этот разрыв может быть преодолен. Критическая гносеология требует от творчества покорности, послушания, тем самым ограничивая человека.

Однако Николай Александрович считает, что творчество неподвластно гносеологии с ее «не знающей конца, дурно - бесконечной рефлексией»3. Творческий акт, по его мнению, всегда пребывает в бытие, он не знает деления на субъект и объект. «Творческий акт человека совершается в том плане бытия, на который не простирается компетенция науки, а потому и не имеет к нему отношения и гносеология науки»4. Возможность творческого акта, который отрицает гносеология, доказывается наличием самого творческого акта. Критическая гносеология не понимает творчества как познание. А она в свою очередь не может приспособиться к чему- либо, не может быть лишь отражением действительности. Творчество - это активное преображение, осмысление бытия. Гносеология же стремится  упразднить бытие, противостоять вхождению познания человека в это бытие. Познание не вне бытия и не противоположно бытию, оно - в недрах самого бытия, познание и есть действие в бытии.

Бытие мира является сотворенным бытием, а значит, на каждом бытие остается след творческого акта. Сотворенное бытие связано с главным Творцом - Богом. Творение подразумевает движение, динамику внутри божественной жизни. Если бы в бытии не было ничего сотворенного, и все было бы изначально данным, то само понятие творчество не существовало бы в мире. Не сотворенный мир, не знающий божественной мощи, не был бы способен к творчеству и ничего бы не знал о нем. Сама идея творчества возможна только потому, что Бог совершил творческий акт, с которого и взяло свое начало творчество. Николай Бердяев считает, что творчество - это процесс, не отнимающий сил у творящего. Его мощь, его силы переходят в новое, неведанное до этого состояние. «Творчество есть создание новой мощи из небывалой, до этого не сущей»5. Это создание новой силы. Творческая прибыль появляется из свободы творящего, которой его наделил сам Творец. Человек создан для того, чтобы обогатить саму божественную жизнь.

Проникновение в суть тварного бытия, по мнению Николая Бердяева, приводит к осознанию противоположности между творчеством и эманацией – распространении избыточной полноты абсолютного бытия за пределы своего бытия. Если мир сотворен Богом, то творчество имеет место быть. Если же мир эманирует из Бога, то творчества нет, оно не оправдано. В случае эманации мощь покидает творящего. Она не возрастает, а лишь перераспределяется между Творцом и творящим. Само Божество не сохраняет своей мощи, она уходит в мир, навсегда покидая его. К философам, выступающим за эманацию, принадлежат Плотин, Экхарт. Поддерживает ее и мистика Индии. Некоторые учения современной философии также связаны с эмационным богосознанием.

В настоящем же творчестве, считает Н. Бердяев, ничто не переливается и не убывает, а только прибывает, «подобно тому, как в Божьем творчестве не убывает Божественная мощь от своего перехода в мир, а прибывает мощь новая, не бывшая»6.

Еще одно учение, тесно связанное с эманацией,- материалистический эволюционизм. Он также не допускает творчества, а принимает лишь перераспределения элементов во вселенной. Творчество и механическая эволюция прямо противоположны. Эволюция также не допускает прибавление мощи, божественных сил, а учитывает лишь их перераспределение. Ничто не творится, а лишь переходит из одного состояния в другое - своеобразный закон сохранения энергии. « Творчество есть прирост энергии не из другой энергии, а из ничего, а потому не признает абсолютного и вселенского характера за законом сохранения энергии, преодолевая его»7. Николай Бердяев же считает, что эти предположения о невозможности перехода энергии, ее замкнутости не имеют никакого значения. Это лишь частная форма приспособления к необходимости, к греховному состоянию мира. Материализация мира, не допускающая творчества, есть результат «падения персональных субстанций, их порабощение и отяжеление»8.

Творческий акт всегда предполагает индивидуальность, свободу, самостоятельность личности с внутренней мощью. Творчеством можно назвать лишь то, что способствует увеличению этой мощи, становлению сильной личности. Это процесс, рождающийся из оригинальности субстанций, их внутренней мощи. Будучи убежденным в материалистическое и эволюционное отрицание творчества, человек стал пассивен, инертен, он потерял былую легкость. Согласно данным учениям, лишь избавление от греха, подчинение эволюции восстановят творческие силы человека. Бог представляется как страшный повелитель, человек же не причастен к божественной природе. Будучи согласным с данными учениями, человек не понимает, что он подобие Бога. Бог не хозяин, не повелитель. В каждой личности, в каждом человеке есть творческая мощь, подобная Божьей, которую он вправе реализовывать в жизни. Такая богочеловеческая религия предполагает активность человека, он должен продолжать дело Божьего творения. Мир не мог быть до конца создан за семь дней. Появление Богочеловека должно было стать новым моментом в творчестве мира. Мир творится не только в Боге Отце, но и в Боге Сыне. Главное учение о сотворении мира - ветхозаветно, в нем не раскрыто то, что в Христе продолжается творение человеком. Космический смысл явления Нового Адама не раскрыт христианством. Поэтому христианская космология видит творчество мира лишь делом Бога Отца. Люди не понимают, что первоначальная задача человека – преобразить мир, дополнить его тем, что не успел Бог. «Мировой процесс - восьмой день творения, продолжающееся творение»9. Это процесс, в котором одинаково участвуют как сам Творец, так и его подобие.

Творчество - это в первую очередь свобода индивидуалистической мысли; эволюция же безлична. Творческий акт непременно имеет творческий субъект. На примере дарвинизма Николай Бердяев показывает, что это эволюционное учение - лишь пассивное описание факторов необходимости в природном бытии без прозрения необходимости свободы творящего. В дарвинизме присутствует идея, есть истина, но в этом учении нет никакого субъекта развития, творческого субъекта. Бердяев не понимает философию, которая делает из дарвинизма метафизику бытия. «Дарвинизм лишь красноречиво говорит о подавленности творческого субъекта в природной эволюции»10, при этом, будучи не в силах объяснить начала и конца развития. Не принимает творчества и марксизм. В нем есть доля истины, говорящая об угнетенности творческого субъекта, о подавленности человека. Ошибка данного учения в том, что оно также выдает себя за метафизику бытия. Наука не знает творчества, она вся находится во власти христианского греха и падения. Она обречена на послушание, что непозволительно для творчества. Науке чужд творческий порыв, она стремится  подавить творческий субъект. Познание эволюции - пассивное приспособление. Творчество же предполагает мощь, активность, свободу личности, динамичный творческий субъект Творческий процесс не статичен, для него не существует границ. Творческие порывы человека говорят о нахождении им нового познания, а значит, и нового бытия. « В состоянии пассивности перед необходимостью можно познать лишь эволюцию в мире;  в состоянии активном и порывающемся к свободе можно понять творческое развитие в мире»11. Свобода - безосновная основа бытия, она глубже всякого бытия.

Лишь свободный человек может творить. Творчество неотъемлемо от свободы. Свободное творчество - это творчество из ничего, ничем не обусловленное и не возникшее из ряда причин. Творчество нельзя объяснить, это нераскрытая тайна, бездна. Творчество свободы обладает огромной внутренней мощью, способной из ничего создавать абсолютно новые вещи, прибавлять энергию в мировой круговорот жизни. Творчество невозможно понять, само стремление сделать понятным творческий акт говорит о его непонимании.  Желание сделать творчество рациональным - значит рационализировать саму свободу, что абсолютно не характерно для творящего. Свобода не простое понятие, которое показывает  то, что нельзя преступить. Понятие свободы более содержательно. Свобода - это положительная творческая мощь, которую невозможно обосновать. Свобода и есть творчество. Она отрицает все границы, не поддается рассудку. При этом свобода, как и творчество, живет в согласии с Богом, в ней живет божественный разум, божественное начало. Разногласие с высшим Творцом лишает свободу своей мощи, обессиливает ее, поэтому бытие такой свободы обедняется и деградирует. Полноценная, творческая свобода не может быть создана за семь дней Богом - Отцом. Настоящее стало возможным лишь с появлением Сына Божьего, который продолжил дело своего Отца. Свобода Адама была больше формальной. Перед ним стоял выбор как между послушанием, так и между произволом. Материальная же свобода познается только человеком. «Это свобода, рожденная от соединения человеческой природы Иисуса с божественной природой Христа. Свобода нового Адама есть свобода творческая, это свобода, продолжающая дело Божьего творения, а не бунтующая против Бога в отрицательном произволе»12.

Одним из созданий свободы первого Адама является необходимость. Это бессознательная, дурная, не просветленная Логосом свобода. «Необходимость есть падшая свобода, свобода вражды и распада, свобода Хаоса и Анархии»,- пишет Бердяев13. То, что любимо, не может быть принудительно и враждебно. Настоящая свобода - это нечто космическое, гармоничное, упорядоченное. А космическое значит всегда свободное, это то, в чем нет ничего хаотического и обязательного, в нем все инертно. Как только человек испытывает на себе сопротивление, он начинает чувствовать отчуждение от мира, падение в себе богочеловека, он теряет свое место во вселенной. Единственное, что убивает в человеке отчужденность, делает его по истине свободным - это любовь. «Любовь есть содержание свободы, любовь – свобода нового Адама, свобода восьмого дня творения»14. Любовь и есть творчество. Она побеждает всякую необходимость и делает человека свободным. Также подъем падшего человека происходит через приобщение его природы к природе божественной. Христос, как и любовь, делает ненужной всякую необходимость, он является Спасителем человеческой души. Без Христа-Освободителя даже сама свобода начинает казаться результатом необходимости. Настоящая  свобода не имеет место быть без любви и Христа - Освободителя. Настоящая свобода - это свобода восьмого дня творения.

Информация о работе Творчество в понимании Николая Бердяева